АО "НК "КазАвтоЖол" инициирует новый проект в Павлодаре. Речь идет о строительстве моста через реку Иртыш на автомобильной дороге республиканского значения Кызылорда – Павлодар – Успенка – граница РФ. В результате этого строительства пойдет под топор особо охраняемая природная территория. Когда в Казахстане научатся строить с минимальным для природы ущербом, выяснял корреспондент inbusiness.kz.
Новый мост
После 55 лет эксплуатации автомобильный мост через Иртыш признали аварийным. Было принято решение ограничить по нему движение для автомобильного транспорта грузоподъемностью более 10 тонн. Ремонтировать его признано нецелесообразно, потому было предложено два варианта: снести, затем построить новый мост или построить новый, а уже затем разбирать аварийный. Был сделан выбор в пользу второго варианта, поскольку на демонтаж и строительство уйдет не менее четырех лет. Слишком большой срок для отсутствия короткого пути, который занимает сегодня дорога с одного берега на другой.
Протяженность нового четырехполосного моста составит почти 700 метров. Общая протяженность новой дороги – 2,7 километра. На его строительство потребуется около 38 млрд тенге и 25 месяцев работы.
Что пойдет под снос?
Согласно данным проектировщиков, под снос будет пущено более 3 тысяч деревьев, 5105 квадратных метров дикорастущей поросли. Кроме того, будет уничтожена определенная кормовая база реки и сама промысловая рыба в объеме 324 килограмма. Эта цифра уж точно пальцем в небо. Естественно, что предусмотрено восстановление молоди рыбы в виде запуска в реку двухлеток сибирского карпа в количестве 942 штук навеской не менее 400 граммов. Планируется провести и компенсационные посадки. Речь идет о 8,5 тыс. саженцев.
Местные экологи зацепились за перечень деревьев, которые будут вырублены в пойме Иртыша, а именно пирамидальные тополя.
"Откуда в пойме реки пирамидальные тополя? Там не может быть их в силу того, что этот вид завезен к нам, в Павлодарскую область, в 80-х годах прошлого столетия. И это индуцированный вид. Он у нас не произрастал. На территории города Павлодара – я могу с вами согласиться, но в пойме нет таких тополей. У меня в связи с этим вопрос: насколько реально, что кто-то выезжал на место?" – задалась вопросом во время общественных слушаний заместитель председателя ОО "ЭКОМ" Марина Поух.
Чтобы решить этот спор, общественники предложили выехать на место.
Были затронуты и вопросы по приобретению саженцев, если учесть, что посадкой и озеленением займутся по всему Казахстану, а также по ухаживанию за ними – поливать и заменять не принявшиеся саженцы.
Павлодарцы имеют горький опыт подобных обещаний.
Предложения сделаны. Услышат ли их?
О том, что новый мост Павлодару необходим, никто не возражает. Общественность беспокоит подход к "зеленой" теме проектировщиков.
"К сожалению, видим, что ОВОС сделан с большими недоработками. Мы не услышали ни о шуме, ни о том, как будут сточные воды очищаться. В самой документации содержится неверная информация о Павлодарском регионе. Например, указана средняя вероятность возникновения землетрясений", – говорит Светлана Могилюк.
При этом, считает она, необходимо учесть и естественно растущую на территории будущего строительства зеленую поросль, потому что она дает тот молодняк, который можно пересадить, а не уничтожать. Поэтому эколог настояла на необходимости провести лесопатологические обследования заново.
Публичные слушания признали состоявшимися, заказчику проекта и разработчикам поручено учесть высказанные замечания и заново составить лесопатологический акт с участием общественности.
Марина Попова, фото автора
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!