Летом 2019 года областной ДГД обратился в региональный СМЭС с иском о признании недействительными сделок между двумя карагандинскими фирмами – ТОО "ЦентрОптСнаб" и ТОО "ГлобалСпецТорг". Первая поставляла сырье второй, та – заводу "ПОЛЗ", который, в свою очередь, производил из сырья продукцию и продавал ее "Казахмысу".
"Мотивацией для подачи иска послужило якобы то, что у нашего поставщика есть свой поставщик, а у того – неблагонадежные, по мнению ДГД, контрагенты. Мы купили и поставили товар заводу. В суде представитель завода подтвердил: "Да, товар получали и использовали для производства". Нами предоставлены все документы, вплоть до взвешивания транспорта с товаром, подтверждающие, что сделка была реальной. Налоговики же, напротив, не предоставили никаких доказательств" – рассказывает представитель ТОО "ГлобалСпецТорг" Елена Розенберг.
Схема, по мнению налоговиков, выглядела так.
Поставщик, у которого, по мнению налоговой, были неблагонадежные контрагенты, не получал и, соответственно, не продавал в ТОО "ЦентрОптСнаб" чугун кусковой.
"ЦентрОптСнаб" не покупал у поставщика этот товар, но все же продал его в ТОО "ГлобалСпецТорг". Поэтому ДГД доначислил "ЦентрОптСнабу" налоги, связанные с реализацией.
"ГлобалСпецТорг" также не покупал у "Центра" чугун кусковой, но продал его заводу "ПОЛЗ". Поэтому ДГД снова доначислил "ГлобалСпецТоргу" те же самые налоги.
И все это несмотря на то, что ранее поставщик "ЦентрОптСнаба" уже самостоятельно доначислил себе всю сумму налогов по этим сделкам. А завод "ПОЛЗ" изготовил изделия и продал их "Казахмысу".
Контрагенты сделок уплатили по ним все налоги, но, по мнению ДГД, с предпринимателей необходимо драть именно три шкуры, то есть трижды взыскивать налоги по одним и тем же сделкам!
И, что характерно, налоговики на "Казахмыс" не пошли, понимая, что оттуда может последовать, как сейчас модно говорить, асимметричный ответ.
Карагандинский СМЭС в лице судьи Майпасова грудью встал на сторону налоговиков. Следом на основании не вступившего в законную силу решения суда родился акт налоговой проверки: "ГлобалСпецТоргу" доначислили более 200 млн тенге налогов. Основание для этого не смешное, а парадоксальное: не вступившее в силу решение суда первой инстанции!
Но предприниматели, защищая свои законные права, обжаловали решение межрайонного экономического суда в вышестоящей инстанции и выиграли!
Департамент госдоходов предсказуемо обжаловал решение апелляции в кассации.
Верховный суд вернул дело в карагандинский областной суд.
Коллегия вновь встала на защиту бизнеса.
Но налоговики совместно с подключившейся Генеральной прокуратурой, стали петь в два голоса: не было сделок и точка.
Надзорный орган обратился в Верховный суд с протестом на уже второе решение апелляционной коллегии. И. о. генпрокурора настаивал на ущербе, который "ГлобалСпецТорг" нанес государству, повлекший "тяжкие необратимые последствия для экономики и безопасности страны".
Однако, как именно пострадало наше государство, ни налоговики, ни прокуроры объяснить так и не смогли.
Кассационная коллегия Верховного суда оставила решение апелляции в силе.
"Дважды, в разном составе, апелляционной коллегией были досконально изучены все поставленные кассационной инстанцией вопросы, материал дела разобран до мелочей. Решение суда, вынесенное в нашу пользу, Верховный суд оставил в силе. Протест и. о. генпрокурора отклонен. Ущерб государству не причинен: есть поставка товара, есть оплата. Налоги по всем сделкам уплачены, и все обороты отражены в декларациях", – говорит Елена Розенберг.
То есть после тяжелых оборонительных боев можно бы было праздновать законную победу.
Но только не в Караганде, где ДГД возглавляет г-н Кайрат Оркашбаев.
Доначислив более 200 млн тенге, на основании отмененного судом решения, невзирая на постановление Верховного суда, он продолжает преследовать предприятие.
"Откуда такое внимание к нашей компании? Теперь нам звонят из налоговой и говорят, что будут банкротить. Якобы другого выхода они не видят. Либо мы, несмотря на решения суда, выплатим эфемерную задолженность за абсолютно законные сделки, либо нас признают банкротами. Подозреваем, что у налоговых органов в отношении нашей фирмы не было цели выполнить свои функциональные обязанности. Была цель – уничтожить бизнес", – добавила Елена Розенберг.
Еще раз: даже постановление Верховного суда для департамента госдоходов Карагандинской области не является законным основанием для прекращения преследования предприятия.
В исковом заявлении ДГД Карагандинской области было громко сказано, что "органы налогового контроля стоят на страже экономической безопасности страны".
Но задушить бизнес, доначислив с потолка 210 млн тенге, – это мало похоже на защиту экономической безопасности Республики Казахстан.
Это больше похоже на преднамеренное преследование или охоту на ведьм. Только в средние века ведьм сжигали на кострах, а в Карагандинской области фирмы, несправедливо заклейменные налоговиками, ими же и банкротятся.
Олег И. Гусев
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!