DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 293,95 Brent 36,55
Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Государство в этом проекте берет на себя обязательство по обеспечению госзаказа в течение восьми лет.

31 Октябрь 2019 15:30 2556

Первое самоокупаемое студенческое общежитие откроют в Казахстане

Автор:

Карина Алимова

Первое самоокупаемое студенческое общежитие на 330 мест площадью 3 780 кв. метров откроют в Кызылорде до конца года. Проект реализуется по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП). Соответствующий документ был подписан между управлением образования Кызылординской области и частным партнером – ТОО «Дильмаш».

Условия договора предполагают три составляющие окупаемости. Первая из них – государственный заказ, в рамках которого за одно койко-место предусматривается 122 МРП. То есть государство берет на себя обязательство в течение восьми лет обеспечивать проект государственным заказом. Если брать в расчет действующий размер месячного расчетного показателя – 2525 тенге, то за это время государство выплатит за заказ 813 млн тенге. Эти средства будут выделяться из республиканского бюджета. Возмещение инвестиционных и операционных расходов из местной казны при этом не планируется.

Второй статьей доходов владельца студенческого общежития станет оплата за проживание самими студентами. В этом проекте, в частности, ежемесячный платеж постояльца составит семь тысяч тенге. И третий источник доходов – оказание дополнительных платных услуг: сдача в аренду коммерческих помещений, магазин, прачечная, столовая, интернет-кафе.

«Один из важных критериев конкурса, которым руководствовались при выборе проекта, – готовность здания, чтобы студенты колледжей уже могли в этом году заселиться в общежитие. Тот проект, который предложило ТОО «Дильмаш», отвечал этому условию. Здание находится рядом с медицинским колледжем. Планируется, что в нем будут жить преимущественно студенты этого учебного заведения. Мы привыкли, что общежития у нас старого формата – длинный коридор и комнаты, комнаты. А здесь будут комфортабельные комнаты секционного типа, в которых живут по три человека, и на каждую секцию свой санузел и кухня», – пояснила inbusiness.kz консультант АО «Центр развития государственно-частного партнерства» Айгуль Садыкова.

Стоит отметить, что это общежитие стало первым проектом ГЧП, который реализуется в рамках пяти социальных инициатив Елбасы, озвученных в марте 2018 года. Вне схемы государственно-частного партнерства вопрос дефицита жилья у студентов в основном местные власти решают путем государственного заказа. Например, в столице в студенческий жилищный фонд привлечены коммерческие площади, которые имели профиль гостиниц. Как сообщалось ранее, ежемесячная аренда одного квадратного метра в мини-гостиницах обходилась бюджету Нур-Султана почти на 40% дороже ставок на благоустроенное жилье.

Добавим, что, по данным Центра развития ГЧП, на сферу образования приходится наибольшее количество проектов государственно-частного партнерства – 332 договора, или 54% от общего количества. В здравоохранении заключены 127 договоров (21%), культуре и спорте – 49 договоров (8%), энергетике и ЖКХ – 40 договоров (7%), сфере транспорта и инфраструктуры – 28 договоров (5%).

Карина Алимова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Казахстане не могут научиться строить школы по механизму ГЧП

Государственно-частное партнерство в сфере образования имеет ряд нерешенных вопросов.

15 Февраль 2020 22:50 7774

В Казахстане не могут научиться строить школы по механизму ГЧП

Строительство школ в стране не успевает за количеством пребывающих учеников. Основная нехватка ученических мест наблюдается в Нур-Султане, Алматы и Шымкенте. На сегодняшний день реализация проектов в сфере образования по механизму ГЧП не может решить проблему с нехваткой мест. Об этом говорили на «круглом столе» на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Так, основными проблемами развития проектов по механизму государственно-частного партнерства (ГЧП) зампред Нацпалаты «Атамекен» Юлия Якупбаева назвала низкий уровень информированности рынка о практиках и возможностях проектов ГЧП, дефицит квалифицированных экспертов для подготовки и сопровождения проектов и недостаточное количество успешных проектов для тиражирования. Также существуют дополнительные факторы, в частности отсутствует надлежащий контроль за заключением и исполнением договорных обязательств и возрастающая нагрузка на бюджет.

Для улучшения ситуации минэкономики в лице Казахстанского центра ГЧП предлагает внести ряд поправок в законопроект. В их числе, решение проблемы монополизации консалтинговых услуг, переход на цифровизацию ручного режима с инвесторами и выпуск журналов по вопросам ГЧП.

По мнению зампреда НПП, данные изменения не решают поставленных задач. В этой связи Нацпалата предлагает создать экосистему по вопросам развития ГЧП, реестр аккредитованных консультантов, цифровую платформу. Для максимального тиражирования лучших практик предлагается введение рейтингов регионов по проектам ГЧП, выпуск специальных обзоров, как это делается аналогичными центрами в других странах.

