АО "Международный аэропорт Нур-Султан" заявило о срыве авиаперевозок в главном аэропорту страны. Ситуацию с топливом аэропорт назвал критической.
При этом минэнерго отреагировало сообщением о том, что речь идет о коммерческой деятельности воздушной гавани, и рекомендовало производить закуп и у мелких реализаторов по рыночным ценам.
Чем аргументированы заявления аэропорта и как обстоят дела на внутреннем рынке с обеспечением авиатопливом – в интервью inbusiness.kz с экспертом нефтегазового рынка Ерланом Жаукиным.
– Ерлан Сапаевич, что происходит на рынке авиатоплива страны? Модернизация НПЗ завершена, по данным министерства энергетики, рынок авиаперевозок полностью обеспечен топливом. Но, тем не менее, создается такая острая ситуация?
– После завершения модернизации отечественные НПЗ производят около 600 тыс. тонн авиатоплива в год. Эти данные отражены как в производственных планах НПЗ, так и в официальной информации минэнерго. При этом потребность внутреннего рынка РК, а это обеспечение полетов казахстанских авиакомпаний, потребности силовых структур, заправка пассажирских рейсов зарубежных авиакомпаний, выполняющих рейсы в Казахстан, составляет около 650 тыс. тонн.
Хочу отметить, что казахстанские аэропорты осуществляют заправку пассажирских рейсов зарубежных авиакомпаний. Таким образом, исходя из этих цифр, порядка 40-50 тыс. тонн потребностей казахстанского рынка обеспечивается за счет импорта. Доля импорта составляет около 7% от общего объема потребления.
До модернизации НПЗ внутреннее производство авиационного топлива составляло около 400 тыс. тонн топлива в год. То есть 250 тыс. тонн авиационного топлива импортировалось с российских НПЗ. На сегодня доля обеспечения потребностей внутреннего рынка страны авиационным топливом составляет более 90%.
– С чем связаны проблемы с обеспечением авиационным топливом главной воздушной гавани страны?
– На сегодняшний день крупные ресурсодержатели авиационного топлива на НПЗ обеспечивают поставки керосина для нужд отечественных авиакомпаний напрямую, без участия посреднических структур. Крупные авиакомпании практикуют самостоятельное приобретение авиатоплива для своих полетов. Самостоятельно осуществляют управление запасами во всех аэропортах РК. О снижении объемов производства авиакеросина в период остановок НПЗ на плановый ремонт все заинтересованные структуры предупреждаются заранее. Минэнерго ранее рекомендовало всем участникам рынка авиатоплива заблаговременно закупать необходимые объемы топлива на рынке Казахстана и России.
По данным официальных источников, на начало октября в аэропортах страны был сформирован месячный запас топлива, обеспечивающий бесперебойность полетов казахстанских авиакомпаний.
– Так почему все-таки аэропорт столицы оказался на грани срыва авиаперевозок?
– По заявлению аэропорта, запасы топлива на сегодня имеет только АО Air Astana, своевременно позаботившееся о запасах топлива. По имеющимся сведениям, АО "Международный аэропорт Нур-Султан" за последний год существенно увеличило объемы транзитных грузоперевозок зарубежных авиакомпаний (Cargo), ранее осуществлявших транзит и дозаправку в аэропортах России.
Как привлекаются транзитники? Основная статья – это стоимость дозаправки. То есть, предоставляя более конкурентные цены в сравнении с российскими аэропортами, у аэропорта Нур-Султан существенно увеличился расход авиатоплива. Я полагаю, что нефтяная отрасль не должна нести ответственность за развитие бизнеса аэропортов, не касающегося обеспечения потребностей авиакомпаний.
По имеющимся данным, ежемесячный расход авиатоплива аэропорта на сегодня составляет около 19 тыс. тонн авиакеросина в месяц. При этом объем дозаправки иностранных пассажирских рейсов составляет около 500 тонн в месяц. То есть около 18,5 тыс. тонн авиатоплива, реализуемого аэропортом, – это коммерческая заправка иностранных грузовиков по мировым ценам. Одним словом, на топливном рынке сложилась точно такая же ситуация, как и на рынке дизельного топлива. Иностранные перевозчики летят в Казахстан, чтобы заправиться подешевле.
По моему мнению, АО "Международный аэропорт Нур-Султан", расширяя структуру своего бизнеса, ставя перед собой амбициозные цели и задачи, должно иметь для этого соответствующую ресурсную базу, чего менеджмент аэропорта не смог сделать.
При этом порядка 30% потребностей аэропорта в октябре текущего года было обеспечено крупными ресурсодержателями авиационного топлива.
– Каков выход из сложившейся ситуации? Гражданская авиация хочет развиваться, привлечение транзитов – это дополнительные налоговые поступления в бюджет страны. Как быть?
– Резюмируя вышесказанное, скажу, что казахстанская нефтепереработка обеспечивает потребности казахстанских перевозчиков. Причем ценообразование на авиатопливо на внутреннем рынке страны более чем лояльное. Казахстанский авиакеросин существенно дешевле российского. Несомненно, гражданская авиация, в том числе рынок транзитных авиационных грузоперевозок, должна развиваться, но участники этого рынка не должны смотреть "в рот" местным производителям. На рынке достаточно предложений авиатоплива, как от мелких участников рынка, так и от российских производителей. В частности, Орский НПЗ готов осуществлять поставки авиакеросина в Казахстан. Вопрос стоит только в цене.
Кроме того, с сентября стартовали биржевые торги авиатопливом, где реализуется не менее 10% производимого в стране авиационного топлива. Если изучить итоги торгов, публикуемые в открытых источниках, то там почему-то нет данных об участии в торгах АО "Международный аэропорт Нур-Султан".
Хотелось бы отметить еще один существенный фактор. Мировой опыт показывает, что более высокую эффективность и надежность в осуществлении авиаперевозок обеспечивает непосредственное участие самих нефтяников. Яркие тому примеры – это присутствие во многих крупных воздушных гаванях России и Европы таких компаний, как "Газпромнефть-аэро", "Лукойл-аэро" и др., создающих соответствующую инфраструктуру во всех крупных аэропортах России и Европы.
Насколько мне известно, для подобных целей у АО "НК "КазМунайГаз" существует соответствующее подразделение – ТОО "КазМунайГаз-аэро", обеспечивающее поставки авиатоплива и заправку воздушных судов силовых структур Казахстана.