/img/tv1.svg
RU KZ
Hang Seng 23 372,43 KASE 2 155,58
РТС 955,34 FTSE 100 5 510,33
DOW J 21 641,19 Алюминий 1 552,50
Почему инцидент в «Тальго» станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

Почему инцидент в «Тальго» станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

История с изнасилованием пассажирки проводниками поезда стала резонансной в нашей стране. И очень показательной.

10 Август 2019 11:08 3395

Почему инцидент в «Тальго» станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

Автор:

Саян Абаев

Фото: Максим Морозов

Не привыкли у нас признавать вину – речь даже не столько о преступниках, сколько о компании, о личной ответственности за все, что творится на твоем предприятии.

Судите сами: трагический инцидент случился в сентябре прошлого года. Достоянием общественности стал лишь в ноябре благодаря движению «НеМолчи.kz». После этого начались судебные разбирательства, длившиеся до июля 2019 года.

Все это время компания «Казахстан темир жолы», в поезде которой и было совершено преступление, делала вид, что она как бы ни при чем. Временами складывалось ощущение, что и поезд не ее, и проводники «с луны». Видно, менеджмент компании надеялся, что раз нет сильного общественного резонанса, то не стоит лишний раз напоминать о неприятном инциденте. В общем, руководствовался принципом «не буди лихо, пока тихо».

Но… времена уже не те. В эпоху соцсетей и мессенджеров утаить шило в мешке невозможно. И гром грянул. 26 июля проводники Умбеталиев и Курманиязов были признаны виновными в изнасиловании пассажирки, их приговорили к двум годам шести месяцам и двум годам трем месяцам лишения свободы соответственно.

Первым удар народного негодования принял судья Оразбай Сатыбалды, неуклюже попытавшийся объяснить столь мягкий приговор насильникам. «Они были преданы суду по пункту 1 части 2 статьи 120 УК РК «Изнасилование потерпевшей группой лиц без предварительного сговора», что имело место 26 сентября прошлого года в пассажирском поезде сообщением Астана – Актобе, поезд «Тальго». Что такое изнасилование, совершенное группой лиц без предварительного сговора? Это преступление, в котором принимали участие два исполнителя без предварительного сговора. Например, в изнасиловании участвуют двое: один держит, второй в это время совершает насильственные действия. Такой факт по данному делу не установлен, поэтому действия обоих осужденных в данном случае переквалифицированы по части 1 как простое изнасилование», – пытался пояснить судья.

В это время жертва преступления слегла в больницу. Основатель фонда «НеМолчи.kz», правозащитница Дина Смаилова рассказала, что находится с пострадавшей девушкой и помогает ей восстановиться. «Состояние тяжелое. Все эти несколько дней она ничего не ест». И сообщила, что пострадавшая намерена обжаловать решение суда: «Это даже не обсуждается. Я приеду в Алматы, надеюсь, что там мне помогут адвокаты. (...) Честно сказать, я ее готовила к этому приговору, но мы не думали, что будет такой срок. Думали, что хотя бы 3,5-4 года, но и то, даже за эти 3,5-4 года было обидно. Мы же знаем, что они уже через год будут на свободе». Также Дина Смаилова рассказала, что девушка похудела на 22 килограмма за 10 месяцев, потеряла интерес к жизни, бизнесу и учебе.

А в этот момент в соцсетях было зафиксировано огромное количество гневных постов. Люди порицали и судью вместе со всей судебной системой, и, конечно, досталось КТЖ, в руководстве которой после суда заверили, что проведут с «проводниками тренинги».

«Проводники КТЖ изнасиловали пассажирку. Воспользовались своим служебным положением. Что делает КТЖ? Обещает провести тренинги персонала. Они совсем спятили? Или попилить на тренингах решили?

Залез на сайт. Оказывается, зампред КТЖ по кадрам – это наш старый знакомый Серик Абденов. И весь этот бардак стал понятен. Бывший министр соцзащиты. Легендарный «патамушта-патамушта». Мне кажется, у него карма – вредить народу. Особенно женщинам.

Помните народное возмущение 6-7 лет назад? Абденов:

- урезал работающим матерям декретные;

- поднял женщинам пенсионный возраст до 63 лет.

На все вопросы СМИ и населения косноязычно отвечал ПАТАМУШТА. Либо нагло говорил «Следующий вопрос».

КТЖ, прекращайте прятаться по углам! Хватит позориться. Платите пострадавшей компенсацию! Минимум 5 миллионов. Добровольно. Принесите публичные извинения жертве! Лично Мынбаев! Вводите для проводников обязательство не домогаться пассажирок! Даже сальные намеки на рабочем месте должны быть исключены. И увольняйте к черту «патамушту»!» – написал эмоциональный пост известный адвокат Джохар Утебеков.

Поняв, что отмалчиваться дальше не получится, с извинениями спустя пять (!) дней выступил первый зампредседателя «Казахстан темир жолы» Канат Альмагамбетов. «Я считаю, что это недопустимые действия проводников. Вместо того чтобы обеспечить безопасный провоз пассажира, они совершили такое преступление… Конечно, пострадала не только пассажирка, считаем, что пострадала репутация наших проводников, наших сотрудников. Мы считаем, что они будут осуждены. Еще раз говорю, что мы сожалеем. И надеемся, что такого больше не повторится». Он также отметил, что приносит извинения от себя лично и от имени компании.

Но ни слова о том, что пострадала репутация не только сотрудников, но и всей компании, и что женская половина населения страны теперь боится пользоваться поездами КТЖ. То ли топ-менеджер так и не понял главного, то ли не захотел делать на этом акцент. А еще попытался замять финансовую сторону: «Если судом будет вынесено постановление о том, что компания КТЖ или акционерное общество «Пассажирские перевозки» обязаны выплатить какую-то сумму, то, конечно, компания будет выплачивать». В общем, если суд не обяжет, то КТЖ не заплатит.

Народное порицание тем временем не снижало обороты. И если еще несколько лет назад соцсети представляли собою средство, где люди просто «выпускали пар», то теперь одним лишь выбросом негатива уже не ограничиваются – нужны действия, решение проблем.

Спустя день, 1 августа, появляется письмо к генпрокурору РК с просьбой «принять меры по назначению вышеуказанным лицам (проводникам Умбеталиеву и Курманиязову) наказания, соразмерного тяжести совершенного ими преступления», за подписью председателя правления «Казахстан темир жолы» Сауата Мынбаева.

Лично глава компании «Казахстан темир жолы» так и не принес извинений жертве изнасилования и не сказал те самые необходимые слова, которые от него ждало общество. Предприятие, где «все работники компании (от рядовых работников до руководства) разделяют такие ценности, как честность, порядочность, уважение к людям, сплоченность, доверие, умение работать в команде, открытость к развитию, профессионализм и гордость за свое дело», продемонстрировало лишь сплоченность в неосознании своей вины и игнорировании запросов населения. Стоит ли удивляться, что среди «Принципов компании» клиентоориентированность стоит на четвертом месте, в то время как экономическая эффективность на втором. И да, «мистер Патамушта» сидит на своем месте, как и все остальные многочисленные топ-менеджеры КТЖ.

К слову, министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев не остался в стороне и высказался о резонансном деле: «по изнасилованию у нас, в принципе, сейчас все нормативно закреплено. Там часть первая, часть вторая, групповые, там очень жесткие меры наказания. Очень жесткие меры наказания, просто надо индивидуально подходить к каждому случаю. Поэтому сейчас говорить, там жестко, там не жестко, это двояко». И добавил: «Я считаю, что это тяжкое преступление, оно нарушает конституционные права как гражданина, как женщины, посягает на ее личную свободу. Это оскорбляет ее честь и достоинство».

Честнее всех в этой истории оказался главный транспортный прокурор Ернат Сыбанкулов, заявивший 29 июля, что приговор суда в отношении экс-проводников, признанных виновными по статье за изнасилование, перепроверят.

Остальные участники нашумевшего дела так и не поняли, что времена меняются и жить и работать по-старому уже не получится. Даже если компания, которую ты возглавляешь, – монополист и конкурентов у нее нет.

Но осознала часть общества, требующая ужесточить наказание за изнасилования.