«Мы предлагаем уйти от ручного поиска инвесторов к платформенному решению. Сделать кейс-анализ, чтобы каждый инвестор или участник из региона мог зайти на сайт и получить не талмуд документов, а абсолютно понятный практический анализ: как они могут реализовывать тот или иной проект, с какой долей вероятности он будет успешен. На сегодняшний день до получения госзаказа у инвестора уходит почти 2 года на проработку проекта. Это очень долго. Мы считаем, что цифровой формат даст больше эффекта по сравнению с госструктурами и ручной выборкой», - отметила Юлия Якупбаева.

В свою очередь вице-министр образования Бибигуль Асылова рассказала о проблемах, с которыми систематически сталкивается министерство в реализации проектов ГЧП. По ее мнению, создание цифровой платформы с внесением изменений в законодательство о ГЧП просто необходимо либо будут продолжаться нарушения на местах.

«Мы даже не можем винить местные исполнительные органы в том, что они неправильно реализуют какие-то проекты, потому что у нас действительно нет прозрачности, есть ряд шероховатостей законодательстве», - подчеркнула спикер.

По данным вице-министра в реализации инвестиционных проектов в образовании чиновники и инвесторы столкнулись с рядом трудностей. В их числе ограничение лимитов обязательств местных исполнительных органов. В этой связи министерство предлагает освободить от этого лимита инвестиции по механизму ГЧП в сферу образования. Далее – отсутствие вертикали, регионы не имеют связи с Казцентром ГЧП. Также Бибигуль Асылова обозначила злоупотребления по продаже или реализации проектов социальной сферы, так как это очень чувствительная сфера.

«Необходимо определить базовые решения, это означает что нельзя за 300 млн тенге отдавать в доверительное управление садик или за 50 млн не продавать в школу искусств и так далее. Какая-то сопоставимость эффекта от реализации проекта к местному бюджету должна присутствовать. Необходима формула, учитывая, что это обязательства бюджета должна быть интеграция Казцентра ГЧП с базой казначейства», - акцентировала внимание вице-министр.

В свою очередь, директор департамента государственно-частного партнерства НПП «Атамекен» Назгуль Узалина озвучила ряд предложений по типовому проектному решению строительства школ в Казахстане. Так, по ее словам, существует земельный вопрос, когда местные исполнительные органы не могут выдать свободные земельные участки; юридические вопросы - отчуждение или участие социально-предпринимательских корпораций (СПК); польза инвесторов и финансовые расчеты. Это три ключевые проблемы, которые на сегодня волнует инвесторов города Алматы. В рамках образовательного заказа представляется 544 тысячи тенге на каждого ребенка, в госзаказ входит компонент «строительство школы», который выплачивается в течение 8 лет и подушевое финансирование.

Так, в рамках госпрограммы инвестор может получить кредитование. В случае, если он не передает школу в собственность государства, он может получить субсидирование в рамках «Экономики простых вещей». В случае, если он планирует передать школу на баланс МИО, то субсидии не предусмотрены. Банковские представители озвучили свои основные проблемы почему не хотят кредитовать проекты по строительству в школ. Первая причина - на инвестиционной фазе риски банка не защищены, они могут участвовать в проекте только после заключения договора, то есть не имеют право голоса при планировании данного проекта. Вторая причина - долгий срок возврата средств - 8 лет.

Таким образом, изучив данные вопросы, НПП проанализировала в чем разница между госзаказом и проектом ГЧП. Так, к примеру, если акимат города Алматы при своей ежегодной потребности 30 тысяч ученических мест планируют строить 8 школ в год, то ежегодная нагрузка на бюджет составит порядка 20 млрд тенге. Если проект будет реализовываться по механизму ГЧП, то нагрузка на бюджет снижается до 8 млрд тенге ежегодно после года эксплуатации.

«Рассмотрев финансовую модель, мы поняли, что без дополнительных факторов проект по строительству школ совершенно не окупаемый. В этой связи мы рассматриваем два варианта. Первый вариант - предложение по строительству школ без передачи местным исполнительным органам, в частности предусмотреть дополнительную плату для окупаемости со стороны родителей либо со стороны акимата. Размер минимальной дополнительной платы составил 13 тысяч тенге в месяц в зависимости от желания инвесторов по сроку окупаемости», - рассказала глава департамента.

Второй вариант - передача школ на баланс МИО. В этом случае предлагается найти решение по разделению выплаты подушевого финансирования, которая состоит из двух компонентов, но сейчас является неделимой – поэтому выносится на рассмотрение разделение выплаты подушевого финансирования на операционный и инвестиционный компоненты, а также софинансирование со стороны местных исполнительных органов не менее 10% для снижения рисков инвесторов и кредиторов на инвестиционной стадии. Кроме этого, НПП предлагает рассмотреть и улучшить механизм компенсации при досрочном расторжении проекта.

Какие необходимы изменения в законодательство по мнению представителей Нацпалаты? В первую очередь, требуется усовершенствовать механизм для гарантирования выплаты кредитором при расторжении договора ГЧП; снятие ограничений по заключению прямого соглашения по всем проектам ГЧП, сегодня прямое соглашение заключается только по особо значимым проектам, поэтому инвесторам, которые сейчас строят школы не представляется возможным снизить свои риски. В случае, если школа будет передаваться на баланс акимата, предлагается рассмотреть возможность финансирования со стороны государства в размере не менее 10%; закрепление компетенции по разработке типовых проектных решений за Центром ГЧП и НПП «Атамекен» совместно с привлечением экспертных организаций. В числе предложений разделение выплаты подушевого финансирования на инвестиционные и операционные составляющие и сокращение сроков возмещения затрат с 8 лет до 5-7 лет; субсидирование ставки кредитования в случае, если объект будет переходить в государственную собственность.

Майра Медеубаева

Золотая кровать для студента

Строительство студенческих общежитий в Костанайской области тормозят дорогие имеющиеся проекты и длинный период возврата средств инвесторам.

14 Ноябрь 2019 11:56 7360

Золотая кровать для студента

Фото: Татьяна Шестакова

Встречи на тему строительства студенческих общежитий в Костанае пока не приносят больших результатов. К обсуждению активно подключаются представители вузов и колледжей региона, но не инвесторы. Согласно существующим правилам, инвестор вкладывает средства в строительство нового общежития, а государство ему компенсирует часть затрат исходя из расчета 122 МРП за одно место в течение восьми лет.

Тяжелые проекты

Представители финансового центра Министерства образования и науки РК, курирующего реализацию этого государственного проекта, провели в Костанайской области несколько дней и успели провести ряд встреч, посетить учебные заведения. Они услышали от представителей костанайских вузов и колледжей немало просьб о внесении изменений в существующие правила выделения средств на строительство студобщежитий. В финцентре признают, что львиная доля проблем характерна для большинства регионов страны. Одна из главных – отсутствие инвесторов.

По данным портала финансового центра studdom.fincenter.kz, в рамках проекта построено пять общежитий: два в Шымкенте и по одному в Алматы, ВКО и Мангистауской области. На стадии реализации 33 проекта в разных регионах страны. Ищут инвесторов для реализации 255 проектов.

Всего по Казахстану, по озвученным в финцентре МОН данным, в местах в общежитиях нуждаются более 90 тысяч студентов вузов и колледжей. Треть потребности приходится на Алматы. При этом в ведомстве подчеркивают, что к 2023 году общежития должны быть построены, иначе будет подниматься вопрос о лишении учебного заведения лицензии.

В Костанайской области в местах в общежитиях нуждается, по данным финансового центра, около 2500 человек. Потребность можно поделить поровну между вузами и колледжами региона. По пяти учебным заведениям, имеющим наибольшую потребность в койко-местах для размещения иногородних студентов, уже разработана проектно-сметная документация. Однако стоимость каждого общежития в отдельности значительно превышает суммы, которые государство в рамках госзаказа выделяет на компенсацию затрат инвесторов.

Как показывают расчеты, за счет госзаказа не удастся окупить затраты инвесторов ни по одному из разработанных в Костанайской области проектов, за исключением проекта педагогического университета им. Султангазина. Формула расчета госзаказа проста. На каждое койко-место, построенное с нуля, государство платит 122 МРП в год (2613 тенге в 2020 году). Госзаказ выплачивается ровно восемь лет, начиная с года ввода здания в эксплуатацию. Формула проста: 122 МРП * количество мест * 8 лет. В случае если здание реконструируется, то вместо 122 МРП государство платит лишь 47. Впрочем, пока в Костанайской области предложений по реконструкции не поступало.

На сайте финценра МОН РК размещены различные проекты студобщежитий. Три из них типовые и разработаны государством в целях удешевления строительства. Однако о цене вопроса, по словам руководителей вузов и колледжей, пока говорить рано – сметная стоимость станет ясна после привязки проектов к конкретным участкам. Остальные проекты уже реализуют в различных регионах Казахстана.

Подешевле! Побыстрее!

«Мы с инвесторами встречались. Они спрашивают, почему деньги нельзя сразу вернуть, а надо восемь лет ждать? Ведь общежитие под ключ сдают. Им дальше работать надо, деньги должны приносить прибыль. У нас стройорганизации предпочитают строить жилье в рамках госпрограмм, таких, как «Нурлы жер». Они построили – им деньги сразу упали», – сказал проректор Костанайского государственного университета имени А. Байтурсынова Нурлан Мамиев.

В палате предпринимателей Костанайской области подтверждают, что местные строительные компании не заинтересованы в участии в государственном проекте по строительству студенческих общежитий из-за длинного срока возврата инвестиций. На данный момент действующие правила игры не устраивают застройщиков еще и потому, что МРП не индексируется каждый год, а фиксируется в год ввода здания в эксплуатацию. В этом смысле они терпят прямые убытки от вложения средств, если делать поправку на инфляцию. На это в финцентре МОН РК отвечают, что сегодня вопрос индексации обсуждается и, возможно, будет решен положительно.

Еще один аспект, который волнует вузы, – тот факт, что общежитие становится собственностью инвестора и через 20 лет может сменить свое целевое назначение. Опасения, в частности, высказал проректор Костанайского государственного педагогического университета им. Султангазина Нурлан Медетов. Он отметил, что сегодня вуз ведет строительство общежития на 336 мест на территории кампуса. Земельный участок передан застройщику бесплатно. Однако через 20 лет это здание вполне может стать отелем или гостиницей, сменив свое целевое назначение.

В финансовом центре отметили, что после того как государство выплатит средства госзаказа инвестору, он может продать общежитие вузу. Но тогда из местного бюджета власти должны выплатить застройщику инвестиционные затраты.

Бюджетный вариант

Найти средства на строительство новых жилых корпусов невозможно, говорят в вузах. Строительство здания стоимостью около одного млрд тенге, по подсчетам проректоров вузов, займет больше половины годового бюджета университета. Колледжи такую нагрузку тем более не потянут, хотя во многих есть потребность в общежитиях, по данным финцентра, колеблющаяся от 80 до 300 человек. 

При этом руководители учебных заведений и управления образования Костанайской области отмечают, что скорректировать имеющиеся проекты они не могут. Все дело в том, что для этого нужно объявлять новые госзакупки. Однако надежды на то, что найдется инвестор, который себе в ущерб построит новое общежитие по имеющейся ПСД, мало.

Одним из способов возврата вложенных инвестиций в данном случае может стать повышение аренды. Сегодня в Рудном цена составляет 4500 тенге в месяц, в Костанае доходит до 8-9 тысяч тенге ежемесячно. При таких ценах вузы вынуждены нести дополнительные расходы на оплату коммунальных услуг. Речь идет о 2-3 млн тенге ежемесячно. Если же цены поднять, то, как признаются в вузах, однозначно выберут комнаты, которые в большом количестве сдают костанайцы по 15-20 тысяч тенге за место. В учебных заведениях уверены, что при аналогичной цене за место в общежитии они однозначно проиграют из-за разницы в комфорте проживания. Госзаказ же, по существующим правилам, государство будет выплачивать лишь на проживающих студентов.

«Почему обязательно нужно строить новые общежития? У нас в Костанае несколько типовых общежитий. Мы имеем свое общежитие, которое могли бы реконструировать. Да и владельцы других общежитий готовы их продать, но выкупить их опять же не можем. Правилами строительства студобщежитий это не предусмотрено. В финцентре говорят, что можно построить или реконструировать. Но реконструкции в рамках проекта подлежат только те здания, что ранее по паспорту не были общежитиями», –  отметил проректор КГУ им. Байтурсынова.

В управлении образования Костанайской области изучают и другой возможный вариант решения вопроса по финансированию строительства студенческих общежитий.

«Может, нужно внести изменения в устав колледжа и дать колледжу возможность строить самим? Областное управление образование будет гарантом, что деньги не уйдут налево. Колледж объявит госзакупки и выступит как заказчик строительства. Тогда этот план (по строительству студенческих общежитий – Прим. авт.) более или менее реально выполнить и построить здания к 2023 году. А так у нас три года пройдут и имеющиеся проекты аннулируются», – отметили в управлении образования.

В рамках этого предложения область планирует изыскать средства в местном бюджете, но нужен госзаказ, который получают частные застройщики. Ведь согласно действующим правилам право выступать заказчиком многие колледжи имеют. Нельзя этого делать лишь госучреждениям.

По факту с начала работы проекта по строительству студенческих общежитий в Костанайской области к реальному строительству приступил лишь педагогический университет, который планирует завершить стройку в 2020 году. По словам ректора вуза Еркина Абиля, подрядчиком выступает карагандинское ТОО «Наладочный центр Темиртау». Еще с одним проектом в финцентр заявилось ТОО «Жилстройсервис», которое предлагает построить общежитие на 120 мест. Пока окончательное решение по этому проекту не принято. Инвестор заходит в проект со своей проектно-сметной документацией.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: