Столичные перевозчики требуют повысить плату за проезд. Субсидирование (возмещение затрат) акимата не покрывает всех расходов автопарков. Об этом стало известно в ходе круглого стола на площадке региональной Палаты предпринимателей "Атамекен". Напомним, согласно закону об автомобильном транспорте местные исполнительные органы осуществляют субсидирование убытков перевозчиков при осуществлении социально значимых перевозок пассажиров. По договору выплаты субсидий происходят ежемесячно.
Как рассказал замдиректора автобусного парка № 4 Насип Смагулов, задолженность акимата перед парком составляет 250 млн тенге. Кроме того, сама компания не имеет средств погасить долг перед ТОО "Астана ЛРТ".
"В 2015 году мы получили 57 автобусов IVECO. На протяжении первых двух лет регулярно погашали заем. В настоящее время в связи с неполным возмещением затрат акиматом накопили долг за лизинг автобусов на сумму миллиард тенге", – рассказал Н. Смагулов.
По его словам, процентная ставка по лизингу составляет 5,4% в тенге. Также перевозчик жалуется на бесплатную пересадку в течение часа, автопарк теряет на данной опции порядка 30 млн тенге в месяц.
"За четыре месяца мы потеряли на бесплатной пересадке около 120 миллионов тенге. Данную услугу ввели, не согласовав с перевозчиками. Поэтому я хочу поднять вопрос об отмене бесплатной пересадки и повышении тарифов за проезд. В последний раз повышение тарифов было три года назад. За это время произошла девальвация, подорожали топливо, запчасти, повысились зарплаты водителям", – подчеркивает замдиректора.
В частности, перед автобусным парком № 5 местный орган имеет задолженность в размере 44 млн тенге. В связи с чем у автопарка возникла задолженность по налогам, зарплате, займам ГСМ. Как подчеркивают представители автопарков, стоимость дизельного топлива за последние пять лет выросла почти на 80%. По расчетам перевозчиков, себестоимость тарифа на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам составляет 255 тенге.
"В мае 2019 года мы перевезли порядка 240 тысяч пассажиров на сумму 21,8 миллиона тенге, но получили от ТОО "Астана ЛРТ" 12 миллионов тенге. У нас арестованные счета, мы должны всем поставщикам. Другими словами, мы не получаем то, что зарабатываем, и работаем себе в убыток", – возмущается директор ТОО "Автобусный парк № 5 BUS" Иван Захарчук.
По словам заместителя директора пятого автопарка Галины Сарычевой, в мировой практике нет примеров, когда стоимость проезда дешевле, чем литр ГСМ.
"Когда акимат объявляет, что на 1 июня мы возим детей бесплатно, на 8 Марта – женщин, на выборы – всех, то заплатите автопаркам хотя бы за два часа работы. Мы постоянно несем убытки, потому что возим ниже себестоимости по проездным билетам. Нам не восстанавливают деньги, которые мы тратим. Основная сумма долга образовалась из-за неперечисления Управлением транспорта и "Астана ЛРТ" понесенных затрат", – резюмировала Г. Сарычева.
Главный бухгалтер ТОО Автобусный парк № 2 Мадина Цурова рассказала, что задолженность по субсидиям по их автопарку составляет 98 млн тенге.
"За 2018 год столичный акимат недоплатил автопарку 46 миллионов тенге. Бюджет за прошлый год уже закрыт, и мы понимаем, что эти деньги нам никто не вернет. За 2019 год сумма составляет 52 миллиона тенге. Когда мы пишем обращение в столичный акимат, нам отвечают, что в бюджете нет денег", – отметила главбух.
По ее словам, между ТОО "Астана ЛРТ" и перевозчиками подписан договор, согласно которому ТОО перечисляет автопаркам деньги за валидацию пассажиров каждые 10 дней. Аванс в размере 50% от заработанных валидаций минус 12,96% за услуги ТОО "Астана ЛРТ".
"До введения электронной платы за проезд у нас ежедневно были наличные средства – это позволяло нам планировать затраты на ГСМ, ремонт, зарплату. С введением электронной платы за проезд мы столкнулись с нехваткой наличности и настаиваем на том, чтобы "Астана ЛРТ" перечисляло нам средства каждые три дня", – предлагает Мадина Цурова.
В настоящее время у автопарка накопились долги по ГСМ – 56 млн тенге, за запчасти – 18 млн, по налогам – 89 млн тенге, по зарплате за май – 36 млн тенге. При этом автопарк погашает долг перед Европейским банком реконструкции и развития за 75 автобусов, сообщают в автопарке.
Как рассказал заместитель председателя ТОО "Астана ЛРТ" Бейбут Есжанов, ежегодное возмещение затрат за льготные категории граждан составляет 1,3 млрд тенге. Эта сумма выплачивается перевозчикам дополнительно. Отметим, ежедневно в столице совершается 800 тысяч поездок, из них льготники составляет около 20%.
По данным столичного акимата, в 2017 году перевозчикам было выплачено 307,8 млн тенге, в 2018 году – 3 млрд тенге, в текущем году заложено 3,9 млрд тенге.
Вероятность возмещения возникших долгов перевозчикам является маловероятной – в бюджете нет средств. Как сообщил и. о. руководителя Управления транспорта столичного акимата Турсынгали Жакенов, потребность в субсидировании на 2019 год составляет 15,7 млрд тенге, на эту сумму была подана бюджетная заявка. Однако акимат одобрил 3,9 млрд тенге. Можно предположить, если акимат не услышит перевозчиков, то дальнейшее увеличение задолженностей грозит автопаркам банкротством.
Майра Медеубаева