/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 376,04 Brent 36,55
Почему инцидент в «Тальго» станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

Почему инцидент в «Тальго» станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

История с изнасилованием пассажирки проводниками поезда стала резонансной в нашей стране. И очень показательной.

11:08 10 Август 2019 3852

Почему инцидент в «Тальго» станет уроком для казахстанских топ-менеджеров

Автор:

Саян Абаев

Фото: Максим Морозов

Не привыкли у нас признавать вину – речь даже не столько о преступниках, сколько о компании, о личной ответственности за все, что творится на твоем предприятии.

Судите сами: трагический инцидент случился в сентябре прошлого года. Достоянием общественности стал лишь в ноябре благодаря движению «НеМолчи.kz». После этого начались судебные разбирательства, длившиеся до июля 2019 года.

Все это время компания «Казахстан темир жолы», в поезде которой и было совершено преступление, делала вид, что она как бы ни при чем. Временами складывалось ощущение, что и поезд не ее, и проводники «с луны». Видно, менеджмент компании надеялся, что раз нет сильного общественного резонанса, то не стоит лишний раз напоминать о неприятном инциденте. В общем, руководствовался принципом «не буди лихо, пока тихо».

Но… времена уже не те. В эпоху соцсетей и мессенджеров утаить шило в мешке невозможно. И гром грянул. 26 июля проводники Умбеталиев и Курманиязов были признаны виновными в изнасиловании пассажирки, их приговорили к двум годам шести месяцам и двум годам трем месяцам лишения свободы соответственно.

Первым удар народного негодования принял судья Оразбай Сатыбалды, неуклюже попытавшийся объяснить столь мягкий приговор насильникам. «Они были преданы суду по пункту 1 части 2 статьи 120 УК РК «Изнасилование потерпевшей группой лиц без предварительного сговора», что имело место 26 сентября прошлого года в пассажирском поезде сообщением Астана – Актобе, поезд «Тальго». Что такое изнасилование, совершенное группой лиц без предварительного сговора? Это преступление, в котором принимали участие два исполнителя без предварительного сговора. Например, в изнасиловании участвуют двое: один держит, второй в это время совершает насильственные действия. Такой факт по данному делу не установлен, поэтому действия обоих осужденных в данном случае переквалифицированы по части 1 как простое изнасилование», – пытался пояснить судья.

В это время жертва преступления слегла в больницу. Основатель фонда «НеМолчи.kz», правозащитница Дина Смаилова рассказала, что находится с пострадавшей девушкой и помогает ей восстановиться. «Состояние тяжелое. Все эти несколько дней она ничего не ест». И сообщила, что пострадавшая намерена обжаловать решение суда: «Это даже не обсуждается. Я приеду в Алматы, надеюсь, что там мне помогут адвокаты. (...) Честно сказать, я ее готовила к этому приговору, но мы не думали, что будет такой срок. Думали, что хотя бы 3,5-4 года, но и то, даже за эти 3,5-4 года было обидно. Мы же знаем, что они уже через год будут на свободе». Также Дина Смаилова рассказала, что девушка похудела на 22 килограмма за 10 месяцев, потеряла интерес к жизни, бизнесу и учебе.

А в этот момент в соцсетях было зафиксировано огромное количество гневных постов. Люди порицали и судью вместе со всей судебной системой, и, конечно, досталось КТЖ, в руководстве которой после суда заверили, что проведут с «проводниками тренинги».

«Проводники КТЖ изнасиловали пассажирку. Воспользовались своим служебным положением. Что делает КТЖ? Обещает провести тренинги персонала. Они совсем спятили? Или попилить на тренингах решили?

Залез на сайт. Оказывается, зампред КТЖ по кадрам – это наш старый знакомый Серик Абденов. И весь этот бардак стал понятен. Бывший министр соцзащиты. Легендарный «патамушта-патамушта». Мне кажется, у него карма – вредить народу. Особенно женщинам.

Помните народное возмущение 6-7 лет назад? Абденов:

- урезал работающим матерям декретные;

- поднял женщинам пенсионный возраст до 63 лет.

На все вопросы СМИ и населения косноязычно отвечал ПАТАМУШТА. Либо нагло говорил «Следующий вопрос».

КТЖ, прекращайте прятаться по углам! Хватит позориться. Платите пострадавшей компенсацию! Минимум 5 миллионов. Добровольно. Принесите публичные извинения жертве! Лично Мынбаев! Вводите для проводников обязательство не домогаться пассажирок! Даже сальные намеки на рабочем месте должны быть исключены. И увольняйте к черту «патамушту»!» – написал эмоциональный пост известный адвокат Джохар Утебеков.

Поняв, что отмалчиваться дальше не получится, с извинениями спустя пять (!) дней выступил первый зампредседателя «Казахстан темир жолы» Канат Альмагамбетов. «Я считаю, что это недопустимые действия проводников. Вместо того чтобы обеспечить безопасный провоз пассажира, они совершили такое преступление… Конечно, пострадала не только пассажирка, считаем, что пострадала репутация наших проводников, наших сотрудников. Мы считаем, что они будут осуждены. Еще раз говорю, что мы сожалеем. И надеемся, что такого больше не повторится». Он также отметил, что приносит извинения от себя лично и от имени компании.

Но ни слова о том, что пострадала репутация не только сотрудников, но и всей компании, и что женская половина населения страны теперь боится пользоваться поездами КТЖ. То ли топ-менеджер так и не понял главного, то ли не захотел делать на этом акцент. А еще попытался замять финансовую сторону: «Если судом будет вынесено постановление о том, что компания КТЖ или акционерное общество «Пассажирские перевозки» обязаны выплатить какую-то сумму, то, конечно, компания будет выплачивать». В общем, если суд не обяжет, то КТЖ не заплатит.

Народное порицание тем временем не снижало обороты. И если еще несколько лет назад соцсети представляли собою средство, где люди просто «выпускали пар», то теперь одним лишь выбросом негатива уже не ограничиваются – нужны действия, решение проблем.

Спустя день, 1 августа, появляется письмо к генпрокурору РК с просьбой «принять меры по назначению вышеуказанным лицам (проводникам Умбеталиеву и Курманиязову) наказания, соразмерного тяжести совершенного ими преступления», за подписью председателя правления «Казахстан темир жолы» Сауата Мынбаева.

Лично глава компании «Казахстан темир жолы» так и не принес извинений жертве изнасилования и не сказал те самые необходимые слова, которые от него ждало общество. Предприятие, где «все работники компании (от рядовых работников до руководства) разделяют такие ценности, как честность, порядочность, уважение к людям, сплоченность, доверие, умение работать в команде, открытость к развитию, профессионализм и гордость за свое дело», продемонстрировало лишь сплоченность в неосознании своей вины и игнорировании запросов населения. Стоит ли удивляться, что среди «Принципов компании» клиентоориентированность стоит на четвертом месте, в то время как экономическая эффективность на втором. И да, «мистер Патамушта» сидит на своем месте, как и все остальные многочисленные топ-менеджеры КТЖ.

К слову, министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев не остался в стороне и высказался о резонансном деле: «по изнасилованию у нас, в принципе, сейчас все нормативно закреплено. Там часть первая, часть вторая, групповые, там очень жесткие меры наказания. Очень жесткие меры наказания, просто надо индивидуально подходить к каждому случаю. Поэтому сейчас говорить, там жестко, там не жестко, это двояко». И добавил: «Я считаю, что это тяжкое преступление, оно нарушает конституционные права как гражданина, как женщины, посягает на ее личную свободу. Это оскорбляет ее честь и достоинство».

Честнее всех в этой истории оказался главный транспортный прокурор Ернат Сыбанкулов, заявивший 29 июля, что приговор суда в отношении экс-проводников, признанных виновными по статье за изнасилование, перепроверят.

Остальные участники нашумевшего дела так и не поняли, что времена меняются и жить и работать по-старому уже не получится. Даже если компания, которую ты возглавляешь, – монополист и конкурентов у нее нет.

Но осознала часть общества, требующая ужесточить наказание за изнасилования.

