Почему предприниматели в ВКО оказались недовольны распределением государственных грантов

9295

Что не так с работой комиссии по их выдаче, разбирался inbusiness.kz.

Почему предприниматели в ВКО оказались недовольны распределением государственных грантов

Большим скандалом в Восточном Казахстане обернулось оглашение результатов комиссии по предоставлению государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025". В социальных сетях стремительно набрали большое число просмотров, лайков и комментариев открытые письма бизнесменов Данила и Олеси Комагоровых к председателю правления НПП "Атамекен" Аблаю Мырзахметову и уполномоченному по защите прав предпринимателей Казахстана Рустаму Журсунову.

Одновременно с этими эпистолиями огромное число представителей МСБ, которым не дали гранты, стали обращаться в госорганы с жалобами на то, что отказы эти были якобы неправомерными. Предприниматели говорят о том, что работа комиссии по выдаче грантов будто бы непрозрачна, решения принимались субъективно. Мнения многих членов комиссии представители МСБ считают некомпетентным, потому что те не имеют представления о бизнесе в принципе. Зачастую, по словам предпринимателей, на защите проектов присутствовало меньше половины членов комиссии, что противоречит утвержденным 31 декабря 2019 года правительством РК Правилам предоставления государственных грантов для реализации новых бизнес-идей в рамках Государственной программы поддержки и развития бизнеса "Дорожная карта бизнеса – 2025".

Также они уверяют, что в письмах-отказах, которые получили из управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития (УПИИР) ВКО, указаны фамилии тех членов комиссии, которых на самом деле не было на защите бизнес-проектов. Но наибольшее возмущение у предпринимателей вызывает тот факт, что причины отказа в гранте никак не мотивированы в тех письмах, которые они получили. И это не дает им возможности на следующий конкурс более детально проработать свой бизнес-проект, убрать слабые места, лучше подготовиться к следующему такому конкурсу.

О коррупционных рисках

В этом году на один грант по дорожной карте бизнеса – 2025 претендовали пять представителей бизнеса (ИП или ТОО). На кону до 5 млн тенге – такова максимальная сумма гранта. Всего, по данным Палаты предпринимателей ВКО, было 485 претендентов, гранты получили 106 из них. Всего на гранты было выделено 512 млн тенге. Понятно, что борьба была очень напряженной, выиграл в ней только каждый пятый, соответственно, осталось много разочарованных и недовольных итогами.

Inbusiness.kz не берется судить, насколько законным и правомерным было распределение средств от государства на новые бизнес-идеи, а именно для этих целей предназначены гранты. К слову, в правилах есть четкое определение, что такое новые бизнес-идеи. Но все же есть необходимость прислушаться к доводам предпринимателей.

Александр Комагоров рассказал inbusiness.kz, что его семья занимается бизнесом с 2007 года. Предприниматели сделали ставку на то, чтобы облегчить работу фермеров, внести свой вклад в развитие аграрного сектора страны. ИП DEMETRA Данила Комагорова стало выпускать инкубационное оборудование, спустя время начало расширять линейку товаров, модернизировать инкубаторы. Сначала в производстве использовались контроллеры зарубежного производства, затем были созданы собственные. Выпуском такого вида продукции, кроме семьи Комагоровых, в стране никто не занимается. Еще одно ИП, GEFEX,Олеси Комагоровой, решило запустить первый в ВКО цех по выпуску ПВХ сэндвич-панелей. На получение грантов подавали оба предприятия, им отказали. При этом ИП GEFEX даже не получило письма с отказом, и Олеся Комагорова понятия не имеет, сколько баллов набрал ее проект.

В своем письме Аблаю Мырзахметову Комагоровы уверяют, что до проведения конкурса на них выходили "люди на стороне", которые якобы предлагали решить вопрос с грантами за определенную плату, также они заостряют внимание на том, что комиссия будто бы сидела на заслушивании проектов "для галочки", ее члены не слушали спикеров. Автора письма к Аблаю Мырзахметову просят, в частности, провести анализ коррупционных рисков, установить законность проведенного конкурса, а также проверить проекты всех тех, кто получил гранты, на новизну бизнес-идеи.

На свое открытое письмо Комагоровы уже получили ответ от НПП "Атамекен", в котором их заверили, что по всем указанным фактам будет проведена проверка. Уже после этого предприниматели направили письмо акиму ВКО Даниалу Ахметову, на который ответа не получили, и открытое письмо Рустаму Журсунову.

"Дождемся результатов проверки"

Написать омбудсмену их побудило то обстоятельство, что Комагоровы после письма в НПП "Атамекен" нашли множество единомышленников.

