Почему национальные проекты остались непонятны населению

13445

Эти документы могут повторить судьбу госпрограмм, в которых не было оценки эффективности и ответственности за результаты, а целевые индикаторы составлялись некорректно, считают депутаты мажилиса.

Почему национальные проекты остались непонятны населению

Значительная часть жителей Казахстана не имеет представления о сути принятых национальных проектов, потому что они представляют собой набор мер и цифр, за которыми не видно реальных людей и решения их проблем. И это произошло, несмотря на заявленную в государстве основную цель нацпроектов – повышение качества жизни казахстанцев. Такое заявление в своем депутатском запросе премьер-министру РК Аскару Мамину больше месяца назад сделали депутаты мажилиса от фракции Народной партии Казахстана, сообщает inbusiness.kz.

Также народные избранники отметили, что экспертное сообщество, изучившее нацпроекты, дает им в основном негативные оценки. Однако в официальном ответе от премьера все выглядит довольно гладко. 

Телега впереди лошади

10 национальных проектов, которые касаются развития бизнеса, экономики, здравоохранения и образования, цифровизации, многих других отраслей и сфер, были приняты правительством 12 октября 2021 года.

О том, что необходимо перейти от долгосрочных госпрограмм "с большим количеством показателей и индикаторов" к "лаконичным нацпроектам, понятным всем гражданам", глава государства заявил еще в сентябре прошлого года, озвучивая  послание народу Казахстана. В реализацию национальных проектов собираются вложить ни много ни мало около 50 трлн тенге!

Однако депутаты мажилиса в своем запросе поставили под сомнение правильность государственного планирования, потому что госорганы только после принятия национальных проектов взялись за разработку отраслевых концепций развития. По мнению народных избранников, все должно быть с точностью до наоборот: сначала необходимо было сформировать видение, как и зачем потратить деньги, а потом уже принять национальный проект. Но именно концепция должна являться тем фундаментом, на котором нужно строить любой план, в том числе и нацпроект, убеждены мажилисмены. Существующий же подход они назвали "недопустимым методологическим просчетом", необходимостью получить финансирование, чтобы "не остановилась текущая работа госорганов по важным направлениям". В таком случае сами отраслевые концепции могут остаться формальными документами, считают депутаты от Народной партии Казахстана.

Но в правительстве не увидели по этому поводу проблем. В ответе премьера на депутатский запрос отмечается, что "концепции по своей сути являются отраслевыми документами, поддерживающими реализацию страновых нацпроектов путем анализа отрасли и формирования видения по его развитию". В новой Стратегии государственного планирования (СГП), утвержденной правительством по согласованию с президентом страны, национальные проекты находятся на одном, втором по счету уровне с отраслевыми концепциями.

"Учитывая роль нацпроектов в СГП, разработка концепций по мере утверждения нацпроектов является логичным шагом, обеспечивающим последовательность внедрения стратегических документов", – утверждает в своем ответе Аскар Мамин.

"Человекоцентричность"

Всего в Стратегии государственного планирования обозначены документы трех уровней. На первом – общенациональные приоритеты до 2025 года и Национальный план развития до 2025 года. На втором, повторимся, нацпроекты и отраслевые концепции. На третьем уровне СГП находятся планы развития центральных государственных органов, регионов и квазигосударственных организаций.

Главной задачей всех документов, входящих в Стратегию государственного планирования, а сейчас их число сократили с 285 до 88, чиновники обозначили переход на принцип "человекоцентричности". Аскар Мамин объяснил депутатам: это означает, что конечной целью стратегического планирования и госуправления является улучшение качества жизни и увеличение благосостояния населения.

Впрочем, глава правительства так и не ответил на вопрос мажилисменов, а откуда в национальных планах взялись цифры и показатели, которых нужно достичь,  на основе чего их рассчитали, насколько они близки к реалиям? Для примера депутаты привели нацпроект под названием "Устойчивый экономический рост, направленный на повышение благосостояния казахстанцев".

"В названии приоритет поставлен правильно, но если смотреть на уровне конкретных задач, то благосостояния всех казахстанцев касается только одна поставленная задача – "рост реальных денежных доходов населения на 27,1 % от уровня 2019 года в ценах 2019 года". Но почему именно 27,1%, а не 25% или 30%? Как именно будет достигнут этот рост? Как он будет коррелировать с инфляцией? Нет информации", – констатировали народные избранники.

По их мнению, упомянутые в нацпроекте три концепции, а это "Концепция индустриально-инновационного развития до 2025 года", "Концепция развития топливно-энергетического комплекса Республики Казахстан до 2030 года", "Концепция развития геологической отрасли Республики Казахстан до 2025 года", не имеют никакого отношения к благосостоянию всех казахстанцев. Они касаются индустриального развития. Между тем бюджет этого нацпроекта, к слову, составляет 15,9 трлн тенге.

По поводу этих замечаний депутатов Аскар Мамин отметил лишь, что "предусмотренные в нацпроектах мероприятия полностью соответствуют поручениям главы государства и задачам, поставленным в Национальном плане". Далее в своем ответе Аскар Мамин перечислил, какие результаты ожидаются от реализации национальных проектов, хотя депутаты его об этом не спрашивали, а ознакомиться с целями и задачами документов можно на официальном сайте премьер-министра РК.

К слову, в своем депутатском запросе мажилисмены призвали правительство провести самое глубокое обсуждение национальных проектов с экспертным и научным сообществом.

"Считаем, что эти документы должны быть открыты для внесения изменений по результатам обсуждений", – резюмировали они.

В ответ на это Аскар Мамин информировал, что реализация нацпроектов и так находится на особом контроле правительства. Первые руководители государственных и местных исполнительных органов несут персональную ответственность за достижение показателей и реализацию задач. По ходу реализации этих документов  наладят и обратную связь с общественностью   в рамках концепции "слышащего государства", пообещал премьер.  Он заявил также, что созданный офис по мониторингу нацпроектов ведет работу "по декомпозиции каждого показателя нацпроекта в планы развития регионов, центральных государственных органов и квазигосударственных организаций". В зависимости от текущей ситуации и "потенциальных шоков", предложений населения и экспертов  в национальные проекты можно будет вносить изменения, заключил премьер-министр.

Напомним сроки реализации всех национальных проектов – 2021-2025 годы.

Ольга Ушакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться