Выставка под названием "Европа – Казахстан: слияние искусства и культуры" открылась в Национальном музее РК в честь Дня Европы в Казахстане и 25-летия дипломатических отношений между Казахстаном и Европейским союзом, а также как часть программы Года культурного наследия Европы.
Платья с названиями вроде "Черная жажда", "Арал, прости", "Царица Томирис", "Время странствий" – это, собственно, не модные туалеты, а величественные (высотой около четырех метров) арт-объекты, каждый из которых обращается к зрителю с неким посланием.
Коллекция совместно разработана французским художником камерунского происхождения Ламином М и казахстанскими дизайнерами: Ерланом Жолдасбековым (бренд YERLAN ZHOLDASBEK), Гаухар Ахметовой (бренд KIORI), Эльмирой Маемеровой (бренд MIREL MARAT), Жаркыном Баймахановым (бренд JARKYN BAIMAKHANOV), Тамарой Ламанукаевой (бренд TAMARA LAMANUKAEVA), Алексеем Чженом и Ларией Джакамбаевой (бренд ONE-TO-ONE).
Всего в коллекции девять платьев, причем последнее, девятое под названием "Европа. Единство в многообразии" художники раскрасили прямо на открытии выставки – перформанс происходил не просто на глазах у публики, но и с ее участием.
"Я призываю вас не воспринимать эти платья как декоративные элементы, – сказала, обращаясь к зрителям, куратор выставки Юлия Сорокина. – Это не платья, а путешествия Ламина; не платья, а письма, которые вам посылает художник; это та душа, которая витает вокруг нас и обволакивает нас лучше, чем те одежды, в которые мы одеты".
Ламин М (Мохаммед Ламин) родился в Камеруне, в семье торговца тканями. Уже больше десяти лет он живет и работает в парижском пригороде Сен-Дени. Несколько лет назад художник осуществил свой знаменитый проект "Большие королевские платья", посвященный легендарным французским королевам минувших веков: королеве франков Фредегонде, Берте Большеногой, Бланке Французской, Жанне Бурбонской, Изабелле Арагонской и так далее. Королевские наряды, сшитые по великанским меркам, экспонировались в базилике аббатства Сен-Дени, которая с VI века служила усыпальницей для французских монархов и где большинство "моделей" Ламина покоятся рядом со своими царственными супругами. Интересно, что платья под руководством художника шили местные жители из современных, доступных тканей, которые продаются в обычных городских магазинах, в том числе из трикотажа, нейлона, джерси, денима, африканских ситцев.
Выставка "Большие королевские платья" приезжала в Казахстан в 2016 году, по линии Французского альянса, правда, всего два платья можно было увидеть "вживую", остальные – на фотографиях.
Примерно тогда же родилась идея совместного проекта с семью казахстанскими дизайнерами. Работа продолжалась два года, за это время Ламин М шесть раз приезжал в Казахстан (и очень его полюбил).
"Большое спасибо всей команде дизайнеров, это был прекрасный опыт, прекрасное открытие Казахстана и казахстанцев, всей этой многообразной культуры", – говорит художник.
Эта коллекция рассказывает про Казахстан: его историю, культуру, природу. Дизайнеры отчасти использовали местные материалы, например войлок, как Мирэль Марат в своем платье-пальто "Наследие предков", и близкие к народным техники: лоскутное шитье, валяние, ручную вышивку. При этом платья выглядят современно и фантастично, и фантазии эти совсем не благостные.
Один из соавторов, дизайнер Ерлан Жолдасбеков рассказал, как строилось сотрудничество:
"Каждый дизайнер выбрал свою тему и в соответствии с ней изготовил платье в стиле Ламина М, то есть они большие. Ламин утверждал каждое платье, кому-то что-то подсказывал. Я предложил две темы, Ламину они сразу понравились, он сказал: делай, как ты задумал, ничего менять не буду".
Ерлан Жолдасбеков выполнил два платья из настоящего шелка, причем всю работу сделал собственноручно. Платье "Танбалы тас – тайные знаки" посвящено урочищу в Алматинской области, где на скалах сохранилось множество наскальных рисунков. Копии петроглифов эпохи бронзового века, вручную вышитые пайетками, украшают подол платья. Как рассказал дизайнер, на платье пошло 37 метров шелка, работа над ним длилась пять месяцев.
Второе платье называется "Арал, прости" и, соответственно, рассказывает о катастрофе Аральского моря. Ерлан обработал шелк специальными красками, чтобы создать эффект иссушенной земли. Будто утопающие в подоле платья пластиковые бутылки символизируют исчезновение воды, а отпечатки ладоней на ткани – попытки людей спасти Арал.
Надо сказать, в коллекции есть целых два платья на нефтяную тему: "Черная жажда" (Жаркын Баймаханов, Ламин М) и "Черное золото" (Тамара Ламанукаева, Ламин М). Оба туалета выполнены с использованием искусственных, полимерных материалов, из которых, оказывается, можно собрать роскошный готичный образ. Платье "Черная жажда", посвященное "богатому историческому прошлому и разнообразию полезных ископаемых" Казахстана, отделано полиэтиленовой бахромой и дополнено нагрудным декоративным элементом из пластика, стилизованным под казахское национальное украшение. Платье "Черное золото" говорит о проблеме нефтяных выбросов и загрязнения окружающей среды – его шлейф присыпан обрезками искусственной кожи, напоминающими пепел.
Выставка "Европа – Казахстан: слияние искусства и культуры" организована представительством ЕС в Казахстане при поддержке Министерства культуры и спорта РК, Нацмузея РК, посольства Франции в Казахстане, а также Французского альянса, салона Innerlife и мэрии города Сен-Дени.
"Как известно, "Единство в многообразии" – это официальный девиз Евросоюза. Само существование ЕС основано на принципе синергии стран ЕС, народов, их человеческого потенциала и активности. И сегодня мы видим продукт синергии талантов европейского и казахстанских художников и дизайнеров. Я убежден, что эти экспонаты будут не только радовать вас, но и позволят взглянуть через призму искусства на многие актуальные вопросы: темы мира, единства, мультикультурализма, охраны окружающей среды и исторического наследия", – сказал на церемонии открытия временный поверенный в делах представительства ЕС в Казахстане Золтан Салаи.
Посол Франции в Казахстане Филипп Мартине высказался поэтически:
"Эту выставку можно назвать политическим высказыванием. У французов есть известная сказка "Ослиная шкура", которая принадлежит нашему литературному наследию. В ней рассказывается о том, как девушка просит у своей феи-крестной красивые платья: платья цвета пасмурного неба, цвета луны или погоды. А здесь мы видим платья цвета нефти, цвета скал с петроглифами, платья цветов мультикультурности Казахстана, а также платье цвета Европы".
Выставка в Нацмузее продлится до 22 июня, а после Астаны будет представлена в Париже, Брюсселе и других городах Европы.
Ксения Татаринова
Фото автора