В мае 2018 года на сайте Управления пассажирского транспорта города Астаны появилась информация об инициировании потенциальным частным партнером проекта государственно-частного партнерства (ГЧП) по эксплуатации и управлению платным парковочным пространством столицы. По данным акимата, в качестве инициатора проекта ГЧП выступило ТОО "Парковочное пространство Астаны".
На запрос abctv.kz в ведомстве пояснили: альтернативных предложений в установленные сроки не поступило, в связи с этим участником прямых переговоров по определению частного проекта признано данное ТОО. В настоящее время проект проходит экспертизу и согласование, предусмотренные законодательством о ГЧП.
Отметим, что компанией "Парковочное пространство Астаны" организована пилотная зона платных парковок в районе бульвара Нуржол, которая функционирует с 15 января 2018 года. В целом проект ГЧП предусматривает 10 тыс. платных парковочных мест. Не исключено, что в рамках проекта со временем количество мест будет увеличено, подчеркнули в акимате.
Всего в рамках проекта планируется установка 253 паркоматов. С 15 января на бульваре Нуржол заработала демонстрационная зона на 487 паркомест, в период с момента заключения договора ГЧП до конца 2019 года будут обустроены остальные 9513 паркомест.
По данным госоргана, постановлением акимата определен тариф в размере 100 тенге за час парковки. Из них: 12 тенге – это налоги, девять тенге – обустройство парковочной зоны, 10 тенге – расходы на амортизацию, 21 тенге – расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сопровождение системы управления, 23 тенге – возврат инвестиций, пять тенге – оплата труда сотрудникам, пять тенге уйдут на оплату комиссии платежному агенту и семь тенге – выплаты госпартнеру, восемь тенге – прибыль частного партнера, рассказывал ранее директор Ардак Турганкулов.
Инвестиции частного партнера в капитальные затраты составят 1,8 млрд тенге. Срок окупаемости – 20 лет, отметили в столичной администрации. При этом проект предусматривает выплату части дохода от реализации услуг платных парковок в местный бюджет с первого года реализации.
В акимате отметили, что местный бюджет будет получать 5% от общего дохода в течение первых 10 лет проекта и 10% – в течение оставшихся 10 лет. По окончании проекта весь доход от платных парковок будет поступать в счет государства.
По данным столичного акимата, согласно финансовой модели проекта, за счет налогов в бюджет за 20 лет будет привлечено около 4,3 млрд тенге, что в среднем в год составит около 200 млн тенге. Также планируется привлечь в бюджет 14,6 млрд тенге в виде штрафов за нарушение правил парковки. При этом отмечают, что на сегодняшний день на всех зонах действует тариф 100 тенге за час парковки. Возможно, в перспективе тарифная политика будет изменена.
По данным Комитета госдоходов (КГД), налоговые поступления ТОО "Парковочное пространство Астаны" на 1 июля 2018 года составили 28,9 млн тенге. Коэффициент налоговой нагрузки, по данным КГД, на 1 июля в сфере операций с недвижимым имуществом для юридических лиц в Астане составил 8,5%, средний коэффициент по региону – 5,3%, максимальный коэффициент – 10,4%.
Даже если брать в расчет максимальный коэффициент, полугодовой оборот компании мог составить 270 млн тенге, если не больше. Исходя из доли налогов в структуре платежа за парковку (12 тенге из 100, или 12%), выручка ТОО за полугодие могла составить 240 млн тенге.
Исходя из заявленных акиматом цифр, что по финмодели проекта за счет налогов в бюджет в среднем будет поступать 200 млн тенге в год, можно предположить, что годовая выручка компании (при доле налогов в 12%) составит около 1,6 млрд тенге.
Собственником ТОО является Рустем Исенов, следует из данных Министерства юстиции РК. Бизнесмен также имеет доли участия в компаниях: Intarget Solutions, "Ломбард Гарант KZ", ТОО Startup24.kz, ТОО Easy Solutions, "Cristal Ломбард", АО "Управляющая компания "РЕСПУБЛИКА".
Бизнесмен имеет прочные бизнес-связи с госструктурами. В частности, Intarget Solutions оказывала услуги по сопровождению программного обеспечения SAP в крупных государственных и частных компаниях, таких как "Казахстан темир жолы", "АрселорМиттал Темиртау", "Карачаганак Петролиум Оперейтинг Б.В.", "Пассажирские перевозки", "Цеснабанк", "КазТрансОйл", Международный аэропорт Алматы, "КазМунайГаз", Министерство обороны, Национальный банк, "Казфосфат" и Народный банк Казахстана.
Майра Медеубаева