Почему казахстанки все чаще выбирают "мужские" профессии

872

​Как меняется рынок труда в Казахстане и кто ломает гендерные стереотипы карьерного роста женщин в промышленности, показало новое исследование.

Почему казахстанки все чаще выбирают "мужские" профессии Фото: Baixi Liu/Pexels

Казахстанская промышленность традиционно воспринимается как "мужская" сфера. Однако женщины уже составляют больше 30% занятых в промышленности, а в некоторых научных и технических отраслях почти половину специалистов. Они работают на заводах, строят карьеру, внедряют инновации. Что мешает женщинам становиться лидерами в технических профессиях? Как стереотипы и двойная нагрузка влияют на их карьерные перспективы? Ответы на эти и другие вопросы найдете в материале inbusiness.kz.

В преддверии Международного женского дня в Казахстане вышло интересное социологическое исследование, в котором показано, как женщины приходят в промышленное производство, чем они руководствуются при выборе этого пути и какие барьеры встречают. 

Женщины в промышленности: миф или реальность?

В Казахстане, согласно данным бюро нацстатистики на июнь 2024 года, 10,3 млн женщин из более чем 20 млн человек. По данным на 2023 год, каждый второй казахстанец с высшим образованием – женщина (49,3%), а среди обладателей среднего специального образования их доля еще выше – 53,8%. В целом женщины занимают 48,3% рабочих мест в экономике. Но традиционно они представлены в образовании (72,1%) и здравоохранении (72,3%). Очевидно, в Казахстане присутствует гендерное разделение по рынку труда.

Так, согласно показателям 2020 года, в такой "мужской" отрасли, как промышленность, казахстанки представлены лишь на треть – 31,7%:

исслед0

Исследователи провели опрос 2115 сотрудников автомобильной, горно-металлургической, нефтеперерабатывающей, энергетической, машиностроения и легкой промышленности Казахстана, среди которых женщины составили 67,8%, мужчины — 32,2%. Они выяснили, что женщины в промышленности чаще имеют высшее образование (68% против 65% у мужчин), однако реже работают по полученной специальности (44% против 61% соответственно). К примеру, Надия Хусаинова отучилась на преподавателя иностранного языка, работала несколько лет по специальности, а потом пришла оператором в цех спекания алюминиевого завода. Это физически тяжелая работа, но она никогда не жалела о своем выборе: "Эта работа не для всех, но, если ты решаешься, главное – преодолеть страх и поверить в себя".

Чем руководствовались женщины, изначально выбирая профессию?

  • 47,2% респондентов обоих полов указали, что учли мнение родителей, родственников и знакомых.
  • 24,9% респондентов признались, что выбрали профессию без четкой стратегии.

Женщины чаще указывали такие причины, как:

"Так получилось" и "Я не выбирала, так сложилось". Мужчины чаще заявляли, что осознанно выбирали профессию, потому что она им нравилась или была рекомендована близкими.

  • 5,9% опрошенных ориентировались на тренды ("Следовали моде").
  • 4,3% сделали выбор под влиянием СМИ.

исслед1

То есть мы видим, что мужчины более обдуманно подходят к выбору профессии и потому чаще женщин работают потом по специальности. А женщинам приходится подстраиваться под обстоятельства жизни. К примеру, Шолпан Тулемисова, инженер по горным работам на бокситовом руднике, хотела после школы поступить на техника-технолога горного дела, но в приемной комиссии ее отговорили: "Ты уверена, что сможешь учиться с одними мальчиками?". Тем не менее через 15 лет она все же вернулась в эту сферу, когда ей пришлось одной воспитывать ребенка после развода.

С какими вызовами и барьерами сталкивается женщина в промышленности?

Опросы и глубинные интервью женщин, трудящихся на промышленных предприятиях, показали, что они не просто адаптируются к условиям работы на серьезном производстве, но и активно развиваются: предлагают идеи, становятся наставниками и занимают руководящие позиции. Как, к примеру, Валентина Макухина, директор по обогащению горно-обогатительного комбината. Вначале она освоила профессию сепараторщика, затем – оператора пульта управления. Позже стала диспетчером фабрики, технологом, а затем стала главным обогатителем ГОК, а через несколько лет – директором по обогащению. Причем ей всего 38 лет.

Однако, по словам женщин, которые стремятся к руководящим позициям, они сталкиваются и с рядом сложностей. Среди них – необходимость доказывать свою компетентность, балансировать между личной жизнью и карьерой, а также преодолевать традиционные стереотипы о мужской доминантности в технических и управленческих сферах.

Это хорошо иллюстрируют показатели опросов:

  • 48,7% женщин отметили, что в их компаниях женщины-руководители встречаются реже, чем мужчины.
  • 43,5% респонденток считают, что женщинам сложнее добиться повышения на управленческие должности.

Гендерные стереотипы формируют ожидания в отношении женских обязанностей, а также создают дополнительные преграды на пути к руководящим позициям.

  • 22,8% женщин отметили значимость "привлекательной внешности" как фактора, влияющего на профессиональное восприятие. Это может свидетельствовать о давлении социальных стереотипов в деловой среде.
  • 46,3% респонденток сталкиваются с ожиданиями по совмещению карьеры и семейных обязанностей, что создает дополнительную нагрузку.

Можно сказать, что для женщин руководящая должность в промышленности зачастую становится серьезным испытанием как в профессиональном, так и в личном плане, тогда как для мужчин это чаще воспринимается как логичный этап карьерного роста.

"Это было стечение обстоятельств. Я никогда особо не хотела быть на руководящих позициях, меня устраивала моя работа. Просто предложили, и я согласилась, а то, что она руководящая или нет — это уже второй вопрос",  говорит Марина Гладкова, заместитель главного геолога по запасам.

В то же время, как делают вывод авторы исследования, современные тенденции показывают, что все больше женщин готовы отстаивать свои профессиональные амбиции, не жертвуя личными интересами.

Еще один интересный индикатор выявило исследование – каковы самовосприятие женщин в промышленности и их карьерные амбиции.

исслед2

Цифры говорят о том, что не только внешние, но и внутренние барьеры (неуверенность, страхи, сомнение) мешают женщинам в промышленности продвигаться по карьерной лестнице. Это подчеркивает важность программ менторства, поддержки женского лидерства и корпоративных инициатив по созданию инклюзивной среды.

Что говорит молодежь?

Другим ключевым аспектом исследования стал опрос 235 студентов технических вузов и ТиПО в Алматы, Астане, Павлодаре, Актюбинской и Костанайской областях. В рамках него студенты рассказывали, почему выбрали техническую специальность, что может повлиять на прекращение учебы и о факторах жизненного успеха.

К примеру, в выборе профессии девушкам важнее практичность и советы родителей, а юноши больше ориентируются на личные интересы.

исслед3э

Интересно, что вопрос "Назовите известных казахстанских женщин-инженеров, IT-специалисток или бизнесвумен" поставил большинство респондентов в тупик. Среди немногих упоминаний:

  • Асель Амангельды (обучается на лидерской программе в Гарварде, 8 упоминаний).
  • Лаура Вайгорова (6 упоминаний).
  • Кунсулу Закарья, Гульбану Майгарина, Умит Шаяхметова, Динара Сатжан (несколько упоминаний).

Это говорит о недостатке ролевых моделей.

"Чтобы девушки смелее шли в технические специальности, нужны ролевые модели. Нам важно самим показывать, что в науке нет гендерных границ",  комментирует Жамал Тулемисова, ассоциированный профессор факультета геологии КБТУ.

Постскриптум

Женщины в промышленности Казахстана – это уже не исключение, но все еще не норма. Их истории доказывают, что гендер не должен быть барьером в карьере. Вопрос в другом: готова ли экономика Казахстана перестать воспринимать женщин в промышленности как редкость?

Авторы исследования делают выводы, что будущее женского лидерства в промышленности – в образовании, поддержке и создании условий для равных возможностей. Для этого необходимо развивать наставничество и карьерные стратегии для женщин на производстве, поддерживать work-life balance (гибкий график, соцльготы и поддержка совмещения работы с семьей), бороться с гендерными стереотипами, продвигая женское лидерство и инклюзивную корпоративную культуру, а также внедрять программы быстрого карьерного роста для женщин.

Читайте по теме:

В Казахстане около 40% женщин-госслужащих занимают руководящие должности

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться