Уже в трех областях Казахстана – Акмолинской, Восточно-Казахстанской и Западно-Казахстанской – с начала года в региональные департаменты по защите прав потребителей (ДЗПП) обратились около 140 граждан, которые имели неосторожность купить так называемые массажные накидки по сильно завышенным ценам, передает inbusiness.kz.
По информации руководителей этих департаментов, в реальности стоимость таких приспособлений для массажа в десятки раз ниже. При этом 90% потребителей взяли на покупку банковские кредиты сроком на три-четыре года. С учетом ставки вознаграждения массажные накидки обошлись им по 2 млн тенге, тогда как на интернет-ресурсах их можно найти по цене в 73 тыс. тенге.
Налетай, не скупись!
Тенденция такова, что число заявлений от людей, купивших массажные накидки, в департаменты по защите прав потребителей растет ежегодно. Об этом рассказали сами покупатели и руководители ДЗПП Акмолинской области, ВКО и ЗКО на онлайн-брифинге в Восточном Казахстане. При этом если еще года три назад жалобы на продавцов накидок поступали от пенсионеров, то теперь в числе тех, кто поддался на "развод", госслужащие, руководители районного звена, учителя, преподаватели вузов, молодежь и люди более зрелого возраста.
Жители поселка Белоусовка из Восточно-Казахстанской области Андрей и Елена вспоминают, что чисто из любопытства пошли на презентацию, куда их пригласили сотрудники фирмы по телефону.
Встреча, в которой участвовали больше 20 человек, проходила в ресторане гостиницы "Усть-Каменогорск". Перед ними, считает Андрей, разыграли настоящее представление: сначала попросили поставить телефоны на "беззвучку", потом рассказывали о пользе массажных накидок. Каждому делали массаж, спрашивали об ощущениях и хотят ли гости купить себе такое оборудование. Потом ведущая рассказала, как такие массажеры помогли поднять на ноги ее больного родственника, а ее ассистент постоянно выбегал в зал, чтобы сообщить: мол, компания сегодня проводит аттракцион неслыханной щедрости, делает скидку на сами массажные накидки до 30% да еще дарит подарки – дорогие одеяла и подушки из целебной шерсти, озонаторы и еще кучу всего. При этом в зале были задернуты шторы, и гости из-за этого потеряли счет времени. Так, Елена согласилась купить в рассрочку массажную накидку с декларируемой ценой в 1,3 млн тенге со скидкой – за 917 тыс. тенге.
"Подарков было столько, что мы кое-как запихнули их в машину. Очнулись мы только дома, когда стали смотреть цены на такие накидки в Интернете и увидели, что их можно купить намного-намного дешевле", – вспоминает Андрей.
Попытки супругов самим сделать возврат товара и вернуть свои деньги не увенчались успехом, и они пришли в департамент по защите прав потребителей ВКО. Здесь составили и отправили продавцам накидок претензию, спустя несколько дней объявились курьеры фирмы и обменяли товар на деньги.
Жительница Усть-Каменогорска Татьяна Ивановна вспоминает, что смогла вернуть свои деньги тоже только благодаря вмешательству ДЗПП по ВКО. Она пошла на презентацию массажных накидок по телефонному приглашению. Ей понравились и сам массаж, и ребята, которые живо рассказывали о пользе оборудования. Постоянно говорили, что хорошо бы иметь такой "агрегат" дома, можно и бизнесом заняться, предлагать людям услуги массажа с помощью накидок за деньги. Обрабатывали каждого поодиночке, манипулировали цифрами, заваливали подарками. Предложили оформить кредит, если не хватает денег на покупку.
"Девушка взяла мой телефон в руки, через банковское мобильное приложение оформила на меня кредит. Потом на такси мы доехали до банкомата, я сняла деньги и отдала ей. Очнулась только дома, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Когда посчитала, обомлела: получается, я оформила кредит на четыре года за массажную накидку в 917 тысяч тенге и за этот срок выплачу банку 2 миллиона тенге. А зарплата у меня 90 тысяч тенге".
По словам женщины, она пыталась вернуть деньги самостоятельно, звонила в компанию на горячую линию, и там пообещали, что приедут за товаром через 10 дней. При этом в договоре между покупателем и продавцом написано, что покупатель сам должен привезти товар в Алматы. Поход в полицию не увенчался успехом: там женщине сказали, что это гражданско-правовая сделка и решать спор нужно в судебном порядке. Знакомый юрист подсказал, что можно пойти в департамент по защите прав потребителей, где помогут бесплатно.
