О рисках переезда казахстанского бизнеса в соседний Кыргызстан все чаще говорят в публичном пространстве. Причиной тому называют вступающие в силу с 2026 года налоговые изменения. А именно, рост НДС до 16% и отсутствие зачета НДС между предприятиями. По мнению же экспертов, такие сообщения – это часть борьбы субъектов бизнеса за снижение налоговой нагрузки в Казахстане, передает inbusiness.kz.
Руководитель аппарата профессиональной организации бухгалтеров "Учёт" Тимур Абиев отмечает, что тенденция миграции бизнеса из Казахстана в Кыргызстан действительно есть. Он назвал специализацию предпринимателей, которым это выгодно.
"Опять же, есть оружейники, у них вариантов нет: соглашение с США на поставку боеприпасов есть с Кыргызстаном, а с Казахстаном – нет. Они без вариантов. А остальные уходят, чтобы упростить налоговую нагрузку", – сказал Тимур Абиев.
Казахстанский экономист Мурат Темирханов отмечает, что публикации о якобы переезде казахстанского бизнеса в соседнюю страну являются лишь давлением и попыткой остановить рост налоговой нагрузки на МСБ.
"До 2006-го у нас ставки налогов были еще больше, чем сейчас. Никто никуда не убегал. В Кыргызстане сейчас тоже "закручивают гайки" по налогам", – высказал он свое мнение.
Финансист Расул Рысмамбетов также считает, что у казахстанских предпринимателей нет смысла мигрировать в Кыргызстан.
"Кто из казахского бизнеса может уехать в Кыргызстан? Наверное, только IT-предприятия, которым неважно, где находиться. Другим, наверное, нет смысла мигрировать. Половина алматинских субъектов МСБ работает на заказах квазигосударственного сектора. Куда им деваться? У другой половины рынок здесь, в Казахстане. Причем этот рынок значительно богаче, чем рынок соседей", – говорит финансист.
О гораздо большей емкости рынка только города Алматы говорят цифры: размер экономики мегаполиса в 2024 году составил 60 млрд долларов. Тогда как ВВП всего Кыргызстана – 17,5 млрд долларов. ВРП на душу в Алматы составляет больше 26 тыс. долларов, ВВП на душу населения в Кыргызстане – 2,5 тыс. долларов. Разница в 10 раз!
Это показывает, насколько соседи отстают от Казахстана в способности концентрировать ресурсы для строительства крупных инфраструктурных проектов. В частности, в городах Кыргызстана регулярно отключают электроэнергию из-за дефицита и усталости энергосистемы, есть проблемы с системами отопления, качеством дорог. Сами дороги государство строит за счет иностранных кредитов.
С другой стороны, отсутствие доходов от продажи ресурсов подстегивает руководство соседней страны к поддержке производителей, и это уже дает свои результаты.
Летом профессор Национального университета Чонбук Южной Кореи Миркомил Холбоев опубликовал данные, согласно которым за период с 2022 по 2024 год доход на душу населения в Кыргызстане рос быстрее, чем у всех соседей по региону – 85% против 37% в Узбекистане, 49% – в Таджикистане и 42% – в Казахстане. И если динамика сохранится, уже к 2027 году средний кыргызстанец может обогнать по доходам узбекистанца, уверен исследователь.
Общая налоговая нагрузка в Кыргызстане считается одной из наиболее щадящих в регионе. Также к минимуму сведена административная нагрузка на предприятия. Для бизнеса в Кыргызстане действуют общегосударственные и местные налоги. К четырем общегосударственным налогам относятся:
- налог на прибыль – базовая ставка составляет 10%;
- налог с продаж – ставка составляет 1-5% в зависимости от налогового режима предприятия;
- НДС – ставка составляет 12%;
- акцизный сбор.
Акцизный сбор подразумевает упрощенную систему налогообложения – единый налог (ставка составляет от 2% до 6% с оборота, замещая НДС и налог на прибыль).
Для резидентов Парка высоких технологий действуют специальные льготы: ставка по налогу на прибыль снижена до 5%, НДС – 0%. Компании, зарегистрированные в СЭЗ, освобождены от таможенных пошлин при импорте оборудования. Реинвестируемая прибыль может не подлежать налогообложению. Также в Кыргызстане действуют местные налоги – на имущество и земельный налог, которые платят и резиденты, и нерезиденты.
Ставка для жилой недвижимости составляет 0,35% от балансовой стоимости одного квадратного метра жилья, для нежилых зданий – 0,8% от балансовой стоимости здания. Ставка для транспорта определяется в зависимости от объема двигателя.
Ставка налога на доход физического лица плоская – 10%. Налог удерживается у источника дохода. Кроме этого, работодатель должен начислять и удерживать социальные взносы:
- в социальный фонд – 12% от зарплаты;
- медстрахование – 2%;
- в фонд оздоровления – 0,25%;
- отчисления в государственный пенсионный фонд – 2%;
- отчисления в социальный фонд – 8%.
Летом 2025 года президент Кыргызстана Садыр Жапаров подписал поправки в закон, которые должны снизить налоговую нагрузку на предпринимателей. Так был упразднен транспортный налог. Введены налоговые льготы для сельхозугодий. Для торговых ИП введена патентная система. Также введено новое требование к работодателям. Теперь зарплату работникам можно выплачивать только в безналичной форме. Невыполнение требования ведет к штрафу в 50 месячных расчетных показателей. Понятно, что это мера борьбы против зарплат в конвертах.
Читайте по теме:
Пока Казахстан мечтал попасть в топ-50, Кыргызстан вошел в "пятерку" лидеров