Почему не растет казахстанский рынок облачных услуг

Почему не растет казахстанский рынок облачных услуг

18:03 14 Май 2021 3167

Почему не растет казахстанский рынок облачных услуг

Автор:

Мария Галушко

За время пандемии рынок облачных услуг Казахстана продемонстрировал рост лишь на 1,5-2 млрд тенге.

Несмотря на активный рост потребления облачных услуг в мире в 2020 году, казахстанский рынок вырос на традиционные 1,5-2 млрд тенге, в то время как объем рынка составляет 6 млрд тенге. Такие данные привела глава представительства IKS-Consulting Казахстан Светлана Черненко во время конференции про облачные технологии Profit Cloud Day, передает inbusiness.kz.

В ходе выступления специалист объяснила, с чем связано отсутствие роста казахстанского рынка облачных услуг.

«Если сравнить с самым медленно растущим сегментом телекоммуникационного рынка фиксированной телефонии, то он меньше него в 8 раз. Даже фиксированная телефония приносит нам 50 млрд тенге. Мы видим, что казахстанский облачный рынок небольшой и развивающийся, и не продемонстрировавший бурного роста в 2020 году», – сказала Светлана Черненко.

Для того чтобы понять, в каком направлении движется местный рынок, специалист сравнила его с российским. За 2020 год российский рынок облачных услуг вырос на 20%, в то время как его объем составляет 99 млрд руб. Такие темпы роста говорят о том, что рынок находится в фазе зрелости.

«Если мы сравним экономику Казахстана, население и потребление «облаков», мы увидим шокирующие цифры. Россия больше по населению Казахстана в 8,1 раза, ВВП больше в 9,6 раза, а «облаков» Россия потребляет в 92 раза больше, чем Казахстан. То есть разрыв потребления «облаков» превышает практически в 10 раз разницу в ВВП и населении. И тут вопрос: мы недопотребляем, как потребители, либо поставщики недопродают, как провайдеры?» –  задалась вопросом спикер.

Она заметила, что между казахстанским и российским облачными рынками существует кардинальная разница в структуре, что многое объясняет. Оба рынка с точки зрения структуры зеркально противоположны. Казахстанский ориентирован преимущественно на предоставление инфраструктурных решений (IaaS) по виртуализации инфраструктуры. Российский же более чем на 6% формируется за счет продаж решений программного обеспечения готовых продуктов (SaaS).

Россия активно конкурирует с мировыми вендорами. Это ключевой момент в понимании развития казахстанского облачного рынка и российского. Светлана Черненко отмечает, что сравнивать их неправильно и неперспективно. У казахстанских и российских игроков разные компетенции

На слайде можно увидеть популярные облачные решения-SaaS в России.

«Тот, кто в рынке, тот знает, что все эти сервисы практически не имеют реализации на казахстанском рынке. Сервисы по сдаче налоговой отчетности у нас бесплатные. Их предоставляет государство, и на них никто не зарабатывает. Что касается остальных крупных сегментов на российском рынке – это их собственные разработки и в части документооборота и облачной телефонии, и облачных ВКС. Очевидно, что разработчик и собственник продает эффективнее, чем агент. Таким образом, на нашем рынке преимущественно продаются решения в части виртуализации инфраструктуры, и очень слабые как предложение, так и опыт продаж готовых решений. В 2020 году ситуация была не про инфраструктуру, а про быстрые готовые решения в экстремальной ситуации, в части которой должен быть опыт быстрого реагирования на возникшую рыночную ситуацию. К сожалению, этого опыта у наших поставщиков и агентов не сложилось. И в первую очередь это повлияло на то, что в самый горячий момент рынок был предоставлен сам себе», – объяснила спикер.

Из-за того что потребители искали решение на поверхности, а поставщики не предлагали собственных решений, потребление облачных услуг существенно обогнало выручку во время пандемии.

«Это произошло потому, что бесплатное всегда привлекательнее платного. Владелец сервиса всегда имеет возможность предложить триальные периоды, бонусы и т. д. А когда ты агент – ты связан и можешь действовать в рамках агентского вознаграждения. Наши поставщики облачных решений преимущественно ориентированы на крупных заказчиков, а у крупного бизнеса с IT все хорошо. А сегмент МСБ выбирал популярные решения, как Zoom, Microsoft teams и другие», – добавила Светлана Черненко.

Недостаток готовых решений напрямую сказался на том, что операторы не смогли вовремя их упаковать в предложение и донести до клиента. В качестве положительного примера специалист привела одну из российских компаний, которая предоставила специальный пакет по организации удаленного рабочего места. Казахстанским пользователям приходилось же самим искать необходимую информацию.

Светлана Черненко сделала следующий вывод: недостаточное предоставление облачных решений до пандемии показало слабость в момент пандемии, и в результате то, на чем облачные провайдеры могли заработать, ушло в бесплатные сервисы. Финальным фактором послужило несостоявшееся сотрудничество между государством и местными поставщиками облачных решений.

«Все суды, заседания правительства проходили в формате Zoom, с использованием иностранного решения, несмотря на то, что существуют местные решения. Но по какой-то причине они не были выбраны», – подытожила Светлана Черненко.

Мария Галушко

Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

30877

Материалы по теме:

3-iz-10-grazhdan-obrativshihsya-v-kazahstanskie-ministerstva-ne-poluchayut-udovletvoritelnyh-otvetov

na-amerikanskih-rynkah-nachalas-korrekciya

tragediya-v-kazani-kak-zashitit-nashih-detej

kogda-integriruyut-pasporta-vakcinacii-s-ashyq

kazahstanu-ne-stat-mirovym-turisticheskim-centrom

загрузка

×