Почему инцидент в "Тальго" станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

5632

История с изнасилованием пассажирки проводниками поезда стала резонансной в нашей стране. И очень показательной.

Почему инцидент в "Тальго" станет уроком для казахстанских топ-менеджеров Фото: Максим Морозов

Не привыкли у нас признавать вину – речь даже не столько о преступниках, сколько о компании, о личной ответственности за все, что творится на твоем предприятии.

Судите сами: трагический инцидент случился в сентябре прошлого года. Достоянием общественности стал лишь в ноябре благодаря движению "НеМолчи.kz". После этого начались судебные разбирательства, длившиеся до июля 2019 года.

Все это время компания "Казахстан темир жолы", в поезде которой и было совершено преступление, делала вид, что она как бы ни при чем. Временами складывалось ощущение, что и поезд не ее, и проводники "с луны". Видно, менеджмент компании надеялся, что раз нет сильного общественного резонанса, то не стоит лишний раз напоминать о неприятном инциденте. В общем, руководствовался принципом "не буди лихо, пока тихо".

Но… времена уже не те. В эпоху соцсетей и мессенджеров утаить шило в мешке невозможно. И гром грянул. 26 июля проводники Умбеталиев и Курманиязов были признаны виновными в изнасиловании пассажирки, их приговорили к двум годам шести месяцам и двум годам трем месяцам лишения свободы соответственно.

Первым удар народного негодования принял судья Оразбай Сатыбалды, неуклюже попытавшийся объяснить столь мягкий приговор насильникам. "Они были преданы суду по пункту 1 части 2 статьи 120 УК РК "Изнасилование потерпевшей группой лиц без предварительного сговора", что имело место 26 сентября прошлого года в пассажирском поезде сообщением Астана – Актобе, поезд "Тальго". Что такое изнасилование, совершенное группой лиц без предварительного сговора? Это преступление, в котором принимали участие два исполнителя без предварительного сговора. Например, в изнасиловании участвуют двое: один держит, второй в это время совершает насильственные действия. Такой факт по данному делу не установлен, поэтому действия обоих осужденных в данном случае переквалифицированы по части 1 как простое изнасилование", – пытался пояснить судья.

В это время жертва преступления слегла в больницу. Основатель фонда "НеМолчи.kz", правозащитница Дина Смаилова рассказала, что находится с пострадавшей девушкой и помогает ей восстановиться. "Состояние тяжелое. Все эти несколько дней она ничего не ест". И сообщила, что пострадавшая намерена обжаловать решение суда: "Это даже не обсуждается. Я приеду в Алматы, надеюсь, что там мне помогут адвокаты. (...) Честно сказать, я ее готовила к этому приговору, но мы не думали, что будет такой срок. Думали, что хотя бы 3,5-4 года, но и то, даже за эти 3,5-4 года было обидно. Мы же знаем, что они уже через год будут на свободе". Также Дина Смаилова рассказала, что девушка похудела на 22 килограмма за 10 месяцев, потеряла интерес к жизни, бизнесу и учебе.

А в этот момент в соцсетях было зафиксировано огромное количество гневных постов. Люди порицали и судью вместе со всей судебной системой, и, конечно, досталось КТЖ, в руководстве которой после суда заверили, что проведут с "проводниками тренинги".

"Проводники КТЖ изнасиловали пассажирку. Воспользовались своим служебным положением. Что делает КТЖ? Обещает провести тренинги персонала. Они совсем спятили? Или попилить на тренингах решили?

Залез на сайт. Оказывается, зампред КТЖ по кадрам – это наш старый знакомый Серик Абденов. И весь этот бардак стал понятен. Бывший министр соцзащиты. Легендарный "патамушта-патамушта". Мне кажется, у него карма – вредить народу. Особенно женщинам.

Помните народное возмущение 6-7 лет назад? Абденов:

- урезал работающим матерям декретные;

- поднял женщинам пенсионный возраст до 63 лет.

На все вопросы СМИ и населения косноязычно отвечал ПАТАМУШТА. Либо нагло говорил "Следующий вопрос".

КТЖ, прекращайте прятаться по углам! Хватит позориться. Платите пострадавшей компенсацию! Минимум 5 миллионов. Добровольно. Принесите публичные извинения жертве! Лично Мынбаев! Вводите для проводников обязательство не домогаться пассажирок! Даже сальные намеки на рабочем месте должны быть исключены. И увольняйте к черту "патамушту"!" – написал эмоциональный пост известный адвокат Джохар Утебеков.

