Анализируя рынок Центральной Азии и Россиии, inbusiness.kz выяснил, что сегодня по мерам государственной поддержки сельскохозяйственного бизнеса наш южный сосед вырвался далеко вперед, не довольствуясь статусом сырьевого придатка, а интенсивно развивая в собственных границах глубокую переработку продукции АПК.
Исторически сложилось, что отдельные виды сельскохозяйственной деятельности на территории Центральной Азии хорошо развивались издавна. Это и овощеводство, и животноводство. Определенный потенциал закладывался и в советское время – сегодня ''наследие'' тех лет проглядывается во многих пока еще оставшихся в казахстанских селах в виде руин животноводческих баз когда-то гремевших на весь союз хозяйств. Сегодня же основу отрасли составляет растениеводство, в частности экспорт пшеницы, тогда как с собственными производствами, а значит, и с полноценным решением вопросов продовольственной безопасности в Казахстане беда.
К таким грустным выводам можно прийти не только прогулявшись по рынкам, изучая ассортимент, но и изучив официальную информацию. К нам в руки попал интереснейший сборник материалов о состоянии агропромышленного комплекса РК. Датирован он декабрем 2021 года, а авторами аналитики выступила Национальная палата предпринимателей ''Атамекен''. В исследовании отмечается, что у нас в стране последний подъем в ВВП в сельском хозяйстве связан с чем угодно, но никак не с реформами в отрасли и господдержкой. Тут и девальвация тенге, и инфляция, и возросшие во всем мире цены на зерновые и масличные культуры. То есть на самом деле гордиться нечем. В то время как прогнозы такой ситуации не обнадеживающие.
''Этот эффект может быть краткосрочным, и в ближайшие годы экспортные цены могут снизиться ввиду наращивания производства зерновых и масличных культур в Российской Федерации, Украине и других странах, являющихся потенциальными конкурентами на традиционных экспортных рынках", – отмечается в тексте исследования.
В это время уже на протяжении 30 лет в Казахстане стремительно падает внешнеторговый оборот сельскохозяйственной и пищевой продукции. В то время как импорт тех же самых продуктов в страну только растет. Потому и сложно понять, где же остались реформы в сельском хозяйстве и работает ли господдержка?
Она, безусловно, есть, но насколько эффективно расходуются средства из казны? В казахстанском сельском хозяйстве низкая производительность труда, используется давно жаждущая списывания в хлам техника и сам ориентир экономики не располагает к развитию – одно дело быть экспортером готовой продукции, и другое – сырьевым придатком.
В то время как Узбекистан, возможно, наблюдая ошибки казахстанских управленцев, сделал акцент на производство. Причем на полный цикл, с уклоном на малый бизнес. В исследовании отмечается: по данным государственной статистики Узбекистана, малые предприятия страны производят 98% сельхозпродукции. Еще 36,4% – пищевой, причем с ежегодным ростом показателей. Всего этого невозможно было бы добиться, не действуй в стране эффективная и логичная система господдержки отрасли.
Это и форвардный закуп сельхозпродукции до 40% стоимости, государственное сервисное облуживание фермеров, освобождение на 5 лет от таможенных платежей, освобождение от налогов и сборов на этот же срок. Тут же можно добавить весьма выгодные условия кредитования – до 9% годовых, тогда как в Казахстане разгон до 17%, лизинг сельхозтехники под 2% годовых против 14% у нас. В общем, сплошные преимущества по всем параметрам.
Очевидно, система господдержки сельхозбизнеса в нашей республике нуждалась в реформировании. Такую задачу поставил и президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выступая 11 января на заседании мажилиса. Помимо того, что субсидии аграриям должны стать доступнее и прозрачнее, глава государства сделал акцент на недопущении фактов злоупотреблений при получении государственной финансовой поддержки. Такие факты были выявлены в прошлом году.
Кроме того, президент дал поручение в ближайшие 3 года коренным образом решить вопрос продовольственной безопасности – проблемы, которая, как мы видим, в стране в реальности так и не была закрыта за все годы независимости.
Петр Акутионов