/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 377,70 Brent 36,55
Первым делом самолеты

Первым делом самолеты

Однако министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек пообещал учесть интересы пассажиров. В переговорах с Россией о втором авиаперевозчике.

10:34 07 Октябрь 2016 3238

Первым делом самолеты

Автор:

Куралай Абылгазина

Казахстан и Россия вернутся к переговорам о назначении второго авиаперевозчика на маршрутах Астана-Алматы-Москва конце 2016 или начале 2017 года. Российская сторона настаивает на позитивном решении вопроса, а казахстанские чиновники намерены не продешевить, торгуясь с коллегами за самые привлекательные воздушные направления.

Во вторник, выступая на XIII форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Астане, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что страны смогли согласовать центральные подходы дальнейшего сотрудничества в сфере воздушного авиасообщения. По его словам они заключаются в следующем – снятие ограничений на количество полетов в Астану, Алматы и Москву; назначение вторых перевозчиков на этих маршрутах; реализация концепции «евразийского открытого неба». Идея включает в себя либерализацию воздушного сообщения, общие требования к авиаперевозчикам и общую аэронавигацию, равные тарифы. Отметим, за день до форума российское ведомство озвучило свои предложения в правительстве Казахстана. Минтранс РФ уже подготовил проект «дорожной карты» и направил ее казахстанским коллегам.

В интервью abctv.kz министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек пояснил, что по гражданской авиации страны договорились практически по всем вопросам кроме назначения второго перевозчика. Что касается «открытого неба», как уточнил глава ведомства, «такой вопрос не поднимается вообще». Ранее г-н Касымбек заявлял о том, что казахстанский авиарынок могут либерализовать для российских перевозчиков не ранее 2025 года.

Казахстанская сторона будет добиваться наиболее удобных условий для себя, прежде чем согласится увеличить количество авиакомпаний на главных маршрутах. В частности, Казахстан хотел бы получить возможность беспрепятственного прохода казахстанских судов из Каспийского в Черное море по внутренним водным путям России и рассмотреть изменения тарифов на железнодорожные перевозки между странами. В целом в транспортных вопросах, как отметил г-н Касымбек, «генерально мы договорились на очень многое».

«По гражданской авиации практически по всем вопросам согласовано, у нас есть вопрос только по второму перевозчику. Мы поставили перед ними ряд вопросов: в частности это дорога через Оренбург, есть предложения по железной дороге (тарифы) и авиационному транзиту, по водному транспорту (транзит). На форуме мы подписали, что будем беспрепятственно проходить на Уральск скоростными поездами, а он (министр транспорта РФ Максим Соколов – прим. Авт) нам поставил вопрос либерализации вопросов гражданской авиации. Там очень много различных аспектов, это вопрос торга. То есть все это будет рассматриваться в комплексе, это должно быть обоюдно полезно», - пояснил г-н Касымбек.

Увеличение количества авиакомпаний на маршрутах Астана-Алматы-Москва, прежде всего, невыгодно национальному перевозчику «Эйр Астана». Однако аэропорты Астаны и Алматы наоборот окажутся в выигрышной ситуации. Отметим, цены на авиатопливо в казахстанских аэропортах гораздо выше российских.

«Тут надо понимать, что интересы авиакомпании и аэропортов различаются. Аэропортам лучше, когда летает много компаний, а нашим авиакомпаниям хочется на этом рынке доминировать. Это их нормальное желание, как коммерческого субъекта. Мы не можем отказать, абсолютно ничего не рассматривая, потому что работаем в большом едином воздушном пространстве. Но их предложения будут рассматриваться, и решения будут приниматься с учетом интересов и авиакомпаний и аэропортов», -  объяснил глава казахстанского ведомства.

Интересы пассажиров тоже примут во внимание, обещает Женис Касымбек. Следующие переговоры пройдут уже зимой. 

«Обычно раз в квартал встречаемся с коллегами, наверное, или в декабре или в январе увидимся. Если потребителю конечному от этого лучше - цены будут ниже, качество сервиса лучше - то естественно правительство должно принимать решение в пользу пассажиров», - подчеркнул он.

По данным Жениса Касымбека, на сегодня между Казахстаном и Россией осуществляются полеты по 29 направлениям – это более 150 рейсов в неделею или 20 рейсов в сутки. 

Куралай Абылгазина

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Судебное разбирательство между пассажирами и авиакомпанией завершено.

17 Июнь 2020 16:53 1749

Суд вынес решение по делу Bek Air: авиакомпанию обязали вернуть пассажирам стоимость билетов

Турксибский райсуд Алматы вынес решение по делу Bek Air в пользу пассажиров. С авиакомпании будет взыскана полная стоимость билетов за отмененные авиарейсы.

В оригинальном иске, поданном в апреле, комитет по защите прав потребителей МТИ РК предъявил авиаперевозчику претензии на 37 млн тенге. В коллективном иске были представлены интересы 560 человек. Однако в процессе комитет нашел еще 330 пассажиров и привлек их к делу. Сумма исковых требований увеличилась до 52 млн тенге.

Суд пришел к выводу, что права пассажиров были нарушены, и обязал авиакомпанию выплатить истцам деньги за несостоявшиеся полеты. Общая сумма взысканных средств составила 54 210 519 тенге. Сумма госпошлины составила 16 251 162 тенге.

