О летной практике будущих авиаторов – в фоторепортаже inbusiness.kz.
На аэродроме совместного базирования Боралдай начался сезон летной подготовки курсантов. Под руководством опытных инструкторов будущие пилоты гражданской авиации поднимают самолет в небо.
Первые полеты начинаются уже после окончания первого курса обучения. Пройдя необходимую теоретическую подготовку и получив первые навыки на авиационном симуляторе, ученики академии начинают летную подготовку на двухместном одномоторном самолете Technam P2002.
Центр подготовки пилотов, входящий в авиационный учебный комплекс академии, имеет шесть самолетов этой итальянской марки. Самолетам менее пяти лет, и они отлично справляются с ролью учебной парты для будущих командиров пассажирских лайнеров.
Отработав в ходе двух-трех сезонов обучения достаточные навыки пилотирования на одномоторных самолетах, курсанты начинают самую сложную, финальную часть обучения – полеты на двухмоторном самолете Diamond DA42.
Современный легкий самолет австрийской компании Diamond Aircraft Industries оснащен "стеклянной" кабиной, то есть вместо аналоговых стрелочных приборов здесь используются экраны, на которые может выводиться различная информация, например навигационная или техническая.
К учебному полету готовится студент-пилот Мирас Кабыл. Парень из Актау с детства мечтал о карьере пилота. Несколько лет назад разговор со знакомым подтолкнул его пройти ВЛЭК – врачебно-летную экспертную комиссию – и поступить в академию. Сейчас, уже на четвертом курсе обучения, Мирас заканчивает летную программу обучения.
Олег Валерьевич Ивкин – старший летный инструктор по правилам полетов по приборам. До 2007 года служил в военно-воздушных силах HR и был пилотом сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31. С 2008 года готовит будущих летчиков, обучая их "инструментальным" полетам, когда студент управляет воздушным судном, основываясь только на показаниях приборов. Подобные навыки просто необходимы пилотам в ночных полетах или условиях плохой видимости.
Все самолеты академии названы в честь известных казахстанских авиаторов. Например, двухмоторный Diamond DA42, который инструкторы ласково называют "Дашей", гордо носит имя прославленного воина, дважды Героя Советского Союза Талгата Бигельдинова.
Учебные полеты выполняют не только будущие пилоты, обучающиеся в вузе. В рамках обучения не менее 10 часов проводят в небе и будущие диспетчеры. Во время полета они изучают воздушную навигацию, следят за тем, как происходит радиообмен между пилотами в кабине, пилота с диспетчерами, управляющими воздушным движением в зоне и на аэродроме.
Зеленые зоны аэропорта Боралдай запестрели цветами. На рулежной дорожке аэродрома пилот ждет разрешения на взлет.
Несмотря на свою простоту и архаичность, аэродромный ветроуказатель имеет важное значение для безопасности полетов, на который ориентируются как пилоты, так и диспетчеры. Матерчатый конус, прозванный авиаторами "колдуном" или "колбасой", показывает направление и приблизительную силу ветра в приземном слое воздуха.
"Карусель", или полет по кругу с многократными заходами на посадку и взлетами, – отработка самых важных и опасных фаз полета.
Существует несколько техник захода на посадку. Этому в том числе обучают студентов летные инструкторы центра подготовки пилотов.
Разбор полета – обязательная часть подготовки. Инструктор выслушивает отчет студентов о прошедшем полете, проверяя полученные знания. Будущие диспетчеры также отвечают на вопросы и делятся своими наблюдениями.
Будущие диспетчеры Дильназ Султан и Акерке Рамазан после полета буквально засыпали вопросами начинающего пилота Мираса о приборном оснащении и возможностях самолета и с интересом изучали оснащение самолета.
Одна из проблем обучения пилотов – непредсказуемость загруженности Боралдайского аэродрома. Совместное базирование самолетов малой авиации, нескольких летных школ, авиаотряда комитета по чрезвычайным ситуациям и воздушных сил Пограничной службы КНБ РК создают немало трудностей для программы подготовки пилотов гражданской авиации. Из-за этого, а еще из-за сложностей рельефа и окружения аэродрома строениями академия вынуждена постоянно искать себе более спокойные воздушные гавани для планового протекания учебных процессов. В этом сезоне инструкторы школы, как и студенты, вновь будут вынуждены продолжить обучение в аэропорту города Тараз.
К слову, стоимость обучения пилота в академии составляет более 20 млн тенге. Для абитуриентов, поступающих в академию на гранты, в прошлом году был поднят "входной порог". Теперь тем, кто мечтает стать пилотом, необходимо набрать более 90 баллов в ЕНТ. Для инженеров порог немного ниже – 75 балов.
Максим Морозов
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!