По данным костанайского филиала АО "НК "КТЖ – Грузовые перевозки" 23 октября по отделению загрузили 200 крытых вагонов с мукой и ещё около 240 зерновозов. Основная отгрузка зерна началась 12-13 октября.
Учитывая опыт прошлого года, для обеспечения перевозки урожая 2018 года подвижным составом по Костанайскому отделению ГП закольцовано 1500 крытых вагонов и от 2500 до 3000 зерновозов. При этом ежедневный парк именно зерновозов на отделении составляет около 1200 единиц. Как отметил глава костанайского отделения грузовых перевозок Берик Кайдаров, 150 из них – транзит, который идёт из порта Актау на столицу. Оставшиеся 1050 – это тот подвижной состав, который находится в распоряжении костанайских предпринимателей.
"В целом по Костанайскому отделению грузовых перевозок сокращён общий оборот вагонов. Но в то же время ухудшился оборот на подъездных путях со стороны грузоотправителей под грузовыми операциями. Так, на отчётный период были зафиксированы факты простоев вагонов под погрузкой. Это выбивает парк из оборота. Простои мешают увеличить объём погрузки зерна", – подчеркнул Берик Кайдаров.
Речь идёт о станции Державинская, где 24 зерновоза простояли около четырёх суток. На станции Фурмановской простой 27 зерноводов растянулся до 20 суток, а на станции Аманкарагай 19 суток без дела простояли 12 зерновозов. В среднем же на грузовых операциях – с момента подачи до оформления – вагоны находятся до пяти суток.
По данным костанайского филиала АО "НК "КТЖ – Грузовые перевозки", сегодня около 60% всех перевозок зерна осуществляется парком АО "Астык Транс", 20% – парком зерновозов других собственников РК и 20% – привлечённым парком "чужих" собственных и инвентарных вагонов.
При этом, по словам Берика Кадарова, почти 70% подвижного состава находится в частной собственности.Он также отметил, что доля частного парка в общем объёме имеющегося подвижного состава с каждым годом растёт. Железнодорожники признают, что частный подвижной состав даёт больше воли грузополучателям и грузоотправителям. Контрактные обязательства многих таковы, что люди должны платить за недельные простои, лишь бы иметь в нужный момент необходимый объём вагонов под рукой.
Куда везём?
За девять месяцев текущего года Костанайская область отгрузила через железную дорогу более 2,8 млн тонн зерна, что на 51% больше объёмов прошлого года. На экспорт ушли 2,1 млн тонн зерна. Тут рост ещё больше – 83% против объёмов 2017 года.
Экспорт зерна в 2017-2018 годах (зерновозов)
Источник: По данным костанайского филиала АО "НК "КТЖ – Грузовые перевозки
Наибольший рост идёт по странам Средней Азии, куда уходит львиная доля костанайского зерна. Есть надежда и на то, что региону увеличат квоту на октябрь-декабрь по поставкам зерна в мешках в Китай.
Если говорить о продуктах перемола (в большинстве случаев речь идёт о муке. – Прим. авт.), то в этом году экспортировали 812,4 тыс. тонн продукции. В этом году в планах довести этот объём до 1 млн тонн. Зерна же планируют экспортировать около 2 млн тонн.
"Разработаны альтернативные пути погрузки зерновых культур в Афганистан, Иран и Ирак через международный пункт перехода Болашак транзитом через Туркменистан в направлении станций Имамназар, Акина, Серхетабад и Сарахс. Это связано с тем, что мы из года в год натыкаемся на вопросы передачи вагонов в Узбекистан и их возврат. Так получается, что состав стоит в ожидании пропуска через границу, а мы теряем время", – объяснил Берик Кайдаров.
Ставку делают также на контейнерные перевозки, которые, по мнению железнодорожников, расширят географию поставок, добавив к длинному перечню получателей костанайского зерна Турцию и страны Европы. В этом году из региона уже ушло 159 вагонов, или 256 контейнеров с 7 тыс. тонн груза. Пока "Грузовые перевозки" этот объём называют экспериментальным, но прогнозируют рост популярности в ближайшие два-три года. Интерес обещают стимулировать, а в случае больших объёмов говорят о возможном снижении тарифов на этот вид услуг.
Татьяна Шестакова