Если шанс получить льготное автокредитование сведен к нулю, а обзавестись колесами хочется, стоит устремить свой взгляд на грузинский авторынок, который все еще остается привлекательным, в том числе и для казахстанцев. Почему там машина средство передвижения, а не роскошь, разбирался inbusiness.kz.
За машиной в Грузию
Льготного кредитования ждут все автолюбители. Еще бы! Взять машину под предлагаемые условия: ставка вознаграждения – 4%, без предоплаты и прочее – поистине сказка. Но при этом казахстанцы знают, что скоро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Денег явно на всех желающих не хватит, к тому же и автосалоны не готовы к такому спросу. Да и, как только будет отмашка банкам, жди новых цен в автосалонах. Тут и приходит на ум идея отправиться за машиной в Грузию. Почему туда? Причина простая: демократические цены пусть и на подержанные, но зачастую не старые машины и простота оформления документов сделали Грузию автомобильной Меккой. Легковые автомобили возглавили список импорта этой страны. Цифра по итогам прошлого года составила $898,8 млн, что на 15% больше, чем в 2020-м. Причем половина из них ушла на реэкспорт, в том числе и в Казахстан. В минувшем году было экспортировано легковых автомобилей на сумму $456,6 млн.
По мнению эксперта Алексея Алексеева, Грузии удалось создать самый привлекательный автомобильный рынок на территории стран СНГ.
"Там практически победили коррупцию, устранили множество проволочек в оформлении, доставке, удешевили стоимость услуг порта Батуми, а главное – это низкие таможенные пошлины на ввоз автомобилей", – отмечает эксперт.
Предупрежден – значит вооружен
Интерес к покупке автомашин в Грузии заставил комитет госдоходов минфина предупредить граждан о правилах ввоза, чтобы потом не говорили, что не знают. Так вот, такие автомашины в случае ввоза для временного пользования в течение года могут не уплачивать таможенные платежи и налоги.
"Приобретать временно ввезенные транспортные средства, а также эксплуатировать такие машины на территории Казахстана можно только после таможенный очистки и, соответственно, уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов", – пояснили в КГД.
Всего с 2020 года до настоящего времени на территорию Казахстана ввезено 4157 автотранспортных средств из Грузии и Азербайджана, из них 2130 просрочили срок временного нахождения на территории Казахстана, отметили в комитете. Там также пояснили, что на таможенную территорию ЕАЭС допускается временный ввоз иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более одного года.
Передача или отчуждение права собственности, в том числе продажа по доверенности таких транспортных средств под запретом, и правом управления данным транспортным средством обладает только сам декларант.
Не роскошь, а средство передвижения
Южнокавказская республика известна как региональный центр автомобильного рынка, автомобили здесь продаются в другие страны бывшего Советского Союза. Среди местных граждан пользуются большим спросом дешевые подержанные автомобили из США, Европы, Японии и Южной Кореи. Наверное, поэтому местные жители часто меняют свои машины, по некоторым данным, раз в два года. Хотя бы потому, что ремонтировать подержанное авто дороже выходит. Спросом пользуются машины в диапазоне $5-6 тыс. А в Казахстане, по мнению эксперта, к сожалению, автомобиль все еще роскошь.
"Авторынок постоянно лихорадит от растущих цен, а они, в свою очередь, растут из-за курса доллара, экономики и так далее. На этом фоне растут в цене даже 30-летние автомобили. Только сильная экономика способна сделать автомобиль доступным", – уверен Алексей Алексеев.
К слову, отправиться за машиной в Грузию лучше самолетом, экономклассом в оба конца обойдется от $360 до $440.
Марина Попова