Как рассказывает директор департамента по защите прав потребителей ВКО Қанат Женісбекұлы, есть определенная периодичность, с которой такие компании проводят презентации массажных накидок: это весна, конец лета и осени. Причем в действиях продавцов сложно усмотреть мошенничество: между ними и покупателем заключена гражданско-правовая сделка. Потребитель сам подписал договор и получил товар. Но, очевидно, его хорошо обработали психологически.
"За 2021 год у нас было 15 обращений по поводу массажных накидок, а в этом году уже 22 обращения. Мы вернули потребителям только за август больше 3 млн тенге. Я даже давал объявление в социальных сетях, чтобы к нам обратились те граждане, кто оказался недоволен покупкой массажных накидок. И стало приходить много людей, – объяснил Қанат Женісбекұлы. – Есть те, кто купил наидки два года назад, не пользовался, но не знал, куда обратиться за помощью. Увы, по Закону РК "О защите прав потребителей" вернуть товар можно только в течение 14 дней со дня покупки, с условием сохранности документов, товарного вида".
Руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова рассказала на онлайн-брифинге, что к ней с начала года обратились 88 жителей Западного Казахстана (ЗКО) с жалобами на то, что их попросту обманули, продав по очень высокой цене дешевые китайские массажные накидки. Сотрудники департамента помогли вернуть деньги 70 потребителям на сумму почти 46 млн тенге. Сейчас в производстве суда находятся два коллективных иска от 11 человек. По словам Эльмиры Киматовой, с такими жалобами к ним обращаются с момента образования ДЗПП в 2019 году. Глава департамента даже писала заявления в департаменты полиции и госдоходов Алматы, где зарегистрирован юридический адрес фирм – продавцов массажных накидок.
"Компаний несколько, с разными названиями, но у большинства фирм юридический адрес один и тот же: город Алматы, улица Сейфуллина, 498, офис 304", – объяснила Эльмира Киматова.
При этом, по ее данным, в судебных процессах по искам департамента в пользу потребителей со стороны ответчика нередко выступают граждане Российской Федерации.
Кредиты остаются
По информации Эльмиры Капаровой, деньги потребителям удается вернуть в досудебном порядке и через суды. Но вот признать недействительными договоры банковского займа не удалось – служители Фемиды посчитали, что ДЗПП ЗКО не является надлежащим истцом, а в филиале агентства по надзору и регулированию финансовых рынков РК заявили, что потребители сами заключали договоры, а поэтому банк не допустил противоправных действий.
Руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Светлана Занегина сообщила, что в этом году к ним с жалобами на продавцов массажных накидок обратились 17 человек, 15 из которых они помогли вернуть 11,5 млн тенге. Одно обращение находится в стадии разрешения, по поводу другого готовится исковое заявление в суд. Самое главное, что вопреки утверждениям продавцов, мол, эти накидки японские, в инструкции сказано, что страна-производитель – КНР.
По словам защитников потребителей, на интернет-сайтах можно найти массажные накидки по цене от 20 тыс. до 73 тыс. тенге. Массажное кресло – за 170 тыс. тенге. а огромные массажные кресла можно купить за 700-800 тысяч тенге.
А что же думают по этому поводу сами продавцы массажных накидок? Корреспондент inbusiness.kz позвонила на горячую линию в одну из таких компаний и услышала в ответ, что массажные накидки различаются в цене из-за качества. Якобы на презентациях людям показывают самые последние модели, поэтому и цена на них очень высока.
"Технология – японская, сборка – китайская. И бренд наш тоже японский, хотя у нас много различных компаний по продаже этого оборудования. На массажных роликах с 3D-регулировкой внутри накидки – нефритовая крошка, которая обеспечивает качество массажа и долгий срок эксплуатации, а на дешевых моделях они изготовлены из пластика, – заверила девушка-оператор горячей линии. – Модели постоянно совершенствуются. Даже те наши клиенты, кто приобретал дешевые аналоги на интернет-сайтах, потом обращались к нам, чтобы купить наши изделия. Просто людей пугает метод продажи через презентации, а вот за рубежом он получил широкое распространение".