/img/tv1.svg
RU KZ
Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат

Мининдустрии опубликовало соответствующий приказ.

09:08 27 Август 2020 3026

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат

Автор:

Майра Медеубаева

Перевозчикам выплатят субсидии за период ЧП с учетом фактических затрат. Вчера, 26 августа, на площадке нормативно-правовых актов опубликован приказ министерства индустрии, касающийся правил субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров.

В период чрезвычайных ситуаций и действия режима карантинных ограничений субсидирование убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров, осуществляется без пересмотра существующего тарифа на осуществление перевозок пассажиров и багажа с учетом фактических затрат перевозчиков, указывается в приказе.

В пояснительной записке уточняется, что в связи с режимом ЧП запрещается или ограничивается передвижение людей без соответствующего разрешения и ограничивается количество пассажиров в салоне автобусов, что приводит к резкому снижению пассажиропотока на регулярных автобусных маршрутах. Снижение пассажиропотока повлекло за собой потерю доходов от перевозки пассажиров по сравнению с обычным днем до режима ЧП.

Отметим, объем средств на субсидирование социально значимого автомобильного сообщения определяется как разница между тарифом на перевозку пассажиров, определенным в соответствии с методикой и тарифом, установленным местным исполнительным органом, умноженная на ежегодное количество планируемых к перевозке пассажиров. В случае определения стоимости маршрута для осуществления регулярных автобусных перевозок, исходя из общего годового пробега автобусов по маршруту (км), объем средств на субсидирование убытков перевозчиков определяется как разница между доходами к получению от количества планируемых перевозок пассажиров и багажа и стоимостью маршрута.

В 2020 году в бюджете Нур-Султана на субсидии автопаркам заложено 4 млрд тенге.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как запрет авиасообщений отразился на логистике Казахстана

Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1%.

03 Сентябрь 2020 09:07 2349

Фото: Максим Морозов

Запрет на авиасообщение с ОАЭ, Белоруссией, Германией, Нидерландами, Египтом, Украиной и Россией сильно повлиял как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Грузооборот для воздушного транспорта за время карантина в РК снизился на 46,1% в сравнении с прошлогодним. Об этом директор филиала группы компаний AsstrA в Алматы Рамиля Ахметова сообщила корреспонденту Inbusiness.kz.

«С этими странами у нас был постоянный товарообмен электроникой и фармацевтикой, которые часто доставляют авиатранспортом. Когда число рейсов сократилось, грузы с пометкой «срочно» стали отправлять другими видами транспорта. Автомобильные грузоперевозки, конечно, в этот период также реализовывались с трудом в связи с большими задержками на границе. В итоге всех «выручили» перевозки железнодорожным транспортом. Помимо этого, количество рейсов из Юго-Восточной Азии (Корея, Гонконг, Малайзия) сократилось в пять раз», – говорит Рамиля Ахметова.

По словам директора филиала, из-за введенных ограничений в следствии пандемии колоссальные убытки понесли авиакомпании, доставляющие только гуманитарные грузы. Так, авиакомпании Казахстана за первое полугодие заработали на 40% меньше, чем за тот же период 2019 года. Пандемия сильно ударила по отрасли. Большая часть коммерческих грузов находилась в ожидании чартерных рейсов, либо же их перенаправляли на другие виды транспорта.

Вместе со снижением товарооборота изменилась номенклатура товаров. На первое место вышли фармацевтическая продукция, продукты питания, медицинское оборудование и средства индивидуальной защиты.

Согласно статистике, за январь-февраль текущего года товарооборот между Казахстаном и Китаем составил $2,2 млрд, в том числе экспорт – $1,4 млрд, импорт – $789,7 млрд. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года объем взаимной торговли вырос на 7,9%, или $159,6 млн. Рост торговли между странами был зафиксирован в январе 2020 года. Однако в феврале из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19 товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%.

«Известно, что все-таки Казахстан больше импортирует готовую продукцию, оборудование, товары народного потребления. Именно в феврале идет разрыв в показателях, что демонстрирует, что было больше экспорта из Казахстана, нежели импорта из Китая. Парадоксально, но факт – поскольку закрыли приграничную торговлю на МЦПС «Хоргос». На границах были заторы. Поэтому в феврале, из-за ограничительных мер по борьбе с COVID-19, товарооборот между Казахстаном и КНР упал на 9%», – добавила спикер.

Товарооборот в феврале снизился в основном за счет сокращения импорта, поясняет Рамиля Ахметова. За этот период импорт Казахстана из Китая упал сразу на 23,5% за год и составил $238,6 млн. Экспорт казахстанских товаров в КНР снизился на 0,9%, до $565 млн. Казахстан экспортирует рафинированную медь, природный газ, ферроспалы, злаки и масличные семена, руды металлов, в основном первичное сырье.

Введенные ограничения отразились и на сроках доставки, спросе и тарифах авиаотправок.

«Выросла стоимость фрахта (плата за перевозку груза) – в первую очередь из-за сокращения рейсов, что негативно отразилось на сроках доставки. Например, авиапоставка из Китая до Алматы за 1 кг до карантина стоила 4,6 USD за 1 кг. В период пандемии ставка выросла в 1,5 раза, до 7,8 USD. Затем, когда ситуация стала стабилизироваться, ставка немного снизилась. Но к прежним показателям она уже не вернется», – поделилась собеседница.

По словам спикера, за время ограничений показатели изменились практически у каждой компании. Многие останавливали или сокращали производство.

«Карантин отразился и на логистике, но не критично. Грузопоток, так или иначе, движется. Приходится оперативно подстраиваться под новые обстоятельства, клиентские запросы и потребности: прорабатываем и предлагаем альтернативные варианты маршрутов, подбираем оптимальное соотношение сроков доставки и цены», – сообщает она.

Выросший за время пандемии спрос на интернет-продажи повлек за собой рост спроса на расчет и доставку сборных грузов. Некоторые компании стали демпинговать по ставкам или предоставлять привлекательные условия платежей с отсрочкой, чтобы выиграть конкуренцию. Малые компании, не всегда готовые к таким условиям игры, были вынуждены покинуть рынок. Таким образом, по словам Рамили Ахметовой, в кризис происходит своеобразный естественный отбор.

«Количество игроков рынка авиаперевозок уменьшилось: кто-то, к сожалению, не пережил кризис. Значительно выросли цены по рынку, – добавляет она. – Чтобы не было сбоев в логистике, наша команда оставалась в прежнем рабочем режиме удаленно. Все грузы были под контролем, мы – постоянно на связи с клиентами, агентами и поставщиками по каждому заказу. Стали предлагать альтернативные маршруты, учитывая перебои с автотранспортом, и сделали ставку на ж/д маршруты».

По мнению директора филиала, рынок постепенно оживает. И, если не будет резкого ухудшения эпидемиологической ситуации, грузопотоки вернутся на допандемический уровень примерно во II квартале 2021 года. Объем товарооборота станет прежним, что будет связано с отложенным спросом.

«По мнению экспертов, вирус никуда не уйдет. Невозможно, да и бессмысленно продолжать держать авиаотрасль под стеклянным колпаком. Решение логично и ожидаемо. Постепенно правительства многих государств договариваются о взаимном открытии границ и возобновлении авиасообщения, – рассуждает она. – Чтобы преодолеть текущий кризис, необходима поддержка малого и среднего бизнеса со стороны государства. Например, налоговые послабления на определенный восстановительный период, льготное кредитование. Дорогу преодолеет идущий: рынок медленно оживает».

Мария Галушко


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Счетный комитет предлагает сократить рейсы в Токио до одного раза в неделю, МИИР против

Речь идет о перераспределении 1,1 млрд тенге субсидий.

20 Август 2020 10:32 3683

Счетный комитет предлагает перераспределить средства по новому маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан. Об этом говорится в пояснительной записке об исполнении рекомендаций счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета на 2020-2022 годы.

По данным госаудиторов, целесообразно ограничиться частотой рейсов до одного раза в неделю в оба направления и направить средства на более приоритетные направления социально-экономического развития в трехлетнем бюджете до 2022 года. При наличии высокого спроса на данный маршрут рассмотреть возможность выделения дополнительных средств при уточнении бюджета предлагают в СК.

В 2020 году на субсидирование данного регулярного маршрута в бюджете заложено 1,1 млрд тенге. Рейсы по данному направлению выполняет авиакомпания «Скат». Напомним, 30 января 2019 года на расширенном заседании правительства Нурсултан Назарбаев дал поручение до конца 2019 года принять меры по запуску прямых авиарейсов в США и Японию. 7 июля 2019 года был совершен первый рейс в Токио.

Однако замечание счетного комитета не было учтено. В обосновании мининдустрии указывается, что данный маршрут предусматривался в рамках привлечения инвесторов МФЦА.

«Для удовлетворения пассажирского спроса на воздушные перевозки авиакомпания устанавливает выполнение рейса по новому маршруту с частотой не менее двух рейсов в неделю (при открытии новых коммерческих рейсов, как правило, начинают с двух и более частот), чтобы пассажир имел возможность воспользоваться услугой авиакомпании при перелете туда-обратно без привязки ко времени», – говорится в обосновании министерства.

С учетом растущего пассажирского спроса по направлению в Токио сокращение частоты рейса полагаем нецелесообразным, заключили в МИИР.

Тем временем, по данным Национального банка, приток прямых иностранных инвестиций из Японии в Казахстан в 2019 году составил 401,1 млн долларов, что меньше показателей 2018 года, когда не было прямого авиасообщения, тогда эта сумма была на уровне 402,9 млн долларов. За I квартал 2020 года инвестиции составили 81,6 млн долларов. За последние 15 лет наибольший приток инвестиций из Японии в РК был зафиксирован в 2011 году – 629,4 млн долларов.

Саян Абаев


Подпишитесь на наш канал Telegram!