Почему иностранным перевозчикам ДОЗВОЛено выдавливать отечественные компании с рынка?

6522

Бизнесмены заявляют, что система выдачи разрешений на перевозки далека от совершенства.

Почему иностранным перевозчикам ДОЗВОЛено выдавливать отечественные компании с рынка? Фото: НПП "Атамекен"

В середине прошлого года казахстанские перевозчики начали бить тревогу из-за появления на рынке большого количества иностранных фирм, которые получали не только казахстанские временные автономера, но и большое количество разрешений на проезд по территории иностранного государства так называемых дозволов. Тем самым оставляя отечественные компании без работы. Перевозчики обращались в различные инстанции, но безуспешно, сообщает корреспондент inbusiness.kz

"Система уравняла всех"

О проблемах, которые перевозчики не могут решить уже более полугода, они рассказали во время выездного заседания комитета транспорта и логистики с участием депутата мажилиса Самата Акишева.

По мнению перевозчиков, основная причина сложившейся ситуации связана с несовершенством методики выдачи разрешений на поездку и недобросовестной конкуренцией со стороны фирм-однодневок, не имеющих собственного автопарка и штатных водителей.

"В прошлом году на наш рынок пришло много иностранных компаний-перевозчиков, которые выбирают из квоты более 60% дозволов, еще порядка 30% забирают фирмы-однодневки. Один предприниматель открыл порядка 100 фирм-филиалов по регионам Казахстана, и каждая из них получала разрешения. А реальные перевозчики получать их не могли. В программе, выдающей эти разрешения, стоит ограничение: к примеру, компания, имея собственный транспорт порядка 100 автомобилей, может получить 5-8 дозволов, такое же количество разрешений система может выдать фирмам с 3-5 машинами. Считаем, что программа была неверно разработана: фирмы с большим собственным автопарком приравняли с компаниями, берущими фуры в аренду. Мы предлагаем внести изменения в правила выдачи разрешений, чтобы они выдавались компаниям, имеющим только собственный транспорт. Пока есть лазейка с выставлением арендных машин, ситуация не решится", – пояснил руководитель ИП SV TRANS Logistics Валерий Сусаренко.

По словам перевозчиков, недобросовестные бизнесмены, регистрируя множество компаний, получали большое количество дозволов, а потом предлагали их на продажу от 500 до 1000 долларов в зависимости от страны и спроса на это разрешение. Хотя они заплатили государству за один дозвол порядка 3065 тенге.

"В прошлом году у множества реальных перевозчиков простаивало 50-60% автопарка, потому что они не могли получить дозволы. У многих транспорт был куплен в лизинг или кредит, и бизнес понес колоссальные убытки. Кроме того, от нас ушло много водителей, которых мы обучили, получили на них визы. Они ушли, потому что мы не смогли обеспечить их работой из-за отсутствия дозволов. Когда будет установлено требование по наличию собственного транспорта, останутся только добросовестные фирмы и будут работать, тогда исчезнет перепродажа дозволов", – считает Валерий Сусаренко.

"Казахстанских перевозчиков душат иностранцы"

По итогам года в министерстве остались невостребованными более 40 тыс. разрешений, хотя перевозчики искали их и обращались в ведомство, чтобы их получить. Бизнесмены предполагают, что разрешения распределялись неравномерно между областями и неправильно выставлялись кабальные требования. К примеру, в компании у Сусаренко на Европу активировано 60 фур, но получали они на то направление не более четырех дозволов, а новые выдавались только после возврата ранее выданных. По словам бизнесмена, на поездку в Европу и обратно уходит месяц-два, и не факт, и никто не давал гарантии, что к тому времени дозволы по нужным направлениям будут в наличии.

"Иностранные компании, которые пришли на рынок, почему-то получали большое количество дозволов. Мы работаем уже более 10 лет, имеем собственный автопарк, а в Литву за год выбрали 40 разрешений, в Польшу – 70. А те же белорусские или российские компании, которые зарегистрировались под временными номерами, они получали дозволы тысячами. Почему отечественный бизнес душат иностранные перевозчики? Ситуация очень сложная: работа есть, но нет разрешений. С утра до вечера только и занимаемся их поиском", – подчеркнул директор компании.

"Это не воспрепятствование предпринимательской деятельности?"

Костанайские компании через региональную и Национальную палату предпринимателей вносили предложения по решению этой ситуации в центральные госорганы. Тогда они предложили минфину совместно с МИИР проверить использование бланков разрешений. Минюсту совместно с МИИР предусмотреть ответственность за невозврат бланков разрешений. Минэкономики и МИИР рассмотреть возможность предоставления преференций компаниям, имеющим на балансе собственный автотранспорт. А также МИИР предусмотреть порядка 10 млн тенге для доработки системы автоматического распределения бланков разрешений на 2023 год. Но ответов на свои предложения костанайцы так и не получили.

"Вопрос по дозволам мы поднимаем с мая прошлого года, а с ноября я никак не могу попасть на прием к министру МИИР, хотя график встреч с гражданами имеется, но он не соблюдается. Из-за невостребованных 40 тыс. бланков государство недополучило в бюджет сотни миллионов тенге. Если выехать на трассы, то можно увидеть, что казахстанских перевозчиков единицы, нас обогнали Кыргызстан и Узбекистан. Мы не можем получить дозволы в Турцию, Азербайджан, Грузию, а узбекские перевозчики получают казахстанские дозволы и осуществляют туда перевозки. По сути, они нас заменили благодаря нашему министерству", – рассказал директор ИП ASIA TRANS Алдан Менкеев.

Перевозчики подчеркнули, что во всех странах дозвол проверяется на границе, а в Казахстане транспортные мобильные посты есть не везде. И, по словам перевозчиков, нередко иностранные компании перевозят грузы без дозволов, отдавая проверяющим 200-300 долларов, и доезжают до места доставки.  

"Мы предлагаем сделать дозволы полностью в электронном виде, как это работает в других странах. А у нас до сих пор транспортная инспекция должна поставить на разрешении печать, но при этом нигде его не отмечает. Один из вариантов решения вопроса – это возложить на сотрудников ДГД, которые отмечают в своей базе прибывший груз, вносить в нее номер дозвола, чтобы он аннулировался. Как это происходит в Турции или Азербайджане", – добавил руководитель компании.

Бизнесмены говорят о том, что их призывали развиваться, расширять автопарк, брать доступные кредиты, но сегодня получается так, что, пока одна фура на три месяца уходит в рейс, за нее три раза надо заплатить кредит. И компании уходят в минус, не имея возможности получить нужное количество разрешений.

"Мы получаем свидетельство на право осуществления международных перевозок, а министерство не дает дозволы. Не является ли это воспрепятствованием предпринимательской деятельности? У меня есть лицензия, я могу ехать куда хочу, но не могу, так как госорган не выдает разрешение", – подчеркнул Алдан Менкеев.

Самат Абишев отметил, что, по оценкам, серый рынок перевозок составляет почти 1,5 млрд тенге. И для Казахстана очень  тревожным звонком является снижение объема перевозок отечественными компаниями. Сегодня он уменьшился до 32%. Поэтому он предложил костанайцам действовать сообща и подробно изложить суть проблемы и варианты ее решения, чтобы в очередной раз поднять этот вопрос на уровне правительства.

Фото пресс-службы Палаты предпринимателей области

Читайте по теме:

Серые схемы с грузоперевозками приведут Казахстан к санкциям – эксперт.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться