Почему костанайские перевозчики бьют тревогу, а пассажиры недовольны?

8710

Постоянное повышение цены на дизельное топливо, запасные части уводит ослабший во время пандемии бизнес по пассажироперевозкам в еще больший убыток.

Почему костанайские перевозчики бьют тревогу, а пассажиры недовольны?

Владельцы автопарков, обслуживающие маршруты Костаная, вновь подняли вопрос об увеличении стоимости проезда, которая не меняется 4 года, сообщает корреспондент inbusiness.kz. Акимат поднимать тариф для горожан не хочет, но и денег на субсидирование затрат автопарков не хватает.

Сферу общественного транспорта стало особенно лихорадить последние несколько лет. Водителей не хватает, затраты растут как на дрожжах, автобусный парк нуждается в обновлении. Все эти вопросы могло бы решить поднятие тарифа за проезд для населения. Но акимат добро на это не дает. Чтобы как-то компенсировать затраты перевозчиков в этом году отдел ЖКХ начал выплачивать им субсидии, но денег как обычно не хватает.

Пассажиры не хотят

Новость о том, что автопарки подняли вопрос о необходимости повышения стоимости проезда, вызвало массу обсуждений и гневных комментариев в соцсетях. И большая часть из них – это претензии к перевозчикам.

"Возмущению нет предела, – написала anastasiyamir31. – Автобусы грязные, часто не совсем исправные, то двери не закрываются, то выхлопными газами в салоне воняет. В час пик большой интервал в движении, поэтому автобусники везут людей как скот, автобусы скоро будут трещать по швам от количества пассажиров. Валидаторы не переключают на соответствующую стоимость, пока не скажешь, иногда вместо 80 тенге снимают 160, а то и 240. Водители грубые, во время езды курят".

"Автобусы ходят плохо, приходится ждать по 30-40 минут, а скоро зима, – отметила verakholoshenko. – Водители кричат, бывает и оскорбляют. О каком повышении может идти речь? У многих людей зарплата чуть больше 60 тысяч тенге и не повышается уже несколько лет".

"Пассажиры считают, что нужно вернуть нормальный интервал и продлить время движения, отмыть автобусы, включить печки, наладить валидаторы и обучить этике водителей! – прокомментировала svetlasha92. – Подорожало топливо, так разбирайтесь с государственными чинушами, а не отыгрывайтесь на простых людях. Цены на все и так взлетели более, чем на 50%, а заплаты остались на месте. На общественном транспорте ездят те, у кого нет машины и низкий доход".

Перевозчики не могут

По словам владельцев автопарков, с каждым годом ситуация в сфере пассажироперевозок становится все сложнее. Сегодня в каждом городском автопарке не хватает от 20 до 50% водителей. Сказались запреты на движение автобусов, которые действовали в прошлом году, когда почти полгода движение общественного транспорта было остановлено, и водители стали уходить в поисках новой работы. И до сих пор ситуация остается сложной, и некоторые перевозчики не могут выставить на маршрут нужное количество автобусов. Чтобы выйти из ситуации, автопарки идут на превышение положенных часов работы водителями. Но другого выхода у многих нет.

"Прошло уже 4 года, после того как дизтопливо поднялось в цене больше, чем на 100%, – заявил директор ТОО "Жарық-жол-1" Виктор Мущинский. – Но мы не подняли стоимость проезда для населения. В этом году, когда стали получать субсидии, подняли зарплату водителям со 150 до 300 тысяч тенге. Дотаций хватало на выплату зарплаты и закуп ГСМ, но после повышения цены на дизтопливо еще на 30%, опять наступил кризис и денег не хватает. И есть необходимость пересмотреть тариф. В правилах субсидирования убытков перевозчиков сказано, что при изменении фактических затрат, более чем на 10% по независящим от них ценовых факторов, стоимость проезда пассажиров корректируется. Нам нужно автобусы застраховать, проводить ремонт, покупать резину, запчасти, а денег на это не хватает".

Владельцы автопарков также говорят о том, что выделенных субсидий сегодня не хватает на покрытие всех расходов, только на выплату заработной платы водителям. Но и дотации выделяются неравномерно, что напрямую влияет на работу сферы.

Главной причиной нарушений в интервале движения перевозчики называют  нехватку водителей. В первую очередь это связано с пандемией коронавируса: автобусы долгое время не выходили на линию, у многих водителей сократился заработок, и они были вынуждены искать другую работу. Владельцы автопарков, когда водители почувствуют стабильность, то обязательно вернутся на свои места.

"На 1 января 2020 года у нас работали более 100 водителей, на 1 декабря 2020 года осталось 58 водителей, сейчас – всего 40, – пояснил исполнительный директор ТОО "Туристтранссервис" Алексей Бойченко. – У водителей не было уверенности, стабильности. В 2020 году во время карантинных ограничений мы 3 месяца стояли, вообще не работали. Потом работали только до 6 вечера, по выходным не выходили на линию. Вообще у водителей очень тяжелые условия работы, это тоже нужно понимать. Мы ведем переговоры с прежними сотрудниками, которые не трудоустроились. Кроме того, в следующем году планируем приобрести 20 новых автобусов, чем и пытаемся возвратить людей. Техники хватает, вопрос в острой нехватке водителей".

Акимат будет решать

В январе этого года акимат провел заседание тарифной комиссии и признал все 34 городских маршрута социально-значимыми и подлежащими субсидированию. Практически все маршруты в Костанае признаны убыточными.

"На этот год на компенсацию затрат перевозчиков из бюджета было выделено 1,5 млрд тенге, – пояснил заведующий сектором пассажирского транспорта и автомобильных дорог отдела ЖКХ Костаная Нурдаулет Бейсенов. – Дотации выплачиваются ежемесячно и уже освоены на 90%. Их объем зависит от количества перевезенных пассажиров. К примеру, в прошлом году пассажиропоток составил 12 млн человек, это количество и бралось для расчета, и на них были предусмотрены субсидии. А в 2021 году с января по октябрь после отмены всех ограничений количество пассажиров выросло в два раза и составило уже 25 млн. Поэтому ранее выделенных бюджетных средств и не хватило".

Представители акимата утверждают, что с внедрением электронной оплаты за проезд, поток пассажиров стал прозрачным. С помощью специальных формул это помогло сделать более четкий расчетный тариф, но тогда бюджетную заявку с перевозчиками они не обсуждали. Получается, что в начале года никто не предполагал, что количество пользователей общественным транспортом вырастет в разы.

Владельцы автопарков предложили два варианта выхода из сложившейся ситуации: повышение тарифа либо увеличение расчетного тарифа для компенсации между затратами и существующим тарифом. Но судя по словам представителя отдела ЖКХ, акимат пока не рассматривает вариант с повышением стоимости проезда для горожан. Перевозчики подготовили новые расчеты и представили их в отдел ЖКХ. В ближайшее время их рассмотрят на заседании комиссии и примут решение.

"С этого года перевозчикам уже выплачивается компенсация за провоз граждан по льготным тарифам из городского бюджета, – пояснил представитель отдела ЖКХ. – Есть и список маршрутов, которые признаны социально-значимыми и туда периодически вносятся изменения, как по маршрутам, так и перевозчикам. В этом году в связи с увеличением пассажирского потока бюджетная заявка будет увеличена".

Судя из предоставленных расчетов перевозчиков, у государства будут просить около 3 млрд тенге. А размер субсидий будет зависеть от одобренной суммы.

Таисия Колевид, Костанай


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться