/img/tv1.svg
RU KZ
Перевозчикам предлагают объединение ради спасения

Перевозчикам предлагают объединение ради спасения

Таксомоторные компании из регионов создадут республиканскую ассоциацию.

20:07 21 Ноябрь 2017 5669

Перевозчикам предлагают объединение ради спасения

Автор:

Артур Мискарян

О соответствующем решении было объявлено на прошедшем в палате предпринимателей Астаны совещании, в котором участвовали региональные ассоциации и таксомоторные компании Казахстана, а также заинтересованные госорганы. В документе повестки совещания сказано: «На сегодняшний день перевозка пассажиров автомобилями такси как отрасль утопает». Предполагается, что создание республиканской ассоциации необходимо для общего понимания ситуации в отрасли и совместных усилий для решения проблем бизнеса таксомоторных перевозок. В Астане и ЗКО ассоциации служб такси уже действуют, другие регионы страны на совещании представляли крупные компании-таксопарки.

«Принято решение о том, что необходимо создать республиканскую ассоциацию служб такси Казахстана. Надо определить цели и задачи ассоциации. Рынок такси на сегодняшний день регулируется государством, и не всегда это получается эффективно. Нет мер ответственности перевозчиков, работают интернет-службы – они стали популярны, это приводит к тому, что в стране преобладает нелегальный извоз, 80% рынка находится в тени», – комментирует председатель ассоциации транспортников Астаны Медет Курманов.

Республиканская ассоциация будет действовать как общественное объединение «Республиканская ассоциация служб такси Казахстана». В ближайшее время будет произведена юридическая регистрация и аккредитация во всех органах, с которыми ассоциация будет взаимодействовать.

«Мы видим, как должен развиваться рынок. Сегодня есть спрос на услуги такси, и вопрос в том, кем он удовлетворяется – легальным рынком или нелегальным. Республиканская ассоциация будет заниматься развитием легальных перевозок в регионах», – говорит Медет Курманов.

По мнению участников совещания, мобильные сервисы такси игнорируют правила безопасности, охраны здоровья и налоговых отчислений.

«При выполнении функции информационно-диспетчерских служб с помощью мобильных приложений при передаче заказов частным автовладельцам происходит нарушение транспортного законодательства. Извозом могут заниматься только официальные перевозчики. Можно привлекать людей к мобильным сервисам и передавать заказы официальным перевозчикам», – сказал Медет Курманов.

По его словам, после объединения всех официальных перевозчиков под брендом Astana Taxi каждый из перевозчиков сохраняет свою финансовую самостоятельность, при этом ни один руководитель такси не думает о том, где брать заказы. «Потребитель, – говорит Курманов, – в конечном счете выиграет в плане безопасности, охране здоровья и жизни».  

Под общим городским брендом Astana Taxi объединены 13 компаний, которые обслуживаются единым call-центром и диспетчерской службой. По словам Медета Курманова, количество клиентов единой службы такси ежемесячно растет на 10%. Плата за первые три километра поездки – 300 тенге, автомобиль такси при этом может двигаться по автобусной полосе.

Артур Мискарян

Поездкам на такси без чека выписали красный свет

Легально ли казахстанское такси возит пассажиров. 

13 Август 2020 15:21 10726

У казахстанских пассажиров такси не выработалась культура требовать чеки за оплаченную поездку. Объяснить это можно тем, что законодательно обязательство по выдаче фискального документа перед частными извозчиками в стране закреплено сравнительно недавно. Требование заработало с 1 апреля 2019 года, а с начала этого года предприниматели должны использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). В связи с этим в управлении государственных доходов рекомендуют пользователям услуг такси реализовывать свое право и просить фискальный документ у водителя. Он может стать доказательной базой при ДТП или других спорных случаях. Также чек часто нужен командировочным сотрудникам, который будет свидетельствовать о тратах для получения компенсации. Выдача чеков означает и фискализацию оборотов таксиста и компании, в которой он работает, то есть их выход из серой зоны в правовое поле.

«С 1 января 2020 года предприниматели должны использовать контрольно-кассовые машины (ККМ), которые включены в наш реестр. В нашем реестре ККМ имеются офлайн и онлайн модели, порядка 96 моделей онлайн-ККМ. Чеки, выданные в электронном виде, имеют фискальную силу, они легальные. Офлайн-кассы налогоплательщики могут использовать в основном в местах, где нет Сети», – комментирует руководитель управления государственных услуг комитета государственных доходов министерства финансов РК Зангар Шындали.

Иными словами, сегодня для легальной работы таксопарки должны регистрироваться в качестве налогоплательщиков в органах государственных доходов, а за оказанную услугу они должны предоставлять чеки пассажирам вне зависимости от формы оплаты, которую выбрал клиент.

Но пока сфера такси не стремится выходить из тени. ККМ пользуются извозчики далеко не всех таксопарков и мобильных приложений такси. Так, например, получить фискальный чек не представляется возможным, пользуясь услугами крупного сервиса InDriver и диспетчерской службы такси «Регион», которая работает в Нур-Султане, Алматы, Павлодаре, Шымкенте и Караганде. Сервис Bolt, который доступен пока только в Нур-Султане, чеков также не выдает. После поездки отправляется на почту только отчет без указания обязательных регистрационных деталей. Из международных агрегаторов пассажирских перевозок электронный чек выдают в «Яндекс.Такси», найти его можно в самом приложении.

