Наконец заканчивается реконструкция международного аэропорта города, который, не имея постоянного владельца, последние 13 лет оставался без инвестиций.
На сегодняшний день здесь завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, остались работы по световой навигации и завершение реконструкции пассажирского терминала.
"С оптимизмом смотрю на будущее нашего аэропорта, который к 15 декабря будет полностью реконструирован", - сказал аким Северо-Казахстанской области Ерик Султанов на брифинге инвестиционного форума "KYZYLZHAR INVEST-2016".
Как сообщал ранее abctv.kz, в 2015 году на выделенные из резерва правительства РК 4 млрд тенге подрядной организацией АО "К-Дорстрой" здесь начата реконструкция взлетно-посадочной полосы. Завершение первого этапа реконструкции позволило возобновить в межсезонный период субсидируемые авиарейсы в Астану и Алматы. В текущем году для завершения работ из республиканского бюджета было выделено еще почти 2 млрд тенге, и 1 июня аэропорт Петропавловска был закрыт на масштабную реконструкцию: планировалось окончание работ по взлетно-посадочной полосе – ее расширение и удлинение, установка свето-сигнальной техники, реконструкция терминала.
Конкурс по проведению работ по возведению производственных зданий на сумму 1,134 млрд. тенге был объявлен в апреле текущего года Комитетом гражданской авиации Министерства по инвестициям и развитию. Победителем конкурса определено ТОО "ЭнергоТехноСервис".
"Проект предусматривает реконструкцию всего терминала, перепланировку, будет изменен внешний вид, завезено новое оборудование. Внутри будет проведен капитальный ремонт", - рассказывал в июне заместитель генерального директора компании Асхат Макишев.
Сегодня, когда работы в аэропорту практически завершаются, аким области признается, что "организовать эксплуатацию будет не менее сложно, чем провести реконструкцию".
До закрытия на ремонт из петропавловского аэропорта можно было два раза в неделю улететь в Астану и один раз в неделю - в Алматы.
В течение 10 лет этот несколько раз перепроданный объект никак не мог обрести постоянного владельца. За это время передаваемая из рук в руки воздушная гавань изрядно обветшала.
Когда-то держателем 100% акций предприятия было ГУ "Аппарат акима СКО", но в июле 2003 года 60% было продано ТОО "Астана Бизнес Транс Консалт", которое взяло на себя много серьезных обязательств. Например, погасить задолженность по зарплате и обеспечить социальные гарантии работникам, вкладывать инвестиции в техническое перевооружение предприятия. Но до пяти лет частный акционер не дотянул и через год продал свою долю ТОО "Техносервис-3000". Еще через год контрольный пакет акций перешел к московскому ООО "VIP AVIA", и, наконец, в апреле 2007 года 60% акций (и все переходящие от владельца к владельцу обязательства) получило петропавловское ТОО "Altyn Estate". При этом цена объекта с каждой сделкой купли-продажи существенно возрастала. Так, ООО "VIP AVIA" приобрело аэропорт за 371,6 тыс. долларов, а продало новому владельцу за 548 тыс. долларов.
Миллионные долги по зарплате в АО "Международный аэропорт г.Петропавловск" на протяжении нескольких лет выплачивались только после вмешательства транспортной прокуратуры. И основной причиной сложившейся ситуации транспортные прокуроры называли отсутствие финансирования со стороны основного акционера.
Не выдерживало никакой критики и состояние объекта с точки зрения авиационной безопасности. По результатам проверки состояния безопасности полетов Комитетом гражданской авиации в октябре 2012 года рассматривался вопрос о дальнейшей деятельности международного аэропорта Петропавловска, вплоть до приостановления его работы, в ходе проверки были установлены нарушения различного характера. По словам тогдашнего транспортного прокурора Нурболата Катуова, на объекте были "нарушены абсолютно все нормы законодательства – санитарные, архитектурно-строительные, пожарные, нормы безопасности полетов". Последний капремонт взлетной полосы здесь проводился в 1974 году.
"Грубо говоря, там проводится просто латание дыр", - рассказывал журналистам Нурболат Катуов.
Тем не менее, Комитет Гражданской авиации РК считал, что в таком состоянии аэропорт все-таки может работать, хоть и с ограничениями по приему крупных самолетов типа Боингов, ТУ-154, ТУ-157. К тому же воздушные суда аэропорт принимал только на определенные участки взлетно-посадочной полосы.
В 2008 году областная транспортная прокуратура в интересах акимата СКО и департамент финансов СКО обратились в специализированный экономический суд Петропавловска с иском о признании незаконным договора купли-продажи 60% акций АО "Международный аэропорт г. Петропавловска", заключенного между ООО "VIP AVIA" и ТОО "Altyn Estate". И только в 2012 году результатом долгих судебных тяжб стала передача контрольного пакета акций предприятия в государственную собственность. После этого еще несколько лет пришлось ждать средств на ремонт воздушной гавани.
Диана Слинькова, Петропавловск