«Суд решил исковое заявление комитета по защите прав потребителей МТИ РК удовлетворить. Признать право потребителей АО Bek Air на возмещение полной стоимости ранее приобретенных билетов на авиарейсы, которые были отменены не по вине потребителя», – зачитала решение судья.

Напомним, самолет Bek Air, который следовал из Алматы в Нур-Султан, потерпел крушение утром 27 декабря 2019 года. Сразу после взлета авиалайнер потерял высоту и столкнулся с бетонным ограждением. На борту находились 98 человек, 12 из них погибли. Второй пилот самолета Миржан Мулдакулов скончался через месяц.

Сертификаты эксплуатанта и летной годности авиакомпании были приостановлены до выяснения обстоятельств. Доклад по результатам расследования поставил точку – полеты Bek Air прекратились навсегда. Проверка Авиационной администрации Казахстана и компании Rolls Royce (производителя двигателей Fokker-100) выявила ряд серьезных нарушений требований безопасности.

Катерина Клеменкова

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

С каждым новым заседанием сумма иска к Bek Air увеличивается. Теперь исковые требования пассажиров к авиакомпании составляют почти 52 млн тенге.

11 Июнь 2020 20:18 3667

Дело Bek Air: сумма иска растет, ответчик не отвечает

В Алматы продолжается суд по делу Bek Air, в котором клиенты авиакомпании массово требуют вернуть деньги за билеты. Количество пассажиров, присоединившихся к коллективному иску против перевозчика, самолет которого в конце прошлого года потерпел крушение близ Алматы, увеличилось. Теперь у Bek Air требуют вернуть деньги 890 пассажиров за 1636 билетов.

Компетентней неосведомленного

Судя по тому, как ведет себя на процессе представитель Bek Air, у пассажиров мало шансов вернуть деньги за отменившиеся поездки.

К примеру, на последнем заседании выяснилось, что коллективный иск адресован АО Bek Air – компании, которая непосредственно занималась перевозкой пассажиров, тогда как продажа билетов и оформление договоров находилось в компетенции ТОО Bek Air. Однако изучить учредительные документы этих двух компаний суд не может, перевозчик просто отказывается их предоставить.

На суде представитель ответчика Айнур Отарбаева утверждает, что: «заведено уголовное дело и, в связи с этим, компания не может предоставить никаких документов».

На вопрос судьи Алии Менлибаевой, что мешало обратиться в прокуратуру, ведь суд направил письмо с просьбой посодействовать в доступе к документам, Айнур Отарбаева ответила: «не было доверенности».

В свою очередь старший прокурор авиационной прокуратуры Айжан Тайбекова заявила, что представитель Bek Air просто некомпетентен или плохо осведомлен, так как финансовая документация компании, находящаяся на четвертом этаже, не изымалась.

Айнур Отарбаева сказала, что в здании нет четвертого этажа:

«Вы сами плохо осведомлены, в здании нет такого помещения и нет четвертого этажа», – возразила представитель Bek Air.

Пассажиры требуют возврата

Между тем, пассажиры пытаются доказать в суде, что авиакомпания обязана вернуть им деньги по аннулированным невозвратным билетам, так как проблемы Bek Air заставили не только пересмотреть свои планы и нести дополнительные расходы.

«Я покупала билеты 26 июля 2019 года. Да, билеты были приобретены за полгода до вылета рейса по направлению «Актау – Нур-Султан». В Нур-Султан мы улетели, а вернуться назад уже не получилось. Пришлось покупать билеты авиакомпании SCAT, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге», – рассказала свою историю Алтын Ильясова.

Ильясова рассказала, что пыталась дозвониться в call-центры авиакомпании и сервиса по продаже билетов Aviata, но безрезультатно.

«Я написала письмо на электронную почту и мне ответили: «Ждите». Пришлось сдать билеты. В Aviata обещали вернуть деньги сразу, как только они поступят от перевозчика».

В коллективном иске сумма Ильясовой составляет порядка ста тысяч тенге – это стоимость двух взрослых и двух детских билетов в одну сторону.

«Они мне должны вернуть около 75 тысяч за билеты и плюс мне пришлось купить другие билеты, которые стоили дороже на 21 тысячу тенге».

Енлик Жаксылыкова купила билет на 28 декабря, а катастрофа случилась 27.

«Мы нигде не могли получить информацию – полетим или нет, – рассказала женщина. – Сначала нам сказали ждать, но потом ночью 28 декабря сообщили, что отменяются все рейсы. У меня было два билета из Уральска в Нур-Султан. Общая их стоимость – 73694 тенге. Мне пришлось вернуть билеты и поехать на поезде. Мои билеты относятся к тарифу «невозвратных», но авиакомпания обязана вернуть мне их стоимость, так как полет не состоялся и в этом нет моей вины».

Aviata в суде

В свою очередь представитель Aviata пояснил в суде, что позиция сервисной компании в данном вопросе «как бы очень своеобразная»:

«Мы занимаемся оформлением перевозок, которые, после того как все оформим, фактически становятся двусторонними отношениями между пассажиром и авиакомпанией. (…) Поэтому мы не можем повлиять на ситуацию».

Единственное, что делает руководство сервиса Aviata, по словам своего представителя в суде, каждый день звонит руководству Bek Air и интересуется, когда будут деньги, чтобы их вернуть несостоявшимся пассажирам. Ежедневные телефонные переговоры пока ни к какому результату не привели…

Следующее заседание назначено на 19 июня.

Катерина Клеменкова