А потерпевшая девушка обратилась к руководству страны предпринять меры по ужесточению наказания для насильников. «Обращаюсь к руководству страны и депутатам Парламента РК с просьбой ужесточить наказание сексуальным насильникам, выработать единый алгоритм действий для сотрудников правоохранительных органов, чтобы пережившие насилие точно знали каждый шаг, который должно сделать следствие», – написала она на странице в соцсети.

Как тут не вспомнить знаменитое движение Me Too, сместившее на задворки влиятельнейшего кинопродюсера, основателя и совладельца компаний Miramax Films и The Weinstein Company Харви Вайнштейна. Причем Вайнштейн стал не единственным, кто поплатился карьерой и стал персоной нон-грата в приличном обществе. Компания Google уволила 48 сотрудников за последние два года из-за обвинений в сексуальных домогательствах. И это лишь один случай из множества. При этом речь идет о сексуальных домогательствах. Если дело идет об изнасиловании, то здесь уже работает уголовный закон. И в большинстве стран мира изнасилование считается очень тяжким преступлением, за которое дают жесткое наказание не в пример нашему.

И да, в прогрессивном обществе, к стандартам которого мы усиленно стремимся, руководители компаний берут часть вины на себя, не пряча голову в песок, как страус.

Примечательно в этой истории то, что казахстанские компании сейчас не успевают реагировать на новые вызовы. И случай с КТЖ в этом показателен.

Саян Абаев

КТЖ передала завод «Тулпар-Тальго» в управление «Трансмашхолдингу»

Ранее ТМХ планировал приобрести завод, но сделка отменилась.

09 Июнь 2020 08:34 14023

КТЖ передала завод «Тулпар-Тальго» в управление «Трансмашхолдингу»

КТЖ передала завод «Тулпар-Тальго» в управление. Об этом говорится в финансовой отчетности «Казахстанских железных дорог» за прошедший год.

«В течение 2019 г. группа передала дочернюю организацию – ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар» – в доверительное управление ТОО «Трансмашхолдинг Казахстан – КЗ», при этом сохранив контроль над ним», – говорится в отчетности.

Как известно, ранее ТМХ планировал приобрести завод по выпуску испанских вагонов. Напомним предысторию вопроса.

В сентябре 2018 года председатель правления АО «НК «Казахстан темир жолы» Канат Алпысбаев (на тот момент возглавлявший компанию) и гендиректор АО «Трансмашхолдинг» Кирилл Липа подписали договор о приобретении более 99% в уставном капитале ТОО «Тулпар-Тальго» и поставке в 2018-2026 годах 1,2 тыс. вагонов для АО «Пассажирские перевозки». Сумма сделки составила 23 млн евро.

4 февраля 2019 года между группой и АО «Трансмашхолдинг» заключено соглашение о расторжении договора купли-продажи 99,99926% доли участия в ТОО «Тулпар-Тальго.

В сентябре 2019 года зампред правления КТЖ Серик Абденов сообщал, что ведутся переговоры с пятью потенциальными инвесторами по производству пассажирских вагонов в Казахстане на базе завода «Тулпар-Тальго», которые экономически целесообразны. В целом на заводе было собрано 670 вагонов по испанской технологии.

«Мы договорились с Patentes Talgo, остановили производство. У нас порядка 62 книжек есть, мы дособираем вагоны, и все. На этом мы останавливаем производство вагонов «Тальго», – рассказал Серик Абденов.

По его словам, в числе потенциальных инвесторов значились ОАО «Тверской вагоностроительный завод», два китайских завода, украинское ПАО «Крюковский вагоностроительный комбинат» и швейцарский Stadler.

Таким образом, возвращаясь к финансовой отчетности, национальный перевозчик остановил свой выбор на производстве тверских вагонов в Казахстане. Как ранее сообщали в КТЖ, в 2019 году на заводе было собрано 63 вагона по российской технологии. Также в отчетности указывается, что в течение 2019 г. группа в лице дочерних организаций АО «Пассажирские перевозки» и ТОО «Вагоностроительный завод «Тұлпар», заключила трехсторонние договоры купли-продажи и финансового лизинга с АО «БРК-Лизинг» для обновления парка пассажирских вагонов на общую сумму 37,9 млрд тенге. В рамках стратегии компании в ближайшие десять лет планируется приобретение новых 1200 вагонов, ежегодно их количество должно составлять более 100 единиц. В настоящее время парк вагонов национального перевозчика состоит из 2029 вагонов, из них 670 – «Тулпар-Тальго». Изношенность подвижного состава составляет 47%.

Также, как сообщается в отчетности, 20 июня 2019 года КТЖ осуществила погашение еврооблигаций 2014 г. выпуска объемом 100 млн швейцарских франков. В ноябре 2019 г. осуществлено досрочное погашение еврооблигаций 2017 г. выпуска объемом 780 млн долларов, общая сумма выплат составила 897 309 831 доллар (347 млрд тенге).

Справка: «Трансмашхолдинг» – крупнейший в РФ производитель подвижного состава для рельсового транспорта. Предприятия группы расположены в Санкт-Петербурге, Брянске, Пензе, Твери, Московской, Ростовской и Саратовской областях, а также на Украине и в Казахстане. Сервисный блок представлен группой «Локомотивные технологии». Около 33% акций материнской компании «ТМХ» владеет французский концерн Alstom, остальные акции находятся в собственности бизнесменов Искандара Махмудова и Андрея Бокарева, а также структур «Трансгрупп». В Казахстане является акционером АО «Локомотив қурастыру зауыты» и учредителем ТОО «Электровоз құрастыру зауыты», производящих тепловозы и электровозы.

Майра Медеубаева

О санитарном контроле в поездах

Об этом сообщил главный санврач на транспорте на YouТube-канале ATAMEKEN BUSINESS.

14 Май 2020 15:27 1419

О санитарном контроле в поездах

Фото: rbc.ru

Рассадка в пассажирских вагонах в зависимости от класса будет осуществляться по наличию билетов и посадочных мест. Дополнительных требований по рассадке не будет. Строго по билетам, как в купе, плацкартных вагонах, так и в поездах Talgo. Об этом сегодня на брифинге рассказал главный санитарный врач на транспорте Садвакас Байгабулов.

По его словам, вопросы контроля за масочным режимом, передвижением, недопущением скопления в пассажирских поездах, тамбурах будут контролироваться проводниками.

По данным санврача, вход в здание вокзала будет осуществляться при наличии масок и проездного билета. Перед входом в здание службой собственной безопасности вокзала будет проводиться бесконтактная термометрия. Также перед возобновлением работы ж.-д. вокзалов и вагонов будет проведена полная ревизия систем кондиционирования и замена фильтров. Следующим требованием является проведение в пути следования пассажирского поезда анкетирования проводниками. Немаловажным требованием является усиление дезинфекционного режима в поездах. Также поездные бригады, персонал, который задействован как на ж.-д. вокзале, так и в поездах, должен носить маски. Ограничивается движение пассажиров из вагона в вагон. Еще одним основным требованием являются вопросы наличия неснижаемого запаса дезинфицирующих и лекарственных средств, антисептиков. Что касается питания, пассажиры могут брать с собой еду, и никаких излишних требований по запрещению не будет.

При передвижении посредством самолетов и ж.-д. транспорта есть проводники, которые контролируют соблюдение дистанции, масочный режим, чего нельзя сказать об автобусных междугородних переездах. Там есть только водитель, главная задача которого – обеспечить безопасность движения. Так как там нет лиц, которые бы мониторили ситуацию с пассажирами, в настоящее время возобновление междугородних автобусных сообщений преждевременно. 

По его словам, с учетом ситуации по заболеваемости коронавирусной инфекцией в регионах по мере мониторинга будут рассмотрены вопросы по возобновлению междугородних автобусных маршрутов.

Что касается блокпостов, как стабилизируется коронавирусная ситуация в ряде регионов, будет поэтапно рассматриваться вопрос по снятию блокпостов, и тогда будет возобновлено движение, в том числе и на собственных автомобилях, резюмировал главный санврач на транспорте.

Майра Медеубаева