Несмотря на то, что процедуру по изъятию неиспользуемых земель сельхозназначения сократили и упростили, и теперь на исправление нарушений дается всего год, вместо трех лет, кардинально ситуация не изменилась: фермеры сами возвращают земельные участки или их изымают, но попав в госзапас, многие земли так и не используются. Почему это происходит, узнал корреспондент inbusiness.kz.
Вопросов и изменений много
В марте прошлого года в Казахстане была создана земельная комиссия, в которую вошли представители различных госорганов и крупных сельхозпредприятий. Был сформирован пул из 100 вопросов, касающихся сферы земельных отношений, из них 28 направили в парламент в рамках законопроектной деятельности. И те изменения в закон, которые сейчас наблюдаются, являются следствием работы этой комиссии.
Какие основные изменения произошли?
Комиссия рекомендовала, а после и было принято решение о продлении срока моратория на продажу земель сельхозназначения в частную собственность еще на пять лет, до 31 декабря 2026 года. И такое решение руководитель департамента по управлению земельными ресурсами Костанайской области КУЗР МСХ РК Кайрат Оспанов считает верным, потому что за этот срок специалисты госоргана постараются навести в этой сфере порядок. Также был принят закон, который снял с повестки дня вопрос по владению землей иностранцами, в том числе казахстанскими компаниями с участием иностранцев. Если земля была ранее выдана таким гражданам и компаниям, то после истечения срока аренды, договор с ними продлеваться не будет. Еще один важный вопрос - это цифровизация сферы земельных отношений. Она проводится для того, чтобы исключить весь человеческий фактор и коррупционные риски из процесса.
Включили все рычаги воздействия
"После проведения проверки и наложения штрафа на фермера, который не использует землю, мы передаем информацию о нем в департамент госдоходов, который повышает ставку налога на эти земли. И если в прошлом году это было увеличение в 10 раз, то с начала этого года для нерадивых пользователей ставка увеличилась до 20 раз. После этого следует установка обременения на земельный участок и его принудительное изъятие в случае не устранения нарушений, выявленных в результате проверок. Кроме того, землепользователь вносится в так называемый "черный список", в реестр лиц, у которых принудительно изъяты земельные участки. Внесение в него является запретом на получение в последующие 3 года любых земельных участков на территории РК вне зависимости от целевого назначения. Данный реестр ведется министерством сельского хозяйства, и находится в свободном доступе на сайте www.gov.kz", - добавил руководитель ведомства.
По словам Кайрата Оспанова, после проведения встреч с аграриями в районах области, понимая, к какой ответственности их привлекут, они массово стали возвращать неиспользуемые пастбища. Аграриям стоит реально оценивать свои возможности, и либо самостоятельно отказаться от земли, которую они не используют, либо использовать по назначению.
"Несмотря на мораторий, у департамента есть вариант проведения проверок даже малого бизнеса. На одном из последних заседаний министерству Нацэкономики и МСХ было дано конкретное поручение внести изменения в указ о моратории, об исключении оттуда сферы земельных отношений. Следовательно, действовать мораторий на эту сферу не будет. В тоже время сегодня львиная доля обращений в госорган состоит из тех участков, которые годами не используется. Списки формируют районные акиматы, знающие ситуацию в реальности. Хотя недавно выгрузка с портала "Гарыш Сапары" показала, что в регионе не используется более 1 млн гектаров земли. И мы решили до конца года изъять 500 тыс. гектаров", - рассказал глава ведомства.
Департамент готов работать и выявлять неиспользуемые участки, но вопрос в том, что население пассивно. Аграрии очень редко обращаются в ведомство, чтобы специалисты провели проверку используется земля или нет. Госорган не может самостоятельно проверять хозяйства, которые ему захочется, он работает по обращениям: чем больше их будет, тем лучше будет идти работа. Стоит отметить, что в областном центре люди активные, обращений много. А среди селян такие жалобы единичны.
Акиматы надо подгонять
Сегодня благодаря изменениям в законодательство, у аграриев появилась возможность легально проводить сделки с землей, точнее с правом землепользования. А у акиматов при помощи конкурсов отдавать земли, возвращенные в госсобственность, новым арендаторам. Но и здесь процесс не всегда идет гладко.
"Что касается сделок с дарением или продажей права землепользования на земельные участки, то с этого года законодательно делать это разрешено. Раньше все это проводилось скрыто, путем уступок, фиктивных торгов. Сегодня все сделки с правом землепользования можно проводить на законном основании. Ее можно совершить без обращения к нотариусу, при помощи любого юриста, и, используя ЭЦП, оформить сделку. Но здесь существует два важных момента: новый владелец использует землю до окончания срока, на который первоначально она была выдана в аренду, второе, не может совершать с ней сделки в течение 5 лет", - пояснил Кайрат Оспанов.
В свою очередь учредитель ТОО "Азия Алтын" Светлана Михайленко отметила, что несколько лет назад их хозяйство вернуло государству порядка 8 тыс. гектаров. Но эти земли никому до сих пор не отдали, и они являются источником распространения сорняков, вредителей и пожаров. Если вопрос идет об изъятии и выполнении плана, то это одно, но должна быть еще и целесообразность действий.
"Вопросов очень много, есть и такой момент, когда видя погодные условия и финансовое состояние фермер не сеет на определенном участке земли, потому что понимает, что просто закопает там деньги, ничего не получив взамен. И я думаю, что в правила рационального использования земель нужно внести еще и определенные критерии, почему земли не обрабатываются. С пастбищами проще, а по пашням нужно смотреть и по зональности", - подчеркнула Светлана Михайленко.
Кайрат Оспанов признал, что проблема с нерасторопностью акиматов районов есть и им надо бы оперативней работать по предоставлению отданных земель другим хозяйствам, чтобы они не держались годами в качестве земель запаса, а работали. Сегодня есть несколько вариантов: либо отдавать земли населению для выпаса личного подворья, либо своевременно проводить конкурсы по их предоставлению фермерам, желающим работать. Со своей стороны департамент может только проверить правильность и законность проведения конкурсов. А подтолкнуть акимат к активной работе не имеет права, хотя последние должны понимать, что чем быстрее будет найден новый арендатор, тем быстрее государство начнет получать экономический эффект от использования земли.
Таисия Колевид, Костанай