«И сейчас на рынке у нас есть мобильные сервисы по заказу такси, которые предоставляют через свое приложение чеки. С теми сервисами, которые еще не внедрили такую функцию, мы сейчас ведем работу», – пояснил Зангар Шындали.

Если таксист не выдал чек, то потребителю можно оставить жалобу в мобильном приложении «Народный контроль», отметил руководитель управления госуслуг КГД. Для этого необходимо установить приложение, зафиксировать нарушение, указать адрес и номер машины. При первом случае нарушителям предъявляется предупреждение, при повторном – выписывается штраф.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Проект Аstana Taxi на грани закрытия

Перевозчикам грозит солидный штраф в более чем 50 миллионов тенге, который, по их словам, является для них неподъемным.

14 Июнь 2019 22:48 2177

Проект Аstana Taxi был создан в мае 2017 года по поручению Первого Президента страны Нурсултана Назарбаева. Необходимость данной идеи была обусловлена проведением международной выставки Экспо-2017.

Аstana Taxi объединил в себе 13 компаний, а учредителем выступила Ассоциация транспортников столицы. Главной задачей компании было создать цивилизованный рынок перевозок.

Проблемы у Аstana Taxi начались в 2018 году и продолжились уже в этом. Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей Министерства национальной экономики по городу Астане усмотрел в действиях перевозчиков признаки картельного сговора.

«Мое личное мнение – сотрудники антимонопольного комитета подготовили слабый анализ. Не всех изучили, проверили конкретно только нас, хотя на рынке действуют и другие компании. Просто много чего непонятного, и  нас это возмущает», – говорит директор службы такси Сакен Ханхожин. 

«Мы понимаем, что должна быть какая-то жалоба на компанию либо какая-то плановая проверка, в которую включили нас, чтобы проверить нашу деятельность, – продолжает председатель Ассоциации транспортников города Медет Курманов. – Но первичный источник мы пока не получили. Анализ рынка, проведенный антимонопольным рынком, очень однобокий, не учтены все субъекты рынка, хотя в описательной части они все указываются, а потом вывод делается исключительно по нашим 13 компаниям.

По словам представителей Аstana Taxi, они занимают лишь 12% рынка столицы. О каком-то доминировании речи быть не может. И в то же время компании грозит штраф на 50 миллионов тенге. Если это не давление на бизнес, то что? И почему у нас зачастую наказывают так, что, кроме как закрыть дело, никаких других вариантов не остается? Да и проверяют далеко не всех игроков рынка, а как-то избирательно.

«Иногда возникают мысли, что у кого-то задача – закрыть нашу компанию, – недоумевает Медет Курманов. – Мы не понимаем, почему только нас. Почему не проверяют всех остальных. Если хотят понять ситуацию по рынку, то должны всех проверить. У нас 80% рынка находится в тени и достаточно много компаний, агрегаторов такси и приложений, которые не выполняют требования по безопасности, ответственности за пассажиров, техническому состоянию автомобилей, и тем не менее, самыми плохими оказываемся только мы».

Мы не сомневаемся, что у антимонопольного органа имеются все основания проверять бизнес. Однако, по словам предпринимателей, подобные проверки зачастую носят обвинительный характер, а главная задача проверяющих – выявить ошибки и нарушения, чтобы в последующем оштрафовать.  Перспектива закрытия бизнеса и потери рабочих мест волнует, похоже, только самих предпринимателей и их сотрудников.

«Аstana Taxi – это стабильность работы. Стабильные заказы и заработок. Если человек каждый день работает за рулем по 8-9 часов, то зарабатывать можно от 150 до 200 тысяч тенге, - рассказывает водитель «Аstana Taxi» Нариман Абдыкалыков. – Главное преимущество – технически исправные автомобили, безопасность поездок, возможность передвигаться по «busline», которая позволяет без лишних пробок довезти наших пассажиров».

В этом деле еще предстоит тщательно разобраться – мы в ожидании позиции антимонопольного органа. Другой вопрос, что проект работающий и развивающийся. Аstana Taxi, к примеру, обслуживает городской акимат, благодаря чему город экономит порядка 20 миллионов тенге в месяц. А в день количество перевозок компании достигает 3,5 тысяч. И здесь, как говорится, клиент делает свой выбор сам.

«Мы не заставляем клиента, не принуждаем ездить только с нами, - говорит Сакен Ханхожин. – В любой момент любой наш клиент может воспользоваться тем сервисом, которым он пожелает. Выбор всегда за клиентом».

«Я уверен, что в Нур-Султане необходимо создавать условия для развития легального рынка. Чтобы все мы были конкурентны, доступны, - продолжает Медет Курманов. - У нас было все хорошо, но появился антимонопольный орган, который решил нас наказать. А кому плохо мы сделали? Вот это пока непонятно».

Константин Харламов