/img/tv1.svg
RU KZ
Первые 100 кредитов одобрены Альфа-Банком по новой государственной программе микро- и малого предпринимательства

Первые 100 кредитов одобрены Альфа-Банком по новой государственной программе микро- и малого предпринимательства

Альфа-Банк – один из первых банков подписал соглашение с фондом развития предпринимательства «Даму» по новому направлению государственной программы «Дорожная карта бизнеса» – «Поддержка микро- и малого предпринимательства».

11:51 30 Сентябрь 2020 9094

Первые 100 кредитов одобрены Альфа-Банком по новой государственной программе микро- и малого предпринимательства

Автор:

Одним из инициаторов данной программы выступил управляющий директор Альфа-Банка и член комитета по развитию МСБ президиума Палаты предпринимателей «Атамекен» – Дамир Какиев.

За все время работы всех государственных программ в Казахстане по направлению субсидирования кредитов было поддержано около 17 тыс. проектов, по гарантированию – около 10 тыс. За первую неделю работы наш банк одобрил первым 100 предпринимателям кредиты под 6% в рамках новой программы. Филиалы г. Алматы и Нур-Султана Альфа-банка первыми одобрили и выдали кредит микробизнесу среди банков второго уровня в нашей стране. Также территориально по Казахстану наши филиалы приняли решения и выдали первые кредиты в г. Шымкенте, Атырау, Актау, Актобе, Уральске, Петропавловске, Усть-Каменогорске и Караганде. Мы рассчитываем и ставим перед собой цель, что данная программа позволит в разы увеличить количество субъектов, которые получают государственную помощь, учитывая, что в Казахстане более 1 млн действующих бизнесменов. Это первая программа в стране, направленная именно на микро- и малый бизнес, такая поддержка – уникальная возможность для наших предпринимателей. Мы благодарны правительству за помощь и приложим все силы для того, чтобы данная инициатива максимально получила масштаб по всей стране. Мы ставим перед собой цель – 10 000 клиентов», – комментирует Дамир Какиев.

Сумма кредита не превышает 5 млн тенге на пополнение оборотных средств и 20 млн тенге на инвестиционные цели. Такие требования ограничат интерес более крупных игроков к дешевым заемным средствам. Максимальный срок кредита составляет два и три года соответственно. К тому же для участников нет никаких отраслевых ограничений.

«Сегодня, в период карантина, малый бизнес несет серьезные убытки, а некоторые предприниматели и вовсе останавливают работу из-за отсутствия средств на развитие своего направления, – рассказывает Дамир Какиев. – Наша цель заключается в том, чтобы помогать развивать бизнес нашим предпринимателям, а курс на малый бизнес  один из важнейших стратегических приоритетов для Альфа-Банка. Поэтому мы первые в Казахстане активно начали выдавать беззалоговые займы по низким ставкам для ИП и ТОО».

Беззалоговое кредитование идет за счет поддержки государства – 85% от суммы кредита покрывается за счет гарантий фонда «Даму». Ставка вознаграждения по кредиту для предпринимателя с применением инструмента портфельного субсидирования составляет 6% годовых (ГЭСВ 19,3% на 15.09.2020).

Напомним, льготные кредиты не единственная мера Альфы по поддержке бизнеса. Банк бесплатно предлагает много цифровых онлайн-сервисов для бизнеса: открыть счет за 10 минут, мобильное приложение для совершения операций дистанционно, эквайринг и онлайн-касса в смартфоне.

Альфа-Банк работает на рынке Казахстана более 25 лет. Стабильность банка уже четыре года подряд подтверждают Fitch Rating (BB-) и Standard&Poor’s (BB-/B). АО ДБ «Альфа-Банк». *лицензия АРРФР № 1.2.61/237 от 03.02.2020.

Материал подготовлен совместно с партнерами


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как правильно купить готовый бизнес? Советы аудитора

Мадина Майкибаева рассказала, на что обратить внимание при приобретении компании.

19 Октябрь 2020 12:08 1224

Даже сегодня, в условиях экономической нестабильности, свой бизнес может стать основным или дополнительным источником дохода. Для того чтобы не создавать компанию с нуля, в Интернете размещено множество предложений о продаже готового бизнеса. Но как приобрести компанию и не ошибиться, рассказала основатель и генеральный директор Black&River Consulting LLP Мадина Майкибаева.

Перед покупкой важно определиться, в какой сфере покупатель хочет приобрести готовый бизнес. Для этого, во-первых, нужно подумать, каким бизнесом хотелось бы заниматься, ведь один из факторов успеха – это выбор дела, которое приносит удовольствие.

Во-вторых, важно и то, в какой области вы являетесь экспертом. Возможно, есть опыт работы в какой-то сфере. Он, безусловно, пригодится вам в ведении бизнеса. К примеру, мой девятилетний опыт проведения аудита финансовой отчетности компаний, а также трехлетний опыт работы консультирования по международным стандартам финансовой отчетности подсказал мне, что наиболее верным выбором будет собственная аудиторская компания.

В-третьих, нужно понять потребность рынка в определенном товаре или услуге. С одной стороны, хорошо бы найти нишу, которая недостаточно развита на рынке Казахстана. Это даст преимущество в виде небольшого числа конкурентов и высокого спроса (при условии, что данный продукт или услуга востребованы). С другой стороны, можно пойти и в бизнес, который широко представлен на рынке, так как это может сигнализировать о том, что спрос на данный товар или услугу не удовлетворен. Поэтому, сделав акцент на качестве предоставления услуг или товара, можно выйти в лидеры в данном сегменте.

Определившись с видом бизнеса, нужно изучить рынок. А именно каков спрос на данные товар или услугу, количество конкурентов, законодательные требования к этому виду бизнеса, возможность его развития онлайн, наличие аналогов товаров или услуг, поставляемых из-за рубежа.

На какие показатели и документы обратить внимание при покупке бизнеса?

Ознакомившись с рынком, нужно выбрать компанию, которую вы хотите приобрести. При этом нужно изучить следующие документы:

  1. Устав компании. В нем указаны собственники бизнеса, виды деятельности компании и т. д. Важно знать, кто является собственником компании, чтобы иметь дело именно с ним и не попасться на «развод». Кроме того, устав может запрещать продавать долю третьему лицу или продавать ее с согласия всех участников компании. Если вы приобретаете долю компании у одного из учредителей, при наличии приоритетного права покупки доли другими участниками необходимо заранее получить от остальных участников письменный отказ от покупки. Между учредителями компании также может быть заключен корпоративный договор, в котором прописаны порядок продажи доли и различные запреты. С ним тоже надо ознакомиться.
    Необходимо понять и то, соответствует ли реальная деятельность компании видам деятельности, указанным в уставе, а также какие виды деятельности можно развивать.
  2. Финансовая отчетность компании, из которой можно понять, насколько прибыльна компания, за счет каких средств существует, какие имеет активы и обязательства и т. д. С помощью финансовой отчетности можно рассчитать важные финансовые показатели, которые помогут определить ее финансовое здоровье. К примеру, количество дней дебиторской задолженности позволит увидеть, насколько быстро клиенты оплачивают поставленные товары или оказанные услуги. Показатель соотношения долга к собственному капиталу подскажет, насколько сильно компания зависит от внешнего финансирования. Показатель оборачиваемости активов, коэффициент ликвидности покажут, какая доля краткосрочных обязательств может быть покрыта краткосрочными активами. Таким образом, можно понять, как быстро мы можем погасить первостепенные долги.
    Чистый оборотный капитал свидетельствует о возможности поддержания финансовой устойчивости компании, так как показывает превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами, т. е. остаются ли у компании резервы для расширения деятельности.
    О прибыльности бизнеса можно судить по таким показателям, как коэффициент рентабельности продаж, который показывает, какую прибыль приносят продажи, либо коэффициент рентабельности капитала, сигнализирующий об эффективности использования собственного капитала, другими словами, сколько денежных средств чистой прибыли зарабатывается на единицу вложенного капитала.
  3. Налоговые декларации компании. При приобретении готового бизнеса нужно понять, какими налогами облагается деятельность компании, и запросить налоговые декларации по данным налогам, чтобы проверить, все ли налоги были уплачены компанией.
  4. Свидетельство регистрации компании. По БИН можно проверить компанию на благонадежность: ее статус (не банкрот ли она), наличие судебных разбирательств, аффилированных лиц, заключенные госконтракты и т. д.
  5. Договоры займов компании, включая графики гашения обязательств. Важно при приобретении бизнеса знать, какие вам предстоят выплаты по обязательствам, суммы и сроки.

Кроме того, очень важно проверить репутацию компании на рынке. Для этого можно изучить отзывы покупателей о работе этой компании или связаться с основными поставщиками и поинтересоваться их мнением.

Если компания участвует в госзакупках, необходимо проверить ее в реестре недобросовестных участников.

Обратите внимание и на требования отчетности компании. К примеру, мы сдаем отчеты: в министерство финансов РК, в палату аудиторов, в агентство по статистике, в налоговый комитет. У каждого из отчетов есть своя периодичность и штрафы за нарушение сроков сдачи. Поэтому важно проверить, какие отчеты должна сдавать компания и сданы ли они все в срок. Сейчас процесс сдачи отчетности существенно упростился в связи с внедрением электронного формата сдачи отчетности с использованием ЭЦП. С этим процессом также нужно будет ознакомиться новому собственнику компании.

Обратите внимание, если продавец бизнеса состоит в браке, то необходимо получить согласие супруга/супруги на отчуждение доли компании.

Вдобавок ко всему желательно сразу договориться, кто несет расходы на нотариуса при приобретении бизнеса, чтобы в дальнейшем не было недопонимания.

Важным для покупателя являются гарантия и заверения продавца об отсутствии долгов по налогам, кредитам, кроме тех, которые указаны в договоре, а также гарантии и заверения продавца о наличии имущества, указанного в договоре, отсутствия притязаний со стороны третьих лиц на это имущество.

Немаловажным моментом при приобретении готового бизнеса является выяснение причины его продажи. И порой сделать это непросто. Если бывший хозяин переезжает в другую страну, либо собирается попробовать свои силы в другом виде бизнеса, либо не имеет средств для дальнейшего расширения бизнеса – это одно дело. Если же продажа происходит из-за того, что компания перестала генерировать прибыль, находится под угрозой банкротства или замешена в криминальных аферах, то это совсем другое дело.

Как определить стоимость бизнеса?

Для определения цены компании можно использовать три метода:

  1. Метод доходов: производится расчет дисконтированных денежных потоков от деятельности компании. Предполагается, что стоимость компании составляет сумму, не бОльшую текущей стоимости будущих доходов компании за интересующий его период. Данный метод используется в случае наличия стабильной положительной прибыли.
  2. Метод затрат: производится расчет затрат, которые потребовались бы сейчас для организации аналогичного бизнеса. Часто данный метод используется, когда принимается решение, приобретать ли готовый бизнес или создать аналогичный самостоятельно.
  3. Рыночный метод: находится похожая компания на рынке, которая была реализована недавно, берется данная цена и корректируется с учетом особенностей приобретаемого бизнеса. Этот подход применяется на достаточно развитом рынке.

Как правильно заключить сделку по покупке готового бизнеса?

Покупка готового бизнеса в виде ИП и в виде ТОО отличается. В первом варианте вы приобретаете имущество компании и нематериальные активы. В таком случае должен быть заключен договор купли-продажи имущества и договор отчуждения исключительных прав. Во втором варианте при покупке ТОО вы приобретаете бизнес со 100% доли, и здесь уже заключается договор купли-продажи доли. При этом долю нужно будет выкупить у каждого участника. В любом случае при приобретении готового бизнеса лучше всего воспользоваться помощью юриста, специализирующегося на сделках такого типа.

Какую помощь могут оказать профессионалы?

Если средства позволяют, то желательно при приобретении бизнеса обратиться к профессионалам, а именно к услуге due diligence. Это независимая оценка объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексная проверка ее финансового состояния и положения на рынке.

Также полезным будет прибегнуть к услугам независимого аудитора, который осуществит независимую проверку финансовой отчетности компании, а также выявит нарушения при ведении бухгалтерского учета. Это позволит покупателю бизнеса понять реальное финансовое состояние компании, ошибки в ведении учета и, соответственно, размер штрафов, которые приобретаемая компания должна заплатить. В итоге стоимость предприятия скорректируется в меньшую сторону. При этом стоимость аудита напрямую зависит от размера компании, ее структуры и наличия сложных для учета статей финансовой отчетности. Если бизнес небольшой, не имеющий дочерних компаний и сложных с точки зрения учета статей, то стоимость аудита будет невысокой.

Гульсум Кунелекова, Жанторе Касым


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Половина субъектов МСБ в период ЧП и карантина работали в ограниченном режиме в Караганде

Налоговые льготы и послабления в Карагандинской области в этот период получили более 30 тыс. предпринимателей на сумму 23 млрд тенге.

19 Октябрь 2020 10:51 1000

Во время карантинных ограничений в том же ограниченном режиме в регионе работали 39,7 тыс. субъектов (45%) МСБ, причем в основном в это были представители сферы торговли и услуг. Об этом Inbusiness.kz сообщили в облакимате. На данный момент в связи с действующими карантинными мероприятиями остается приостановленной деятельность 1054 предприятий, где занято 2,9 тыс. человек. Это объекты с наиболее массовым посещением людей: банкетные залы объектов общественного питания, объекты общественного питания, расположенные в ТД, ТРЦ, БЦ, административных зданиях, на рынках и т. д.

По оценке управления промышленности и индустриально-инновационного развития Карагандинской области предприятия МСБ региона за этот период сэкономят порядка 20 млрд тенге налогов (в целом по стране – 382 млрд тенге), которые смогут направить на расширение бизнеса или переформатирование и открытие новых, менее рисковых сфер бизнеса.

Также традиционно поддержка бизнеса осуществляется в рамках действующих программ развития предпринимательства: это «Дорожная карта бизнеса 2025», программа развития массового предпринимательства «Енбек», программа «Экономика простых вещей» и новая программа льготного кредитования.

С целью повышения доступа к тенговому финансированию для предпринимателей с этого года по программе «Дорожная карта бизнеса – 2025» финансирование оказывается без отраслевых ограничений: раньше существовала планка до 2,5 млрд, сейчас она поднята до 7 млрд тенге. Значительно расширены условия гарантирования кредита, кроме того, конечная ставка составляет 6%. На реализацию программы выделено 2,9 млрд тенге, что на 65% больше показателей прошлого года (2019 г. – 1,72 млрд тенге).

По программе «Экономика простых вещей» конечная ставка для бизнеса также составляет 6%, причем с этого года значительно расширен перечень товаров и услуг, а общий объем возможного кредитования по данной программе по всей стране увеличен до 1 трлн тенге. За 9 месяцев текущего года в Карагандинской области при плане 80 проектов профинансировано 107 бизнес-планов на сумму 8,7 млрд тенге, что на 33,8% больеше запланированного на этот год.

По программе массового предпринимательства «Енбек» выдано более 1100 микрокредитов на 4,4 млрд тенге, что составляет 97% от годового плана.

Наряду с этим, по новой программе льготного кредитования МСБ, которая направлена непосредственно на поддержку пострадавшего во время ЧП предпринимателей (здесь нет отраслевых ограничений), в том числе для и для ИП, выдано 111 кредитов на 25,1 млрд тенге.

Inbusiness.kz уже рассказывал об одной из программ в материале «Как получить грант по программе «Енбек». На 2020 год запланировано охватить грантовым финансированием почти 1000 человек на сумму 600 млн тенге. На сегодняшний день в рамках непосредственно программы «Енбек» выдано 650 грантов (200 МРП = 555,6 тыс. тенге) на 361,1 млн тенге. Еще 138 грантов выдано молодым предпринимателям из средств бюджетов городов и районов области. До конца года будет охвачено еще 122 предпринимателя на сумму 161,2 млн тенге.

На фоне этой помощи малому и среднему бизнесу региона руководство области отмечает необходимость увеличения местного содержания в госзакупках, чтобы бюджетные деньги не покидали пределов области:

«Нужно максимально ориентироваться на местных производителей, чтобы загрузить [местное] производство. Все областные управления должны начинать конкурсную кампанию по закупкам как можно раньше – сразу же после утверждения бюджетов», – подчеркнул на одном из совещаний аким Карагандинской области Женис Касымбек.

Олег И. Гусев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!