Почему госорган не наказал недобросовестного исполнителя социального заказа?

3960

В управлении внутренней политики Кызылординской области простили общественный фонд, который не выполнил свои обязательства по социальному проекту.

Почему госорган не наказал недобросовестного исполнителя социального заказа?

Интересные судебные процессы прошли под конец ушедшего года. Один из них по делу общественного фонда. Еще в марте 2021 года УВП заключило договор с общественным фондом "Фракция молодежи Казахстана" из Шымкента, о проведении информационно-пропагандистской работы по повышению правовой грамотности населения в регионе. Оценили проект в 2,1 млн тенге. Фонд получил заказ, предложив 1,7 млн, на 435 тыс. тенге меньше. Закрыть проект нужно было до 1 декабря 2021 года, сообщает inbusiness.kz.

Когда какая-либо организация выигрывает тендер, то согласно техспецификации должна разработать детальный план мероприятий, направленных на выполнение заказа и работать по нему. Однако, ни в апреле, ни в мае, ни в июне, ни в июле 2021 года "Фракция молодежи Казахстана" не провела никаких мероприятий в рамках соцзаказа.

Хотя по истечению первого месяца госорган должен был поинтересоваться, почему ОФ ничего не сделал. Имея при этом возможность расторгнуть договор в одностороннем порядке, взыскать пеню и т.д. Но ничего подобного не было сделано.

Вместо этого, в августе 2021 года УВП заключает с ФМК дополнительное соглашение, куда вносит пункт "Расторжение договора по взаимному согласию", на срок до 31 декабря 2021 года. Затем договор расторгается. Средства в размере 1,7 млн тенге остаются неосвоенными, а соцзаказ не исполненным.

Госорган нарушил законы?

Хотя законодательство страны не регламентирует расторжение договора по обоюдному согласию в рамках госзакупок, отмечает руководитель филиала РОО "Әділдік жолы", руководитель мониторинговой группы местного антикора Ляззат Бактибаева.

"Согласно п.3 ч.4 ст.12 Закона РК "О государственных закупках", если поставщики не исполнили либо ненадлежащим образом исполнили свои обязательства по заключенным с ними договорам о госзакупках, то заказчик обязан не позднее 30 календарных дней со дня, когда ему стало известно о нарушении потенциальным поставщиком законодательства РК о госзакупках, обратиться в суд о признании такого поставщика недобросовестным участником госзакупок", – объясняет спикер.

Однако УВП ничего подобного не делает. Хотя в марте 2021 года специализированный межрайонный экономический суд города Алматы вынес решение о признании ОФ "ФМК" недобросовестным участником ГЗ. Решение суда вступило в силу в июне 2021 года.

Но, невзирая на это, управление в августе 2021 года заключает с фондом вышеуказанное допсоглашение, по-доброму расставшись с ним.

"Налицо увод от ответственности поставщика услуг, некомпетентность и отсутствие контроля со стороны уполномоченного органа. Иными словами, один "накосячил", другой простил", – отмечает Бактибаева.

Отмечается, что в основном договоре не предусмотрено расторжение контракта.

Кроме того, говорит спикер, у ФМК в течение 5 дней после заключения договора была возможность отказаться от контракта, чтобы заказ могли передать другой организации.

Ляззат Бактибаева отметила, что расторжение договора о госзакупках может происходить по соглашению сторон в случае нецелесообразности дальнейшего исполнения договора. Или в одностороннем порядке, если поставщик не внес обеспечение исполнения договора. Или не исполнил, либо ненадлежащим образом исполнил обязательства.

Кроме того, УВП должно было взыскать пеню с ФМК. Согласно законодательству, в случае отказа поставщика от оказания услуг или просрочки оказания услуг на срок более 1 месяца со дня истечения срока оказания услуг по договору, но не позднее срока окончания действия договора услуг, заказчик имеет право расторгнуть настоящий договор в одностороннем порядке, с взысканием с поставщика суммы неустойки в размере 0,1% от общей суммы договора за каждый день просрочки. Это примерно 170 тыс. тенге.

Вместе с тем, уплата неустойки не освобождает стороны от выполнения обязательств, предусмотренных настоящим договором.

"То есть, управление внутренней политики могло сказать, что "Фракция молодежи Казахстана" ничего не сделала в течение 4 месяцев, наложить штраф, и потребовать выполнение обязательств по договору. Ведь не было решения уполномоченного органа о нецелесообразности данного проекта", – отмечает Ляззат.

Кроме того, если в договор планируется внести изменения, то согласно ст.45 Закона РК "О государственных закупках", стороны имеют право на уменьшение/увеличение суммы договора, без потери качества.

К слову, тендер по данному заказу был объявлен в январе 2021 года, и его выиграла другая организация. Но ОФ "ФМК" написало письмо тендерной комиссии. После чего итоги конкурса пересмотрели, а контракт подписали с фондом.

По словам Бактибаевой, "Фракция молодежи Казахстана" в 2021 году по всему Казахстану заключило договоров на сумму около 800 млн тенге.

"По-моему, они физически не справляются с выполнением обязательств. Это сколько нужно иметь сотрудников, чтобы освоить объем работы на такую сумму? На минутку, 800 млн тенге это стоимость строительства одной школы", – говорит Ляззат.

На выполнение соцзаказа было предусмотрено 2 178 571 тенге 43 тиын. Фонд предложил 1 742 857 тенге 15 тиын.

Тендер был объявлен 25 января 2021 года. Договор с фондом подписали 31 марта 2021 года. Дополнительное соглашение было заключено 25 августа 2021 года.

Фонд не исполнил еще заказов на 15 млн тенге

К слову, согласно реестру недобросовестных участников государственных закупок, общественный фонд "Фракция молодежи Казахстана" отметился в ряде регионов страны.

И везде по одной формулировке "Поставщик не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках".

В реестр фонд внесли согласно 7 решениям судов города Алматы, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Мангыстауской областей. В период с июня по декабрь 2021 года.

В этих регионах фонд не исполнил обязательства на общую сумму в 15 млн тенге.

Махмуд Байходжаев, Кызылорда