"К нам стало поступать огромное количество жалоб, негодований, звонков и просьб со стороны предпринимательского сообщества, которые оказались в таком же непростом положении, когда их лишили шанса для реализации бизнес-проектов", – пишут г-ну Журсунову Комагоровы.

В ответ на это Рустам Журсунов сообщил, что всех недовольных представителей бизнеса готово принять руководство Палаты предпринимателей ВКО. Были назначены дата и время. Предприниматели, по их словам, решили дождаться результатов проверки НПП "Атамекен".

"Им неинтересны проекты"

Предприниматель Ержан Есенов, который защищал проект по организации трассы для стюбингов и лыж от ТОО "Востоккапиталгрупп", рассказал inbusiness.kz, что большинство членов комиссии не компетентны в вопросах бизнеса и его даже не слушали.

"Было такое ощущение, что им незачем слушать. Они для себя все решили. Я пришел утром, заходил вторым, но мне рассказывать не дали, – вспоминает он. – Мне вообще стало понятно, что ничего там не будет. Вся комиссия состояла из некомпетентных людей, никто из них бизнесом не занимался, их вопросы не соответствовали бизнесу. Они реально не знают! Там люди, которые на зарплате всю жизнь просидели, как они бизнесмена могут оценивать? Им неинтересны проекты. Они не понимают, о чем люди говорят".

С Ержаном Есеновым согласен предприниматель Канат Шарипов из Жарминского района, который является многодетным отцом. По его словам, он хотел получить грант на покупку техники для развития курьерских услуг в своем селе Калбатау.

"Мне даже не надо АСП, я хотел, чтобы для старта бизнеса государство помогло. Но на защите проекта я сразу увидел незаинтересованность членов комиссии, и я очень сомневаюсь, что все они ознакомились с моим бизнес-планом накануне, потому что их было очень много от всех претендентов, а каждый – минимум на 20 страниц. Грант мне не дали, отказ ничем не мотивировали. Я лично возмущен тем, что из 11 членов комиссии на защите моего проекта присутствовали всего пять, то есть меньше половины, что противоречит утвержденным правилам", – говорит Канат Шарипов.

Наталья Мешкова, которая представляет по доверенности интересы молодых предпринимателей из Риддера, также говорит о том, что их проект по конным прогулкам и форелевой рыбалке также отклонили по немотивированным причинам и что в письменном отказе комиссии из УПИИР членом комиссии, которая заслушивала их бизнес-планы, значился человек, которого на самом деле в тот момент не было. Предпринимательница Динара Акимжанова, которая выступала от ИП "Изумруд", подавала заявку на грант по проекту переработки неопасных пищевых отходов, говорит, что один из членов комиссии на защите бизнес-проекта постоянно выходил из зала, и недоумевает, как он мог правильно оценить ее проект. Также бизнесвумен утверждает, что не получила письменного отказа из УПИИР. Еще одна предпринимательница Зауре Тусупова, хозяйка ателье "У Зауре" в Усть-Каменогорске, хотела получить грант на развитие кожевенного ремесла и соответствующие курсы, но также получила отказ.

"У нас были проекты замечательные, там были новые бизнес-идеи, но нам непонятно, почему нас отклонили, у нас нет возможности их доработать, мой бизнес-план, который я сама написала, мне даже не вернули в УПИИР", – говорит Зауре Тусупова.

Что за комиссия?

В Палате предпринимателей ВКО отказались комментировать ситуацию до конца служебной проверки, но отметили, что Кайрата Мамырбаева назначили председателем комиссии из управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО, потому что, согласно правилам предоставления грантов по дорожной карте бизнеса – 2025, возглавлять ее не имеет права представитель местных исполнительных органов. Функция председателя комиссии, по данным Палаты предпринимателей, только организаторская. Более того, каждый член комиссии, по информации из РПП по ВКО, автономен в принятии решения, и председатель комиссии не имеет на него никакого влияния.

По данным НПП "Атамекен", рабочим органом является управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития ВКО. Этот же орган занимается освоением средств. В состав комиссии по выдаче грантов вошли 11 человек – помимо Кайрата Мамырбаева, как представителя РПП, были также представители из областных центров ГЧП, УПИИР, местных исполнительных органов, СМИ, колледжа, а также советник акима ВКО по антикоррупционным вопросам.

Пока нет ответа на вопрос, обязана ли комиссия извещать конкурсантов о причине своего отказа в грантах, в правилах по этому поводу нет четкого указания.

В то же время inbusiness.kz не удалось получить комментарий от руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Ержана Шурманова, поскольку тот два дня подряд находится то на выезде, то на совещаниях, как отвечают в его приемной. Но мы обязательно расскажем о развитии ситуации своим читателям.

Ольга Ушакова


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться