Почему Алматы не справляется с осадками и где выход – эксперты

10955

​Обильные дожди раз за разом топят город.

Почему Алматы не справляется с осадками и где выход – эксперты

Даже не самый сильный дождь в Алматы приводит к тому, что город оказывается затоплен. Дороги превращаются в реки, а подземные переходы заливает водой так, что без акваланга не обойтись. В акимате отмечают, что одна из причин потопов – выпавшее в этом году аномальное количество осадков. Решить проблему там намерены в течение трех лет, поэтапно модернизируя арычную систему. Что думают о причинах затоплений архитекторы города и какие стратегии видят в решении проблемы, узнал корреспондент inbusiness.kz.

Необходим комплексный подход

Архитектор Жанна Спунер считает, что причина затопления города обусловлена его местом расположения (у подножья гор), рельефом и отсутствием ливневой канализации.

"Хотя не могу сказать, что это сегодняшняя проблема. Примерно каждый четвертый год количество осадков значительно больше, чем в обычные годы. Где-то в середине 80-х годов выпало рекордное количество осадков, даже были жертвы. Помню, все подземные переходы были затоплены до потолка", – поделилась архитектор.

Еще одна из причин – урбанизация города. По словам Жанны Спунер, большое количество дорожных покрытий разного вида препятствует усвоению осадков почвой, как это происходит в естественной среде, из-за чего дороги города превращаются в реки. Кровли домов также аккумулируют и концентрированно сбрасывают большое количество дождевых вод.

Специалист считает, что для решения проблемы необходимо принять комплекс мер, как стандартных, принятых в современных городах, так и нестандартных подходов, основанных на новых технологиях и исследованиях. Один из таких нестандартных подходов – это озеленение плоских кровель. Зеленые крыши способны поглощать от 40% до 80% годовых осадков и при этом снижать площадь нагреваемых поверхностей, создающих тепловую линзу над городом, что, в свою очередь, приводит к таянию ледников. Из новых технологий можно использовать дорожные и тротуарные покрытия, впитывающие воду. А большую часть парковых дорожек заменить на грунтовые.

"Еще один нужный прием – сбор дождевых вод. Для этого необходимо устраивать водоемы природного типа с экосистемой в виде водных растений и рыб. Ну и, наконец, необходимо пересмотреть подход к арычной системе, только ни в коем случае не путать ее с ливневой канализацией", – подчеркивает архитектор.

Для такой большой работы по переустройству города, по словам Жанны Спунер, в среднем понадобится от 3 до 10 лет, и только при условии программы и бюджета.

"Главное – разработать и принять стратегию, а затем целенаправленно ее исполнять", – считает эксперт.

Архитектор прокомментировала инициативу акимата – в течение трех лет решить проблему с потопами, модернизировав арычную систему и отреставрировав ливневую канализацию.

"Начнем с того, что ливневой канализации в современном понимании в центре города никогда и не было. Устроить ее в уже существующем городе довольно проблематично. Однако в новых районах ее необходимо закладывать сразу. Модернизировать же арычную систему возможно, хотя бы самые важные узлы. Как я уже говорила, необходимо решать вопрос в комплексе, только тогда город получит необходимый результат", – считает специалист.

Нужно думать о сбережении и аккумулировании воды

Архитектор Айдын Акбай назвал несколько причин того, что после каждого дождя Алматы уходит под воду. Он тоже считает, что последние годы при благоустройстве города сильно увеличилась площадь твердого покрытия, в связи с чем дождевые воды не впитываются, как раньше, в землю, а уходят вниз по склонам.

Следующая причина – это изменение климата. Годовые осадки сместились, большая часть из них выпадает в мае-июне, в то время как в остальные месяцы сухо. Последняя причина – в том, что город до сих пор эксплуатировал арычную систему для полива как систему отвода поверхностных вод. Так как это разные системы, с быстрой урбанизацией арычная не справляется.

"Администрация не виновата в изменении климата. Им бы теперь вовремя отреагировать и сразу же, последовательно, с привлечением ученых, архитекторов и инженеров решить эту новую глобальную проблему", – говорит архитектор.

Для решения сложившейся проблемы Айдын Акбай видит три шага:

- провести научные исследования, определить сегодняшнею ситуацию, динамику, перспективы и характер будущих осадков;

- разработать проект на основе полученных данных;

- реализовать проект.

По словам специалиста, ливневая канализация – это серьезный и большой инфраструктурный проект. При спешке и без должной проработки проекта деньги будут потрачены впустую, а проблема так и останется нерешенной.

"Вот, например, все только думают, на первый взгляд, об очевидном – это в первую очередь об отводе воды (в момент больших осадков). Получается, город сбросит воду за свою территорию, вопрос – куда? Кто готов принять такой одномоментный поток воды? И еще горожане и город совсем не думают о первопричине проблемы, а это изменение климата. В будущем засуха только усилится, и нам уже надо думать не просто о сбросе воды, а об ее сбережении и аккумулировании", – поделился мнением эксперт.

В рамках проекта создания ливневой канализации Айдын Акбай предложил собирать и оставлять воду на территории города. Организовать сеть озер и размещать их, например, в городских парках. Проводить воду нужно через очистные сооружения, поэтому их тоже необходимо предусмотреть в новом проекте.

Потребуется значительное финансирование

Архитектор Алтай Сатыбалдиев отмечает, что подтопления во время ливневых дождей в Алматы в той или иной степени присутствовали всегда. Проблема эта обусловлена особенностью рельефа территории города, которую условно можно разделить на три зоны. Верхняя зона прилавков с достаточно крутыми склонами – выше проспекта Аль-Фараби, где формируются склоновые потоки, не успевающие фильтроваться в грунты. Срединная урбанизированная и наиболее благоустроенная зона между проспектом Аль-Фараби до проспекта Райымбека с умеренным уклоном в 3% и большим количеством твердых покрытий (главным образом, асфальтовых), препятствующих фильтрации ливневых вод. И нижняя зона – ниже проспекта Райымбека с уклоном менее 1%, гораздо менее благоустроенная и лишенная регулярной арычной сети. Таким образом, на границах этих зон на переломах уклонов возникает накопление ливневых вод, что приводит к подтоплениям.

"Особенно сильно эти процессы по причинам, описанным выше, выражены в нижней части города. С годами ситуация с подтоплениями усугубляется, так как все больше и больше застраиваются новые районы города, увеличиваются площади твердых покрытий, но при этом арычная сеть не расширяется, а если и строится, то локальными участками, не объединенными в общую сеть. Да и существующая арычная сеть как система охватывает только территорию исторического центра от Малой Алматинки до реки Есентай. На остальной территории арычная сеть существует фрагментами или вообще отсутствует", – поясняет специалист.

Алтай Сатыбалдиев вспоминает, что в советский период была попытка построить закрытую систему ливневой канализации в западной части города для отвода ливневых вод с территории номерных микрорайонов. Был построен коллектор ливневой канализации по улице Толе би со сбросом вод в реку Большая Алматинка. Но из-за отсутствия должного обслуживания в настоящее время коллектор не работает и местами разрушен. Вследствие этого вместо решения задач по отводу вод коллектор создает дополнительные проблемы. Так, несколько лет назад из-за аварийного состояния коллектора были подтоплены подвалы домов жилого комплекса "Жайлы".

Для комплексного решения проблемы разработчики нового генерального плана города предлагают отремонтировать и реконструировать 424 км существующей арычной сети, расширить арычную сеть и довести протяженность арыков до 1523 км, с охватом всей территории города, одновременным строительством пяти распределительных каналов-коллекторов (аналогов головного арыка) по улицам Аль-Фараби, Абая, Толе би, Райымбека и Рыскулова. Они небходимы для перехвата и сбора ливневых вод с установкой 73 блочных очистных модульных установок производительностью очистки от 10л/с до 150 л/с.

"Это позволит производить очистку поверхностных вод в полном объеме, включая пескоотделение и маслобензоотделение, со всей территории города. При модульных установках необходимо установить подземные емкости максимальных объемов для хранения очищенных дождевых вод и их использования в коммунальных целях (полив, орошение, мойка асфальтобетонных покрытий и другое) в засушливое время. Таким образом, вся территория города будет разделена на шесть водосборных участков, каждый со своим перехватывающим коллектором с очисткой и подземными накопителями ливневых вод. Это позволит своевременно перехватывать и утилизировать ливневые воды, не давая им формироваться в большие потоки", – говорит архитектор.

Алтай Сатыбалдиев отмечает: для того чтобы кардинально и комплексно решить проблему подтоплений, потребуется значительное финансирование. По его словам, здесь не обойтись без привлечения средств девелоперов, застройщиков. А для того, чтобы скоординировать действия всех участников градостроительного процесса необходимо разработать общий проект отвода и утилизации ливневых вод на всей территории города, в котором определятся и объемы инвестиций, и продолжительность работ.

Мария Галушко

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться