Казахстан и Россия вернутся к переговорам о назначении второго авиаперевозчика на маршрутах Астана-Алматы-Москва конце 2016 или начале 2017 года. Российская сторона настаивает на позитивном решении вопроса, а казахстанские чиновники намерены не продешевить, торгуясь с коллегами за самые привлекательные воздушные направления.
Во вторник, выступая на XIII форуме межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Астане, министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что страны смогли согласовать центральные подходы дальнейшего сотрудничества в сфере воздушного авиасообщения. По его словам они заключаются в следующем – снятие ограничений на количество полетов в Астану, Алматы и Москву; назначение вторых перевозчиков на этих маршрутах; реализация концепции "евразийского открытого неба". Идея включает в себя либерализацию воздушного сообщения, общие требования к авиаперевозчикам и общую аэронавигацию, равные тарифы. Отметим, за день до форума российское ведомство озвучило свои предложения в правительстве Казахстана. Минтранс РФ уже подготовил проект "дорожной карты" и направил ее казахстанским коллегам.
В интервью abctv.kz министр по инвестициям и развитию (МИР) Женис Касымбек пояснил, что по гражданской авиации страны договорились практически по всем вопросам кроме назначения второго перевозчика. Что касается "открытого неба", как уточнил глава ведомства, "такой вопрос не поднимается вообще". Ранее г-н Касымбек заявлял о том, что казахстанский авиарынок могут либерализовать для российских перевозчиков не ранее 2025 года.
Казахстанская сторона будет добиваться наиболее удобных условий для себя, прежде чем согласится увеличить количество авиакомпаний на главных маршрутах. В частности, Казахстан хотел бы получить возможность беспрепятственного прохода казахстанских судов из Каспийского в Черное море по внутренним водным путям России и рассмотреть изменения тарифов на железнодорожные перевозки между странами. В целом в транспортных вопросах, как отметил г-н Касымбек, "генерально мы договорились на очень многое".
"По гражданской авиации практически по всем вопросам согласовано, у нас есть вопрос только по второму перевозчику. Мы поставили перед ними ряд вопросов: в частности это дорога через Оренбург, есть предложения по железной дороге (тарифы) и авиационному транзиту, по водному транспорту (транзит). На форуме мы подписали, что будем беспрепятственно проходить на Уральск скоростными поездами, а он (министр транспорта РФ Максим Соколов – прим. Авт) нам поставил вопрос либерализации вопросов гражданской авиации. Там очень много различных аспектов, это вопрос торга. То есть все это будет рассматриваться в комплексе, это должно быть обоюдно полезно", - пояснил г-н Касымбек.
Увеличение количества авиакомпаний на маршрутах Астана-Алматы-Москва, прежде всего, невыгодно национальному перевозчику "Эйр Астана". Однако аэропорты Астаны и Алматы наоборот окажутся в выигрышной ситуации. Отметим, цены на авиатопливо в казахстанских аэропортах гораздо выше российских.
"Тут надо понимать, что интересы авиакомпании и аэропортов различаются. Аэропортам лучше, когда летает много компаний, а нашим авиакомпаниям хочется на этом рынке доминировать. Это их нормальное желание, как коммерческого субъекта. Мы не можем отказать, абсолютно ничего не рассматривая, потому что работаем в большом едином воздушном пространстве. Но их предложения будут рассматриваться, и решения будут приниматься с учетом интересов и авиакомпаний и аэропортов", - объяснил глава казахстанского ведомства.
Интересы пассажиров тоже примут во внимание, обещает Женис Касымбек. Следующие переговоры пройдут уже зимой.
"Обычно раз в квартал встречаемся с коллегами, наверное, или в декабре или в январе увидимся. Если потребителю конечному от этого лучше - цены будут ниже, качество сервиса лучше - то естественно правительство должно принимать решение в пользу пассажиров", - подчеркнул он.
По данным Жениса Касымбека, на сегодня между Казахстаном и Россией осуществляются полеты по 29 направлениям – это более 150 рейсов в неделею или 20 рейсов в сутки.
Куралай Абылгазина