/img/tv1.svg
RU KZ
Первым делом самолеты

Первым делом самолеты

Однако министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек пообещал учесть интересы пассажиров. В переговорах с Россией о втором авиаперевозчике.

10:34 07 Октябрь 2016 3296

Первым делом самолеты

Автор:

Куралай Абылгазина

Казахстан и Россия вернутся к переговорам о назначении второго авиаперевозчика на маршрутах Астана-Алматы-Москва конце 2016 или начале 2017 года. Российская сторона настаивает на позитивном решении вопроса, а казахстанские чиновники намерены не продешевить, торгуясь с коллегами за самые привлекательные воздушные направления.

Во вторник, выступая на XIII форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Астане, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что страны смогли согласовать центральные подходы дальнейшего сотрудничества в сфере воздушного авиасообщения. По его словам они заключаются в следующем – снятие ограничений на количество полетов в Астану, Алматы и Москву; назначение вторых перевозчиков на этих маршрутах; реализация концепции «евразийского открытого неба». Идея включает в себя либерализацию воздушного сообщения, общие требования к авиаперевозчикам и общую аэронавигацию, равные тарифы. Отметим, за день до форума российское ведомство озвучило свои предложения в правительстве Казахстана. Минтранс РФ уже подготовил проект «дорожной карты» и направил ее казахстанским коллегам.

В интервью abctv.kz министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек пояснил, что по гражданской авиации страны договорились практически по всем вопросам кроме назначения второго перевозчика. Что касается «открытого неба», как уточнил глава ведомства, «такой вопрос не поднимается вообще». Ранее г-н Касымбек заявлял о том, что казахстанский авиарынок могут либерализовать для российских перевозчиков не ранее 2025 года.

Казахстанская сторона будет добиваться наиболее удобных условий для себя, прежде чем согласится увеличить количество авиакомпаний на главных маршрутах. В частности, Казахстан хотел бы получить возможность беспрепятственного прохода казахстанских судов из Каспийского в Черное море по внутренним водным путям России и рассмотреть изменения тарифов на железнодорожные перевозки между странами. В целом в транспортных вопросах, как отметил г-н Касымбек, «генерально мы договорились на очень многое».

«По гражданской авиации практически по всем вопросам согласовано, у нас есть вопрос только по второму перевозчику. Мы поставили перед ними ряд вопросов: в частности это дорога через Оренбург, есть предложения по железной дороге (тарифы) и авиационному транзиту, по водному транспорту (транзит). На форуме мы подписали, что будем беспрепятственно проходить на Уральск скоростными поездами, а он (министр транспорта РФ Максим Соколов – прим. Авт) нам поставил вопрос либерализации вопросов гражданской авиации. Там очень много различных аспектов, это вопрос торга. То есть все это будет рассматриваться в комплексе, это должно быть обоюдно полезно», - пояснил г-н Касымбек.

Увеличение количества авиакомпаний на маршрутах Астана-Алматы-Москва, прежде всего, невыгодно национальному перевозчику «Эйр Астана». Однако аэропорты Астаны и Алматы наоборот окажутся в выигрышной ситуации. Отметим, цены на авиатопливо в казахстанских аэропортах гораздо выше российских.

«Тут надо понимать, что интересы авиакомпании и аэропортов различаются. Аэропортам лучше, когда летает много компаний, а нашим авиакомпаниям хочется на этом рынке доминировать. Это их нормальное желание, как коммерческого субъекта. Мы не можем отказать, абсолютно ничего не рассматривая, потому что работаем в большом едином воздушном пространстве. Но их предложения будут рассматриваться, и решения будут приниматься с учетом интересов и авиакомпаний и аэропортов», -  объяснил глава казахстанского ведомства.

Интересы пассажиров тоже примут во внимание, обещает Женис Касымбек. Следующие переговоры пройдут уже зимой. 

«Обычно раз в квартал встречаемся с коллегами, наверное, или в декабре или в январе увидимся. Если потребителю конечному от этого лучше - цены будут ниже, качество сервиса лучше - то естественно правительство должно принимать решение в пользу пассажиров», - подчеркнул он.

По данным Жениса Касымбека, на сегодня между Казахстаном и Россией осуществляются полеты по 29 направлениям – это более 150 рейсов в неделею или 20 рейсов в сутки. 

Куралай Абылгазина

Летать теперь дешевле, но некуда

Услуги пассажирского воздушного транспорта подешевели в сравнении с прошлым годом на 9%. При этом авиакомпании в текущем «коронавирусном» году перевезли на 40% меньше пассажиров, чем годом ранее.

15 Октябрь 2020 10:13 825

За январь-сентябрь 2020 года авиакомпании страны перевезли 3,8 млн человек – на 40,4% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. Непосредственно в сентябре авиаперевозки составляли 608,5 тыс. пассажиров – на 13,1% больше по сравнению с августом текущего года, однако на 19,7% меньше, чем в сентябре прошлого года, сообщает портал energyprom.kz.

Пассажирооборот за девять месяцев составил 5,9 млрд пкм, сократившись в 2,2 раза за год. В сентябре пассажирооборот составил 941,8 млн пкм – на 46,5% больше, чем в августе, но на 35,5% меньше, чем в сентябре прошлого года.

Международная ассоциация воздушного транспорта понизила свой прогноз перевозок на 2020 год. В настоящее время IATA ожидает, что в 2020-м трафик снизится на 66% по сравнению с 2019 годом. Предыдущая оценка предполагала снижение на 63%. Спрос на пассажирские перевозки в августе продолжал сильно падать по сравнению с нормальным уровнем, пассажирооборот снизился на 75,3% по сравнению с августом 2019-го. Восстановление пассажирских авиаперевозок было остановлено в середине августа из-за возобновления государственных ограничений перед лицом новых вспышек COVID-19.

Грузоперевозки воздушным транспортом по итогам девяти месяцев составили 15,5 тыс. тонн – на 18,7% меньше, чем в прошлом году. В сентябре перевезли 2,5 тыс. тонн груза – на 18,2% больше, чем в августе.

Грузооборот за январь-сентябрь составил 39,2 млн ткм – на 33,7% меньше, чем в прошлом году. В сентябре грузооборот достиг 4,9 млн ткм – на 30,8% больше, чем в августе.

По итогам девяти месяцев доходы авиакомпании заметно уступили прошлогодним показателям: в денежном выражении сокращение составило 54,3%, до 135,8 млрд тг. Такая отрицательная динамика наблюдается впервые за последние четыре года.

Для сравнения: в аналогичном периоде годом ранее показатель достигал 297,1 млрд тг – плюс 14,2% к предыдущему году.

В сентябре текущего года стоимость услуг пассажирского воздушного транспорта снизилась на 8,7% по сравнению с сентябрем прошлого года.

Среди 17 регионов страны цены выросли лишь в четырех: Западно-Казахстанской (на 36,1%), Атырауской (на 13,1%), Карагандинской (на 5,6%), и Костанайской (на 4,5%) областях.

Еще в четырех регионах цена осталось неизменной: в Акмолинской, Алматинской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Значительно упали цены в столице (на 36,5%), Шымкенте (на 36,3%) и Мангистауской области (на 24,7%).


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Казахстан планирует ратифицировать соглашение с США о воздушном сообщении

Данный вопрос будет вынесен на рассмотрение мажилиса парламента.

15 Октябрь 2020 08:54 1821

Казахстан планирует ратифицировать соглашение с США о воздушном сообщении. Министерство индустрии опубликовало проект закона о ратификации соглашения между правительством Казахстана и правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении.

«Ратифицировать соглашение между правительством Республики Казахстан и правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении, подписанное в городе Нур-Султане 30 декабря 2019 года», – указывается в сообщении.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Публичное обсуждение продлится до 28 октября.

Напомним, в январе 2019 года Нурсултан Назарбаев на расширенном заседании правительства поручил открыть рейсы в США и Японию.

«Надо авиаторам, наверное «Эйр Астане» прежде всего, поставить задачу. Сейчас мы в Европу летаем, надо летать в США и Японию. Что для этого надо? Посмотреть, помочь, поддержать.  Может, это будет нерентабельным, но надо начинать летать, помочь в покупке самолетов. В этом году надо решить этот вопрос», – сказал Нурсултан Назарбаев.

7 июля 2019 года был совершен первый прямой авиарейс по маршруту Нур-Султан – Токио. До наступления пандемии рейс осуществлялся два раза в неделю, по вторникам и субботам. Рейсы по данному направлению выполняет авиакомпания «Скат».

В августе 2020 года счетный комитет предлагал перераспределить средства по новому маршруту Нур-Султан – Токио – Нур-Султан. По данным госаудиторов, целесообразно ограничиться частотой рейсов до одного раза в неделю в оба направления и направить средства на более приоритетные направления социально-экономического развития в трехлетнем бюджете до 2022 года.

При наличии высокого спроса на данный маршрут рассмотреть возможность выделения дополнительных средств при уточнении бюджета предлагали в СК. В 2020 году на субсидирование данного регулярного маршрута в бюджете заложено 1,1 млрд тенге.

Однако замечание счетного комитета не было учтено. В обосновании мининдустрии указывается, что данный маршрут предусматривался в рамках привлечения инвесторов МФЦА.

«Для удовлетворения пассажирского спроса на воздушные перевозки авиакомпания устанавливает выполнение рейса по новому маршруту с частотой не менее двух рейсов в неделю (при открытии новых коммерческих рейсов, как правило, начинают с двух и более частот), чтобы пассажир имел возможность воспользоваться услугой авиакомпании при перелете туда-обратно без привязки ко времени», – говорится в обосновании министерства.

С учетом растущего пассажирского спроса по направлению в Токио сокращение частоты рейса полагаем нецелесообразным, заключили в МИИР.

Майра Медеубаева


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!