Поняв, что отмалчиваться дальше не получится, с извинениями спустя пять (!) дней выступил первый зампредседателя "Казахстан темир жолы" Канат Альмагамбетов. "Я считаю, что это недопустимые действия проводников. Вместо того чтобы обеспечить безопасный провоз пассажира, они совершили такое преступление… Конечно, пострадала не только пассажирка, считаем, что пострадала репутация наших проводников, наших сотрудников. Мы считаем, что они будут осуждены. Еще раз говорю, что мы сожалеем. И надеемся, что такого больше не повторится". Он также отметил, что приносит извинения от себя лично и от имени компании.

Но ни слова о том, что пострадала репутация не только сотрудников, но и всей компании, и что женская половина населения страны теперь боится пользоваться поездами КТЖ. То ли топ-менеджер так и не понял главного, то ли не захотел делать на этом акцент. А еще попытался замять финансовую сторону: "Если судом будет вынесено постановление о том, что компания КТЖ или акционерное общество "Пассажирские перевозки" обязаны выплатить какую-то сумму, то, конечно, компания будет выплачивать". В общем, если суд не обяжет, то КТЖ не заплатит.

Народное порицание тем временем не снижало обороты. И если еще несколько лет назад соцсети представляли собою средство, где люди просто "выпускали пар", то теперь одним лишь выбросом негатива уже не ограничиваются – нужны действия, решение проблем.

Спустя день, 1 августа, появляется письмо к генпрокурору РК с просьбой "принять меры по назначению вышеуказанным лицам (проводникам Умбеталиеву и Курманиязову) наказания, соразмерного тяжести совершенного ими преступления", за подписью председателя правления "Казахстан темир жолы" Сауата Мынбаева.

Лично глава компании "Казахстан темир жолы" так и не принес извинений жертве изнасилования и не сказал те самые необходимые слова, которые от него ждало общество. Предприятие, где "все работники компании (от рядовых работников до руководства) разделяют такие ценности, как честность, порядочность, уважение к людям, сплоченность, доверие, умение работать в команде, открытость к развитию, профессионализм и гордость за свое дело", продемонстрировало лишь сплоченность в неосознании своей вины и игнорировании запросов населения. Стоит ли удивляться, что среди "Принципов компании" клиентоориентированность стоит на четвертом месте, в то время как экономическая эффективность на втором. И да, "мистер Патамушта" сидит на своем месте, как и все остальные многочисленные топ-менеджеры КТЖ.

К слову, министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев не остался в стороне и высказался о резонансном деле: "по изнасилованию у нас, в принципе, сейчас все нормативно закреплено. Там часть первая, часть вторая, групповые, там очень жесткие меры наказания. Очень жесткие меры наказания, просто надо индивидуально подходить к каждому случаю. Поэтому сейчас говорить, там жестко, там не жестко, это двояко". И добавил: "Я считаю, что это тяжкое преступление, оно нарушает конституционные права как гражданина, как женщины, посягает на ее личную свободу. Это оскорбляет ее честь и достоинство".

Честнее всех в этой истории оказался главный транспортный прокурор Ернат Сыбанкулов, заявивший 29 июля, что приговор суда в отношении экс-проводников, признанных виновными по статье за изнасилование, перепроверят.

Остальные участники нашумевшего дела так и не поняли, что времена меняются и жить и работать по-старому уже не получится. Даже если компания, которую ты возглавляешь, – монополист и конкурентов у нее нет.

Но осознала часть общества, требующая ужесточить наказание за изнасилования.

А потерпевшая девушка обратилась к руководству страны предпринять меры по ужесточению наказания для насильников. "Обращаюсь к руководству страны и депутатам Парламента РК с просьбой ужесточить наказание сексуальным насильникам, выработать единый алгоритм действий для сотрудников правоохранительных органов, чтобы пережившие насилие точно знали каждый шаг, который должно сделать следствие", – написала она на странице в соцсети.

Как тут не вспомнить знаменитое движение Me Too, сместившее на задворки влиятельнейшего кинопродюсера, основателя и совладельца компаний Miramax Films и The Weinstein Company Харви Вайнштейна. Причем Вайнштейн стал не единственным, кто поплатился карьерой и стал персоной нон-грата в приличном обществе. Компания Google уволила 48 сотрудников за последние два года из-за обвинений в сексуальных домогательствах. И это лишь один случай из множества. При этом речь идет о сексуальных домогательствах. Если дело идет об изнасиловании, то здесь уже работает уголовный закон. И в большинстве стран мира изнасилование считается очень тяжким преступлением, за которое дают жесткое наказание не в пример нашему.

И да, в прогрессивном обществе, к стандартам которого мы усиленно стремимся, руководители компаний берут часть вины на себя, не пряча голову в песок, как страус.

Примечательно в этой истории то, что казахстанские компании сейчас не успевают реагировать на новые вызовы. И случай с КТЖ в этом показателен.

Саян Абаев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться