RU KZ
Площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз

Площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз

08:17 16 Октябрь 2020 18079

Площадь платных парковок в столице вырастет в 10 раз

Автор:

Султан Биманов

Фото: Серикжан Ковланбаев

Несмотря на карантин, выручка оператора ГЧП-проекта в этом году растет в 1,5 раза, а расширение площадей рискует существенно увеличить доходы столицы.

К концу текущего года площадь платных парковок в Нур-Султане вырастет в 10 раз, до 5 тыс. мест. Об этом inbusiness.kz заявили в ТОО «Парковочное пространство Астаны», являющемся оператором ГЧП-проекта по созданию, управлению и эксплуатации парковочного пространства. Компания полностью готова к запуску расширения. Более точную дату расширения площадей платных парковок в компании не назвали, сославшись на то, что вопрос находится в ведении акимата столицы. В акимате на момент написания материала не предоставили ответ на запрос inbusiness.kz.

Основная цель платных парковок – снижение нагрузки на дорожную сеть города, уменьшение транспортных потоков, а также обеспечение безопасности дорожного движения, отмечают в компании-операторе ГЧП-проекта. Партнер компании от государства в лице акимата города Нур-Султан нарастит доходы как за счет увеличения выручки от роста парковочных мест, так в перспективе и от увеличения своей доли в выручке с 5% до 25%. Еще больше глядя на практику, заработает акимат столицы через штрафы.

Автолюбители столицы – держите карман шире

Всего, согласно тарифам оператора парковочных мест, одно машино-место может максимально генерировать до 1200 тенге за один рабочий день, или в среднем около 30 тыс. тенге в месяц (при полной загрузке и 25 рабочих днях в календарном месяце). Другими словами, годовая предельная выручка от действующих в «боевом» режиме 487 парковочных мест может достигать 175,3 млн тенге. После расширения площадей платных парковок потенциальная максимальная выручка может составить до 1,8 млрд тенге.

Структура распределения выручки компании следующая: 5% доходов – выручка государственного партнера в лице акимата столицы, остальные 95% – доходы частного партнера. В настоящее время проект находится в инвестиционном периоде. Но после выхода на проектные показатели доля госпартнера вырастет в пять раз, до 25% от выручки и без учета налогов.

В рамках расширения компания инвестировала в 2020 году свыше 600 млн тенге из более чем 1,2 млрд совокупных капвложений с момента запуска проекта. Из 600 млн тенге инвестиций 30% было направлено на закуп новых паркоматов, 10% – проектирование улиц согласно правилам организации дорожного движения и еще 10% – на закуп программно-аппаратных комплексов (системы фото- и видеофиксации). Также около 30% было направлено на организацию парковочных мест, а именно установку дорожных знаков и разметок, прочие расходы с созданием платных парковочных мест составили до 20%. Бюджетных инвестиций в расширение проекта нет, подчеркнули в компании-операторе.

После выхода на проектные показатели структура распределения платы за парковку будет выглядеть следующим образом: из часовой таксы в 100 тенге 12 тенге будут налоги, 9 тенге – обустройство парковочной зоны, 10 тенге – расходы на амортизацию, 21 тенге – расходы на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт, сопровождение системы управления, 23 – возврат инвестиций, 5 тенге – оплата труда сотрудникам, 5 тенге уйдут на оплату комиссии платежному агенту и 7 тенге – выплаты государственному партнеру, а также 8 тенге – прибыль частного партнера.

Парковочные доходы растут в 1,5 раза, несмотря на карантин

Выручка ТОО «Парковочное пространство Астаны» далека от максимально возможных значений, но динамика положительная. Даже без расширения площадей платных парковок рост выручки в текущем году на 44% больше, чем за аналогичный период прошлого года, а именно 28,89 млн тенге. Примечательно, что просадка наблюдалась только в апреле, когда выручка обвалилась на 98% на фоне жесточайшего режима карантинных ограничений.

Не исключено, что рост поступлений косвенно связан с расширением площадей. Ведь, несмотря на тестовый режим, прием платежей на готовых к запуску новых парковочных местах возможен и осуществляется. В ТОО «Парковочное пространство Астаны» заявили inbusiness.kz, что большая часть выручки в этом году связана с эксплуатацией действующих парковочных мест, однако не исключили и вклад ошибочных транзакций.

«На новых зонах паркоматы в рабочем состоянии, для того чтобы пользователи смогли протестировать и научиться ими пользоваться. Тестовый режим означает, что парковочная система тестирует разные виды оплат, загруженность парковочных зон, систем фото-, видеофиксации и т. д. Как правило, пользователи за один раз уже понимают принципы работы паркомата и процесс оплаты безналичным способом. Мы информируем жителей и гостей столицы о тестовом периоде», – подчеркнули в компании – операторе ГЧП-проекта.  

Примечательно, в начале текущего года ТОО «Парковочное пространство Астаны» подавало гражданский иск о применении процедуры реабилитации по обязательствам компании. Этот факт отражен в определении специализированного межрайонного экономического суда г. Нур-Султана от 20 февраля 2020 года под председательством судьи Конахбаева Б. Ш. В самой компании не прокомментировали детали данного иска, сославшись на конфиденциальность.

К слову, в 2019 году компания оплатила корпоративный подоходный налог в 1,27 млн тенге, что говорит о вероятной прибыли почти в 5,1 млн тенге. На этом фоне, согласно данным комитета госдоходов министерства финансов РК, в начале 2020 года отчиталась о вероятных убытках в 5,4 млн тенге (КПН составил минус 1,34 млн тенге).

В июне текущего года сменился собственник ТОО «Парковочное пространство Астаны», следует из справки министерства юстиции РК. Прежний владелец – Рустем Исенов реализовал 100% пакет в пользу своего некогда бизнес-партнера Ержана Толеубекова по АО УК «Республика», а также до недавнего времени занимавшего пост председателя правления АО «Цеснабанк» (ныне Jysan Bank).  Ряд основных средств компании – оператора ГЧП-проекта, по данным минюста РК, находились в залоге у АО «Цеснабанк». Вероятно, банк являлся основным кредитором компании.

«Финансовое состояние компании на сегодняшний день является стабильным, важно отметить, что она имеет все необходимые ресурсы для успешной реализации проекта ГЧП», – подчеркнули в компании – операторе проекта, комментируя цифровой след от инициированной процедуры банкротства.

Экономика штрафа

Как уже было отмечено выше, главными бенефициарами проекта, судя по сухим цифрам, являются государство в лице в лице властей столицы и бюджет столицы. Госкомпания с учетом планов по расширению площадей платных парковок в 10 раз увидит рост выручки за счет роста эффекта масштабов; второй момент – рост доли компании в выручке компании-оператора в пять раз, до 25%, после выхода на проектные показатели.

Акимат города Нур-Султана со своей стороны рискует неплохо заработать на штрафах. При стоимости одного часа парковки в 100 тенге или максимальных 1200 тенге в сутки, штраф за неуплату составляет 3 МРП, или 8334 тенге; при повторном нарушении – 5 МРП, или 13890 тенге.

Всего с момента запуска платных парковок в столице с текущей площадью в 487 машино-мест общее число нарушений превысило 200 тыс. на общую сумму более 500 млн тенге. Для сравнения, налоговые поступления за время (с 2018 года) деятельности платных парковок в бюджет и доли от выручки составили 21,7 млн тенге, заявили inbusiness.kz в компании – операторе ГЧП-проекта. По данным КГД минфина РК, с 2015 по 2020 год включительно компания официально перечислила в бюджет более 63 млн тенге.

За январь-сентябрь текущего года число зафиксированных нарушений за неуплату парковочного сбора составило 11 тыс., подчеркнули в ТОО «Парковочное пространство Астаны». Для сравнения, в аналогичном периоде прошлого года зафиксировано 23,18 тыс. нарушений. Общий объем выписанных штрафов за неоплату парковки на 1 сентября 2019 и 2020 годов составило 176 млн и 91,6 млн тенге соответственно, заявили в компании. Поскольку большая часть новых парковочных мест расположена поодаль от административного центра, в жилых районах, несложно предположить, что объем нарушений и штрафов в казну города за неоплаченную парковку после запуска вырастет если не на порядки, то в разы.

Султан Биманов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Материалы по теме:

×