А потерпевшая девушка обратилась к руководству страны предпринять меры по ужесточению наказания для насильников. «Обращаюсь к руководству страны и депутатам Парламента РК с просьбой ужесточить наказание сексуальным насильникам, выработать единый алгоритм действий для сотрудников правоохранительных органов, чтобы пережившие насилие точно знали каждый шаг, который должно сделать следствие», – написала она на странице в соцсети.

Как тут не вспомнить знаменитое движение Me Too, сместившее на задворки влиятельнейшего кинопродюсера, основателя и совладельца компаний Miramax Films и The Weinstein Company Харви Вайнштейна. Причем Вайнштейн стал не единственным, кто поплатился карьерой и стал персоной нон-грата в приличном обществе. Компания Google уволила 48 сотрудников за последние два года из-за обвинений в сексуальных домогательствах. И это лишь один случай из множества. При этом речь идет о сексуальных домогательствах. Если дело идет об изнасиловании, то здесь уже работает уголовный закон. И в большинстве стран мира изнасилование считается очень тяжким преступлением, за которое дают жесткое наказание не в пример нашему.

И да, в прогрессивном обществе, к стандартам которого мы усиленно стремимся, руководители компаний берут часть вины на себя, не пряча голову в песок, как страус.

Примечательно в этой истории то, что казахстанские компании сейчас не успевают реагировать на новые вызовы. И случай с КТЖ в этом показателен.

Саян Абаев

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Китай сократил поставку грузов в Казахстан на 142 тысячи тонн – КТЖ

Таковы данные за февраль.   

10 Март 2020 08:00 772

Китай сократил поставку грузов в Казахстан на 142 тысячи тонн – КТЖ

Поставки грузов из Китая в Казахстан в феврале сократились на 142 тысячи тонн.

Такую статистику в АО «НК «Казахстан темир жолы» связывают с празднованием в Поднебесной Нового года и коронавирусом.

«В феврале прием грузов из Китая сократился на 142 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в том числе транзит из Китая сократился на 121 тыс. тонн. Транзитные контейнерные перевозки снизились на 39% по отношению к факту февраля 2019 года в связи с коронавирусом. К тому же ежегодно в этот период объем грузоперевозок снижается в связи с замедлением производства в период китайского Нового года», – говорится в официальном ответе нацкомпании на запрос inbusiness.kz.

Ранее глава правления КТЖ Сауат Мынбаев выразил мнение, что эта ситуация «безусловно, скажется на финансовом состоянии КТЖ, поскольку контейнерный транзит для компании наиболее доходная статья». 

По данным пресс-службы компании, просьбы со стороны китайских железных дорог либо китайского бизнеса об увеличении маршрутов, объемов грузоперевозок не было. Структура грузовых перевозок в направлении Китая и обратно осталась прежней.

В случае полноценного возобновления перевозок в ближайшее время планируется достичь увеличения уровня прошлогоднего показателя.

Айгуль Тулекбаева

Железнодорожная продукция казахстанских производителей на местном рынке осталась невостребованной

Экибастузские предприятия готовы пойти на крайние меры – сокращение людей.

30 Январь 2020 14:01 4900

Железнодорожная продукция казахстанских производителей на местном рынке осталась невостребованной

Фото: Шолпан Абдрахманова

Колеса катятся в Россию

Новый год не принес перемен экибастузскому ТОО «ПРОММАШ.KZ». Часть производства, ориентированная на выпуск стрелочных переводов, бездействует. А вот производство железнодорожных колес работает с мощностью 200 тыс. штук в год, но только благодаря российским потребителям.

По словам директора ТОО Дмитрия Матасова, предприятие от полной остановки спасает только экспорт.

«Заявок на новый год, как, впрочем, и прошлый, от «Казахстан темир жолы» (КТЖ) не поступало. Мы более года сохраняем коллектив, который задействован на производстве стрелочных переводов, но сейчас подходит такая черта, когда возможности исчерпаны. Кого-то переучиваем, задействуем на другом производстве. Но это 330 человек, половину придется сокращать, если ситуация не изменится. У всех семьи, мы это понимаем, поэтому данный процесс максимально долго откладывали», – сообщил inbusiness.kz Дмитрий Матасов.

