Еще в 2020 году Северо-Казахстанский областной маслихат определил ряд социально значимых автобусных сообщений региона, куда вошли и некоторые маршруты внутри Петропавловска, передает inbusiness.kz. В случае если действующие на перевозки тарифы не покрывают расходов владельцев общественного транспорта, их убытки субсидируются местным исполнительным органом. Однако в прошлом, 2021 году что-то пошло не так. Акимат недоплатил перевозчикам положенные им 307,3 млн тенге. Это вынудило последних обратиться за помощью в местную Палату предпринимателей.
Доводы субъектов бизнеса просты и понятны. Во-первых, город обзавелся новыми автобусами, а это дело недешевое. Из-за недополученных субсидий перевозчики не смогли своевременно закрывать ежемесячные платежи за взятую в лизинг технику. А это еще и штрафы. Есть и ряд других факторов, сильно осложнивших работу общественного транспорта.
''Резко подорожала стоимость топлива, что также негативно сказалось на финансовой деятельности предпринимателей. Увеличило нагрузку на затратную часть и введение электронного билетирования. При этом установленный дифференцированный тариф в полной мере не покрывает всех затрат перевозчика, среди которых есть и ремонт, и обслуживание автобусного парка, и заработная плата водителей, затраты на ГСМ и другие'', – рассказал директор Северо-Казахстанской палаты предпринимателей Алибек Ашметов.
Позднее Палата предпринимателей совместно с бизнесом и акиматом Петропавловска разработала и утвердила дорожную карту по решению проблемных вопросов перевозок областного центра. Туда включили в качестве основного вопрос субсидирования перевозчиков, занятых на убыточных маршрутах. Переговоры с госорганом оказались успешными, с 10 февраля платежи начали поступать.
Между тем в Северо-Казахстанской области проблемы не только с городскими маршрутами. По официальным данным, озвученным в прошлом месяце управлением пассажирского транспорта и автомобильных дорог, в регионе регулярным автобусным сообщением охвачено только 79% сел. Около 70 тыс. сельчан вообще не имеют возможности пользоваться общественным транспортом. Тогда же аким СКО Кумар Аксакалов поручил решить проблему, обеспечив автобусом каждый населенный пункт, в котором проживают от 100 жителей.
''Есть положение: свыше 100 человек живет в селе, значит, маршрут должен быть. Ввиду так называемой нерентабельности не выезжали. 93 села оказались у нас без автобусного сообщения. Считаю, что это неправильно. Поэтому я поручаю управлению финансов изыскать средства в этом году при первом же уточнении бюджета либо за счет переходящих остатков бюджета. Цена вопроса около 180 млн тенге. Мы изыщем эти средства и направим на субсидирование перевозок, которые считаются нерентабельными, и, таким образом, обеспечим жителей этих населенных пунктов автобусным сообщением'', – пообещал глава региона.
В целом же в Северо-Казахстанской области функционирует 129 автобусных маршрутов, в том числе 5 – межобластных, 54 – внутриобластных, 30 – внутрирайонных, 11 – пригородных, 20 – городских и 9 – сельских. В 2021 году на субсидирование 54 социально значимых маршрутов было выделено 745 млн тенге.
Пётр Акутионов