Исследование на предмет того, как влияют представители гражданского общества на формирование бюджетов государственного социального заказа и насколько удовлетворены его результатами, провела ОЮЛ “Ассоциация “Гражданский альянс Павлодарской области”. Полученные выводы изучил inbusiness.kz.
Закон приняли. Что дальше
На заре становления НПО в Казахстане активно финансово поддерживали различные западные организации. Затем было решено переломить ситуацию и неправительственные организации получили возможность в виде поддержки на основании Закона РК “О государственном социальном заказе”. Впрочем, по мнению самих НПО, это не поддержка со стороны государства, а оплачиваемая работа, которую они честно выполняют. В помощи нуждается определенная часть общества: дети, инвалиды, старики, а неправительственные организации помогают государству решать проблемы этих людей. Со времени принятия закона, а это было в 2005 году, прошло достаточно времени, чтобы отрегулировать спорные вопросы и прийти к единому знаменателю, но, судя по выводам, сделанным председателем павлодарской ассоциации Светланой Могилюк, вопросов меньше не становится и соцзаказы не востребованы в регионе.
Исследования
Авторы исследования поставили перед собой задачу изучить, насколько выделение бюджетных средств для реализации государственного социального заказа соответствует потребностям НПО и их бенефициаров за период с 2019 по 2021 год. Для этого использовали как анкетирование, так и опрос, индивидуальные интервью. Было опрошено 40 представителей НПО области и сотня бенефициаров организаций, которые получили услуги в рамках государственного социального заказа. Основные заказчики – это министерство информации и общественного развития, его подразделение в регионе – ГУ “Управление физической культуры и спорта Павлодарской области”, отделы внутренней политики Павлодара, Экибастуза и Аксу, отделы занятости и социальных программ этих же городов и отделы внутренней политики районов области. Несмотря на то, что государственный социальный заказ является основным источником доходов для значительного числа опрошенных НПО – 46,34%, отмечается низкая вовлеченность значительной части опрошенных организаций в систему госзаказа. Как отмечает Светлана Могилюк, это притом, что подавляющее большинство организаций – респонденты со сравнительно низкими доходами и предположительно высокой заинтересованностью в привлечении средств для работы со своими целевыми аудиториями.
“Причиной этому является неудовлетворенность НПО тематикой и суммами лотов. Многие НПО предпочитают отказаться от реализации проектов, понимая, что не смогут обеспечить должное качество при существующих тех спецификациях и размерах выделяемых сумм. Впрочем, это не единственная причина, еще ряд барьеров объясняется самим НПО техническими сложностями при подаче заявок на конкурсы по государственным социальным заказам”, – отметила эксперт.
За исследуемый период полностью отсутствовали закупки в Баянаульском районе. Как показал опрос, 15% опрошенных НПО не могут предложить свои услуги ни одному из перечисленных органов, это можно объяснить тем, что многие госорганы попросту не осуществляют закупок на данную тему.
Что предлагает государство
Любой госзаказ формируется из лотов. Темы, предлагаемые НПО, тривиальные: молодежь, антикоррупционные мероприятия, гражданское общество, "Жасыл ел", специальные социальные услуги, религия и экстремизм, патриотизм, волонтерство, семейные ценности, "Рухани жангыру" (сегодня уже не актуальна). Причем предложения по антикоррупционным мероприятиям выросли и составляли самое большое количество предлагаемых лотов.
Тематика лотов формируется государственными органами преимущественно на основе государственной политики, действующего законодательства, рекомендаций и посланий республиканского уровня, специфики профиля работы самого госоргана. Предложения и рекомендации НПО, представляющих целевые группы, учитываются очень слабо, отмечается в исследованиях.
Как считает Светлана Могилюк, предусмотренный механизм публичного обсуждения тематики лотов не эффективен. Госорганы говорят о том, что практически не получают реакции на опубликованные темы лотов, а НПО объясняют это тем, что не существует возможности подать комментарий сразу на сайте, необходимо отправлять его в письменном виде, и зачастую это не очень эффективно из-за бюрократических норм переписки.
Деньги никто не отменял
В первую очередь участники опроса выделили коммерциализацию госпортала госзакупок, т. е. за участие в конкурсах необходимо платить, но далеко не у всех НПО есть такая возможность, их сравняли с бизнес-организациями. Так, тариф на сумму госзаказа до 1 млн тенге составляет 1 МРП, а вот от 10 млн тенге уже 10 МРП. Для многих НПО и 30 тыс. тенге достать из кармана, чтобы заплатить на невозвратной основе, проблема.
На втором месте проблем – непрозрачность, недоступность и невозможность повлиять на процессы формирования стоимости отдельных лотов и бюджетирования в целом. Много нареканий в адрес лотов, которые переходят из года в год по линии ГСЗ, не являясь актуальными, а потому невостребованными. Некоторые НПО считают, что государственный социальный заказ, реализуемый по линии внутренней политики в том виде, в котором существует, уже не эффективен. В качестве варианта предлагают западный опыт финансирования НПО через гранты. Отмечали участники опроса и тяжесть конкурсных процедур, которые затягиваются и НПО вынуждены в этот период сокращать услуги или прерывать их. Еще одним барьером для участия в конкурсах служат выдвигаемые требования по материальной технической базе. Не у всех она имеется. При этом использовать полученные деньги на улучшение этой самой базы по госзаказам НПО не могут. И, конечно, был отмечен тот момент, что в сельских районах их очень мало и не всегда действующие могут выполнять работу качественно.
Выводы
Как отмечает Светлана Могилюк, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, полностью подтвердилась: тематика и суммы государственного социального заказа формируются действительно без должного участия НПО Павлодарской области и их стейкхолдеров. Средства, выделяемые на лоты, формируются без должного обоснования, без учета существующих стандартов оказания услуг НПО. В отношении антикоррупционной темы большинство НПО считают ее неэффективной и бесполезной в том виде, в котором она реализуется. Но ее упорно "продвигают" со стороны департамента агентства по противодействию коррупции. В результате чего она из года в год повторяется у всех заказчиков на разных уровнях. Предусмотренный механизм публичного обсуждения тематики лотов не эффективен. Более эффективно, по мнению участников процесса, организовывать участие общественности при формировании лотов через сборы предложений, встречи и дискуссии с НПО. Самыми популярными услугами государственного социального заказа среди опрошенных стейкхолдеров являются: обучающие (23%) и социально-медицинские (12%) услуги, досуговые (15%) и спортивные (12%) мероприятия. Вместе с тем у подавляющего большинства бенефициаров есть запрос на получение услуг, которые в данный момент не предоставляются в рамках государственного социального заказа.
По мнению участников исследования, необходимо менять существующую практику госзаказа. Для этого госорганам следует изучить опыт регионов, где трехгодичные программы уже реализуются, и внедрить закуп услуг по данной системе.