Почему казахстанские ученые уезжают за рубеж?

8832

Валовый охват населения высшим образованием в Казахстане составляет 62%, в то время как в России – 82%, а в Южной Корее этот показатель – 94%.

Почему казахстанские ученые уезжают за рубеж?

При этом у нас только 36% работоспособного населения нашей республики имеют высшее образование, сетует политолог Замир Каражанов, который в интервью inbusiness.kz поделился своим видением причин такой ситуации. 

- Г-н Каражанов, в последнее время все чаще и чаще то мы слышим опасения относительно большого притока специалистов из соседней России к нам из-за санкций, которые могут создать серьезную конкуренцию местным кадрам, то появляется абсолютно противоположная информация о том, что наши мозги утекают за рубеж. Что Вы можете сказать на этот счет? Где истина?

 Ученые и сильные специалисты появляются там, где есть необходимые на то условия. Такой базой являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, которые мы коротко называем НИОКР.  Сегодня на исследования страны мира начали тратить больше, чем на оборону. Это может быть связано с глобальной безопасностью. Если в ХХ веке имелась тенденция, когда на образование стали больше выделять денег, чем на социальные расходы, то в XXI веке будет усиливаться тренд на инновации. Почему? Да по той простой причине, что устойчивое развитие стран напрямую зависит от того, как развита у них наука, сфера научного сотрудничества. 

Если оценивать наши страны по Индексу человеческого развития (измеряющего среднюю величину достижений, в том числе в области получения знаний), мы увидим, что Россия и Казахстан стоят в рейтинге недалеко друг от друга. Думаю, это следствие общего советского прошлого. 

Хотя в Казахстане из-за череды реформ образование и наука начали скатываться вниз. Валовый охват населения высшим образованием в Казахстане составляет 62%, в то время как в России – 82%. В Южной Корее, где инновационная экономика, этот показатель – 94%. При этом у нас только 36% работоспособного населения имеют высшее образование. Это говорит о том, что в Казахстане есть проблема использования человеческого капитала. 

– А вот здесь поподробнее… Почему мы расстраиваемся, что из страны уезжают сильные специалисты и ничего не можем с этим поделать?

 В последние годы в стране показатель расходов на НИОКР начал снижаться. Показатели даже близко не дотягивают к общемировому стандарту. В среднем по миру затраты на НИОКР составили 2,2% от ВВП. А теперь сравните: в Казахстане соответствующие расходы занимают долю 0,13% от ВВП!!!

При этом официальные лица заявляют, что в перспективе расходы будут увеличиваться. К примеру, в 2019 году была утверждена государственная программа развития образования и науки Казахстана на 2020-2025  годы, один из пунктов которой утверждает, что доля расходов на науку должна достичь к 2025 году 1% от ВВП (а общих расходов на образование и науку  5% от ВВП). Но пока оптимизма мало, так как с 0,13% поднять до 1%  это большой рывок, который непонятно, как будет осуществлен. Впрочем, в последние годы учителям и преподавателям вузов начали повышать зарплаты. 

На оплату труда специалистов приходится и большая часть расходов на НИОКР. Это важно, так как специалисты – штучный продукт. Но расходы на их содержание не сказываются на численности, которая в последние годы сокращается. Правда, классической утечки мозгов как таковой нет. Несколько лет назад прозвучала цифра – всего до 300 казахстанских ученых работают за рубежом. 

– 300 ученых тоже немало. Это значит, НИОКР плохо развиты у нас и почему? 

– Связано это с тем, что в стране мало инновационных предприятий, которые занимаются научно-исследовательскими разработками. В Казахстане зарегистрировано около 485 тысяч предприятий, из них лишь 396 заняты в сфере НИОКР. Здесь уже можно высказать претензии к правительству. Вот почему у нас плохо развито сотрудничество с Россией в сфере инноваций? Где специалистам работать? Необходимо пересматривать экономическую политику, чтобы стимулировать бизнес. Чем больше будет инновационных компаний, тем выше вероятность, что они начнут ориентироваться на создание перспективных продуктов с экспортным потенциалом. 

– Что у нас не так? 

– Дело в том, что финансирование большей части НИОКР в Казахстане приходится на государство, в то время как в странах ОЭСР инвестированием в создание инновационных продуктов занимается в основном бизнес. Это тоже проблема экономики Казахстана, где более 50% ВВП приходится на квазигосударственный сектор. 

В свое время государство частично оплачивало труд молодых казахстанских специалистов. Почему бы не ввести такую практику для небольшой группы перспективных иностранцев, которые могут помочь Казахстану создать что-то новое?

Также у нас остается низкой экономическая конкуренция, что снижает интерес бизнеса к инновациям. Разве что предприниматели заинтересованы в импорте инновационных продуктов. 

– А как заинтересовать бизнес на инвестирование инноваций?

 Это еще одна проблема: необходима господдержка бизнесу. Она есть, но непонятно, кому идет помощь и эффективна ли она. Во многих сферах не получается создать адекватное импортозамещение. Что делать государству, чтобы содействовать инновационным предприятиям в стране, если по большей части их деятельность ограничивается декларациями и намерениями? 

Часто звучали заявления по поводу диверсификации экономики, но многие намерения потерпели фиаско. Предприятия должны были выделять 1% от своей деятельности на НИОКР. На самом деле эта норма оказалась нерабочая. Было также предложение о том, чтобы компании-недропользователи этот процент перечисляли государству, а оно само уже распределит деньги по научно-исследовательским центрам. Однако это неэффективно. Международный опыт свидетельствует, что государство спонсирует только небольшую часть исследований. 

– Получается, что все-таки виновато само государство в слабом развитии НИОКР?

– Невозможность развивать инновации внутри страны не позволяет развивать и соответствующее международное сотрудничество. Пока во всем мире увеличиваются расходы на инновации, мы становимся зависимыми от инновационных продуктов. 

Даже в добыче ресурсов – а здесь основной экспорт Казахстана –требуются инновации и новые технологии, которые не создаются в стране, а импортируются из-за рубежа. И эта проблема в будущем может негативно сказаться на экономической безопасности государства. Поэтому тут, как нигде, нужны реформы. Реформы сознания государственных служащих, а за ними, если помощь будет целенаправленной, бизнес может уделять должное внимание инновациям, а от этого выиграют только наше общество и наша с вами страна. 

Кульпаш Конырова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться