В ближайшем будущем в мире планируют построить первые плавучие атомные электростанции. Россия и США работают над новыми типами реакторов с повышенной степенью безопасности, которые могут использовать в качестве топлива обедненный уран. Последние тренды в атомной промышленности и прогнозы по росту ядерной энергетики в мировом энергобалансе обсуждали на прошедшем на прошлой неделе в Москве IX международном форуме "АТОМЭКСПО-2017".
"Страны-новички" и Казахстан среди них?
По данным заместителя генерального директора Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Михаила Чудакова, на сегодняшний день 30 стран рассматривают строительство АЭС, еще 30 уже имеют атомные мощности в своем энергобалансе. Среди "стран-новичков" можно отметить Объединенные Арабские Эмираты, которые возвели четыре блока АЭС. Беларусь строит второй энергоблок станции "БэлАЭС" по российскому проекту.
"Последние несколько лет все больше африканских стран подключаются к этой тенденции: Нигерия, Марокко, Кения. В прошлом году мы провели комплексный обзор ядерной инфраструктуры в Бангладеш, а также в Малайзии и Казахстане. Всего мы провели 22 комплексных обзора – 22 миссии МАГАТЭ в 16 странах", – сказал Михаил Чудаков, выступая на панельной сессии "АТОМЭКСПО-2017".
В 2016 году миссия МАГАТЭ завершила комплексный обзор ядерной инфраструктуры в Казахстане, необходимой для реализации атомной энергетической программы. Оценка производится по 19 критериям (национальная позиция, ядерная безопасность, финансирование). В итоговом отчете прописаны 10 рекомендаций и 12 предложений по улучшению инфраструктуры, в качестве модели предложены три положительных опыта. Министерство энергетики Казахстана приняло решение не публиковать отчет в открытом доступе.
Ранее глава ведомства Канат Бозумбаев заявил, что вопрос строительства АЭС в Казахстане в ближайшие годы рассматриваться не будет, аргументируя перенос планов профицитом электроэнергии в ближайшие семь лет. При этом, согласно июньскому прогнозу минэнерго, к 2050 году потребление электроэнергии в республике увеличится на 50% по сравнению с уровнем 2016 года и составит 123 млрд киловатт-часов. Это предполагает строительство новых мощностей в ближайшем будущем. Известно, что к 2050 году планируется довести долю возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в энергобалансе Казахстана до 50%. На данный момент непонятно, насколько будет сокращена доля угольной генерации и станут ли атомные станции частью энергосистемы страны.
Напомним, еще в декабре 2015 года в российском "Росатоме" ожидали скорое подписание соглашения о строительстве АЭС в Казахстане. На тот момент не исключалось, что республика может привлечь несколько компаний для создания не одной, а даже нескольких станций. Однако в 2016 году вместе со сменой министра энергетики Казахстана с Владимира Школьника на Каната Бозумбаева поменялись и планы по возведению новых атомных мощностей.
В мире появятся плавучие АЭС
В будущем у атомной энергетики есть два варианта развития, считает экс-министр атомной энергии Российской Федерации Евгений Адамов. Придерживаться консервативных технологий с ее текущими проблемами или перейти на новые разработки, которые могут решить накопившиеся проблемы.
"Конструкции, которые разрабатываются в рамках новых технологий, позволяют решить как проблемы безопасности реакторов, так и проблемы радиационных отходов", – сказал г-н Адамов, добавив, что на площадке Томского химического комбината заканчивается сооружение первого этапа замкнутого топливного цикла.
"Того самого плотного топлива, использование которого в быстрых реакторах (реактор на быстрых нейтронах) не позволяет выйти на чернобыльскую аварию", – отметил он в ходе круглого стола "Ядерная энергетика: энергия будущего или пережиток прошлого?".
Президент научного совета глобальных инициатив Томас Блис также придерживается мнения о том, что новые конструкции реакторов на атмосферном давлении позволят безопасно эксплуатировать АЭС. Он отметил, что строительство водо-водяных энергетических реакторов (ВВЭР), работающих на высоком давлении и используемых сегодня, обходится дорого, а их массовое производство затруднено. В будущем атомной энергетике необходимо будет перейти на реакторы, работающие на атмосферном давлении, что делает их безопаснее за счет невозможности происшествия в результате взрыва.
"Уже есть несколько дизайнов таких реакторов, которые работают на атмосферном давлении и могут быть распространены массово. Один из них – натриевый реактор на быстрых нейтронах, который делает Россия сейчас. Южная Корея также имеет разработки, и они будут готовы построить в 2020 году. У США есть дизайн реактора – General Electric подает на получение лицензии на его строительство, и он, вероятно, наиболее прогрессивный. Они работают над ним с 1990-х годов. Этот реактор может сжигать обедненный уран в качестве топлива. Чрезвычайно эффективный. Например, для запуска гигаваттной электростанции в течение года потребуется два ящика обедненного урана. У нас много обедненного урана – это производственные отходы, с помощью которых мы можем обеспечить энергией всю планету на тысячи лет вперед. Нам даже не пришлось бы добывать уран", – пояснил Томас Блис в интервью abctv.kz.
Помимо новых реакторов, крупнейшие атомные державы, такие как Россия и США, разрабатывают проекты плавучих АЭС. Томас Блис привел пример США, где одна компания работает над подобными атомными реакторами мощностью около 100 мегаватт. Это позволит странам с выходом к морю отказаться от строительства собственных АЭС, платить только за электричество, подключив плавучие станции к своим энергосетям. Как считает г-н Блис, такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Россия, Китай, США способны построить крупные плавучие АЭС и обеспечивать электроэнергией другие государства. Однако в США развитие таких технологий ограничивают высокие требования регулятора, а вот в России в этом плане, наоборот, придерживаются более открытой позиции. По его прогнозам, первые плавучие АЭС в мире могут появиться уже через четыре-пять лет.
Вклад атомной энергетики в борьбу с изменением климата
Для эффективной борьбы с изменением климата к 2050 году атомная энергетика должна обеспечивать 25% от общего объема производимой электроэнергии в мире. Такое предложение прописано в программе "Гармония" Всемирной ядерной ассоциации (WNA). Для этого потребуется строительство новых АЭС общей мощностью 1000 гигаватт. Отметим, на начало 2015 года мировая доля атомной энергетики составляла около 10%. Программа подразумевает достижение баланса безуглеродных источников энергии в мире таким образом, чтобы максимизировать преимущества каждого из них, а негативный эффект свести к минимуму.
"Строительство 1000 ГВт атомных генерирующих мощностей к 2050 году – практичная и достижимая цель, которая не требует более высоких темпов строительства, чем достигнутые в атомной отрасли в прошлом. Но важно устранить барьеры, которые могут помешать достижению этой цели", – подчеркнула глава WNA Агнета Ризинг на открытии форума, добавив, что ежегодно семь миллионов людей погибают от последствий загрязнения воздуха.
Для достижения целей Парижского соглашения (COP21) необходимо строить пять АЭС ежегодно, отметил генеральный директор агентства по ядерной энергии ОЭСР Уильям Мэгвуд.
"То есть необходимо увеличить общую мощность АЭС в 2,5 раза по сравнению с текущими уровнями. Это приведет к тому, что существенно увеличится эффективность, экологические показатели и снижение выбросов. Если эти вещи не сработают, тогда нужно еще больше наращивать долю атомной энергетики, для того чтобы достигнуть целей, поставленных в Париже", – заключил г-н Мэгвуд на панельной сессии форума.
Эксперты отмечают, что борьба с изменением климата невозможна без увеличения доли атомной энергетики в мировом энергобалансе. При этом наращивание мощностей ВИЭ не всегда гарантирует сокращение вредных выбросов в атмосферу. Генеральный директор WNA Агнета Ризинг привела пример Германии, где, несмотря на преимущественную долю возобновляемых источников в энергобалансе (75% электричества генерируется ВИЭ), страна не смогла добиться снижения эмиссий.
"С 2008 года выбросы СО2 в Германии остаются на одном и том же уровне и не снижаются. При этом цены на электричество для промышленных потребителей почти самые дорогие в Европе. Высокая стоимость электроэнергии и для домохозяйств. Это связано с большой программой по субсидированию возобновляемых источников энергии", - описала ситуацию глава WNA.
Выступая на круглом столе "Ядерная энергетика: энергия будущего или пережиток прошлого?", Евгений Адамов назвал планы Германии отказаться от атомной энергетики и перейти преимущественно на ВИЭ-генерацию "исключительно политическим" решением. По его данным, стоимость электроэнергии в Германии в 2011 году составляла 19 евроцентов за киловатт-час. Тогда на долю АЭС приходилось около 30% от общего объема генерации электроэнергии. При этом прогнозировалось, что с активным переходом на ВИЭ цена сократится до шести евроцентов за киловатт-час. По факту в 2016 году она выросла до 29 евроцентов за киловатт-час. При этом, добавил он, Венгрия сумела снизить стоимость электроэнергии, генерируемой ВИЭ, до шести евроцентов за киловатт-час. Таким образом, в Германии сложились самые высокие цены на электричество по сравнению с другими странами Евросоюза. Субсидии для ВИЭ в Германии в 2016 году составили около 23 млрд евро (или 328 млрд евро до 2021 года) и включены в тарифы потребителей. Он добавил, что оптимальная доля ВИЭ в общемировом энергобалансе должна составлять 15-20%.
"Германия взялась за ВИЭ в 2011 году, не потому, что у нее было плохо с энергетикой, а чисто по политическим причинам. Г-же Меркель надо было выиграть у "зеленых", и она выиграла у них абсолютно. Если "зеленые" мечтали ограничить ядерную энергетику, то она сказала, что "у Германии ее не будет совсем", – подытожил г-н Адамов.
Куралай Абылгазина