По его словам, представители компании постоянно находятся в столице, участвуют в совещаниях с КТЖ, слушают обещания, но на том все и заканчивается.

«Объяснение одно – отсутствие денег. При этом колеса и стрелочные переводы покупают на Украине, в Китае, России. А ведь наш завод был построен по госпрограмме непосредственно для нужд КТЖ  – это наш основной потребитель. Что касается стрелочного производства, то идет целенаправленный закуп через некую коммерческую фирму, которая не имеет никаких сертификатов соответствия. Она выигрывает тендер на заведомо сжатые сроки, в которые необходимо произвести определенный объем продукции. Наша версия такова: все было заранее обговорено и лежало на складах», – говорит директор.

Данный вопрос на контроле у местных чиновников. Во всяком случае, по информации руководителя отдела промышленности управления индустриально-инновационного развития Павлодарской области (УИИР) Анара Айтказина, сейчас изучается вопрос ценообразования и конкурентоспособности продукции.

«Есть правила закупок у «Самрука», где написано, что все госзакупки осуществляются из одного источника на общих основаниях, то есть все имеют равные возможности. Хотим посмотреть цену и насколько наши производители могут снизить», – уточнил руководитель отдела.

Все на выход?

В начале января, по информации руководителя УИИР Бауржана Каменова, коллективы трех экибастузских заводов по производству продукции для железной дороги – ТОО «ПРОММАШ.KZ», ТОО RWS Binding (производство элементов рельсовых скреплений) и ТОО RWS Concrete (производство преднапряженного бруса) написали письмо главе региона о грядущих сокращениях в коллективах. Речь идет о более 1 тыс. человек. В нем, в частности, говорится:

«Общая стоимость наших инвестиций в данные заводы составила более 70 млрд тенге. Производственные мощности рассчитывались исходя из потребностей государственных предприятий Казахстана. Реализация проектов в рамках развития железнодорожного кластера направлена на создание высокотехнологичного импортозамещающего производства и цифровизации. Со II квартала 2019 года заводы находились на вынужденном простое в связи с отсутствием подтвержденной заявки АО «НК «КТЖ». Ввиду отсутствия заявок на 2020 год мы предпринимаем шаги начальной стадии сокращения трудового коллектива», – отмечается в обращении.

В письме говорится о том, что нацкомпания «КТЖ» и ее дочерние компании с конца 2018 года не размещают заказы на экибастузских предприятиях, а производят закупки аналогичной продукции в Китае, Турции, Украине, России.

«Невзирая на то, что 2020 год в республике объявлен годом поддержки отечественного производителя, мы не имеем представления о перспективах 2020 и 2021 годов. В то же время национальной железнодорожной компанией проводится через частные посреднические компании усиленная работа по привлечению поставок продукции зарубежных производителей, проводятся тендеры на заранее невыполнимых условиях, которые выигрывают компании-однодневки», – отмечается в письме.

По информации источника, новосибирское ЗАО «Трансметаллснаб» зашло в группу экибастузских предприятий. Основным видом деятельности российского предприятия является комплексное снабжение промышленных предприятий материалами верхнего строения пути. Возможно, в ближайшее время вслед за колесами в Россию отправятся и другие комплектующие.

Новые перспективы вагоностроительной компании

Еще одно простаивающее экибастузское предприятие железнодорожной отрасли – вагоностроительная компания. В последний раз здесь выпускали продукцию в 2018 году – при плановой цифре 2 тыс. единиц было произведено 652 вагона и 83 универсальных платформы вместо 270 запланированных. С тех пор завод стоит.

Как рассказал inbusiness.kz генеральный директор ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» Берикбай Амиржанов, на совещании в Нур-Султане, состоявшемся в начале недели, речь шла о возобновлении производства.

«На совещании в столице подняли вопрос по производству платформ, но не тех, что мы производили прежде, а больших. Речь идет о длиннобазных платформах под морские контейнеры. До этого мы выпускали платформы 14-15 метров, новые составят 25 метров. Мы ни от чего не отказываемся и готовы осваивать новую продукцию», – отметил гендиректор.

Но для запуска производства необходимо получить лизинговое финансирование. Вопрос должен решиться до конца I квартала.

Шолпан Абдрахманова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: