Истории вопроса уже три года. По крайней мере, предприматели, которые судились с дочерними структурами военного ведомства, уже столько времени не могут получить средства за оказанные работы. В ходе обсуждения темы в программе "Время говорить" на Atameken Business выяснилось, что свет в конце тоннеля для предпринимателей все же забрезжил. Но самого факта выплаты долгов, увы, пока не произошло. В этой связи юрист Сергей Уткин обратил внимание на саму суть проблемы, заявив, что всевозможные коммерческие структуры создаются при министерствах с целью банального воровства денег.
Inbusiness.kz приводит текстовый фрагмент дискуссии.
Данил Москаленко:
– Как Вы оказались в такой ситуации?
Андрей Гучаков, директор ТОО “Промат-А”:
– Мы выполняли работы по ремонту ворот в воинской части 19132. Вертолетные ворота.
Данил Москаленко:
– Все честно, справедливо...
Андрей Гучаков, директор ТОО “Промат-А”:
– Все честно, справедливо. И таких компаний, как моя, больше 120. Мы выполнили работы, и в какой-то момент, когда пришло время оплачивать, нам заявили, что оплатить они (ТОО "Әскері құрылыс") не могут. У них арестованы счета. Все заблокировано полностью, компания работать не может. Дальше мы узнаем, что сотрудников там никаких не остается. Мы выходим на АО "Әскері құрылыс". Это головная компания, ТОО являлось ее дочерней. И выше уже министерство. И начинается вот эта длинная история, которая идет до сих пор. Мы несколько раз уже пробовали выходить и к министру обороны, и мы с ним встречались. Он сказал, что пойдет нам навстречу. Уже сменилось даже два министра.
Данил Москаленко:
– Я слышал последние данные: вам 31 марта должны были все оплатить.
Андрей Гучаков, директор ТОО “Промат-А”:
– Да, последняя, скажем так, наша маленькая победа была: заключили медиативное соглашение с каждым предприятием, которое подало в суд на ТОО или АО "Әскері құрылыс". Суть медиативного соглашения была такой, что до 31 марта с нами рассчитываются по долгам. Если не получается расссчитаться, то АО "Әскері құрылыс" берет на себя эти долги и рассчитывается. Была сделана ставка на то, что дадут единого оператора. То, что есть дома в Алматы. Их реализуют, и с них получат деньги. Появилась там еще какая-то старая воинская часть, которая тоже может быть реализована.
Данил Москаленко:
– В общем, надежда какая-то блеснула
Андрей Гучаков, директор ТОО “Промат-А”:
– Да. В общем, сроки прошли. Уже месяц как сроки прошли. Денег нет.
Данил Москаленко:
– Господин Исмагулов, пожалуйста. Вы, собственно, должны им. Это – факт. Что происходит?
Даулетбай Исмагулов, вице-президент по развитию АО “Әскері құрылыс”:
– Можно сказать, что мы не справляемся со своими обязанностями. Но вкратце история – что произошло. Вот эти долги перед подрядными организациями образовались еще до нас, к сожалению. Мы пришли в конце апреля прошлого года и по крупицам стали выяснять всю ситуацию. Ситуация была архитяжелая, потому что куча уголовных дел на бывшее руководство ТОО, на бывшее руководство АО. По нашей информации, я не знаю, там следствие занимается, в районе 10 человек находится либо под домашним арестом, либо сидят в тюрьме. Следствие по сегодняшний день продолжается. И вот с прошлого года митинги были, несколько раз были встречи с нашими кредиторами. Сумма огромная: более 6 млрд тенге. Это вместе с налогами. В министерстве тоже новое руководство. Новый министр пришел. Начали обсуждать эту ситуацию. Согласно законодательству, надо банкротить и ТОО, и АО.
Данил Москаленко:
– Вы с этим не согласны, я так понимаю...
Андрей Гучаков, директор ТОО “Промат-А”:
– Мы были против банкротства, потому что в случае банкротства запускается процедура и долги выходят в очень долгую-долгую историю. Это было бы намного больше, чем три года, и, возможно, даже без возможности возврата этих денег.
Данил Москаленко:
– Сколько вам должны?
Андрей Гучаков, директор ТОО “Промат-А”:
– Конкретно мне... У меня сумма небольшая: порядка 11 млн.
Фото: inbusiness.kz
Данил Москаленко:
– Господин Уткин, подключайтесь. Ну вот, что это? Это типичная ситуация, когда работаешь с госорганами, или это исключение? Что, собственно, делать?
Сергей Уткин, юрист:
– Ситуация классическая на самом деле. Все знаете, чисто принципиально идет. Почему вот эти коммерческие структуры АО и ТОО созданы у минитерства обороны? Для чего? Зачем? Вы же знаете, что акционерное общество – это коммерческое предприятие. ТОО – это коммерческое предприятие. Получается, министерство обороны – учредитель, единственный акционер – создало для себя АО, чтобы зарабатывать с прибыли. Какого черта минобороны зарабатывает с прибыли? Я не понимаю. И какого черта этому АО создавать еще ТОО, чтобы еще какую-то зарабатывать прибыль? Вот эти все государственные предприниматели – это жулики. Как правило, на 99,9% эта схема создана для воровства денег: бюджетных, небюджетных, каких угодно. Но чаще всего бюджетных. Вот в этом корень проблемы. Абсолютно не нужны все эти коммерческие структуры. Из-за этого все произошло. А теперь вопрос: а кому отвечать? Вот реально есть эта сотня предпринимателей, которые стали потерпевшими. Есть там эти 1,5 млрд или 6 млрд... долг. Чтобы эту проблему решить... государство. Есть такой субъект в гражданском праве, который называется государство. Это не юридическое лицо, не физическое лицо – это особый субъект. Так вот, государство на самом деле создало всю эту систему. Государство, если оно порядочное, должно сказать: "Извините, уважаемые предприматели. Я понимаю, что все это из-за меня. Я вам сейчас все выплачу".
Данил Москаленко:
– Господин Исмагулов, ну вариант? Вот юрист говорит.
Даулетбай Исмагулов, вице-президент по развитию АО “Әскері құрылыс”:
– Новое руководство министерства всю информацию довело до руководства страны. Руководством страны принято решение, и для того, чтобы не создавать социальную напряженность в стране, дано поручение нашему министру изыскать возможность и решить эту проблему, то есть погасить кредиторскую задолженность.
Данил Москаленко:
– Самое интересное, что министерство-то уже все деньги выделило. А второй раз-то не заплатят.
Даулетбай Исмагулов, вице-президент по развитию АО “Әскері құрылыс”:
– Я про это и хочу сказать. По факту министерство обороны не имеет долгов перед подрядными организациями. Долги имеют АО и ТОО. Министерство в установленном порядке выполнило свои обязательства. Но теперь, коль было принято такое политическое решение, изыскать возможности и решение не банкротить АО и ТОО, а предпринять все меры, чтобы погасить кредиторку. В числе этих мер – передача ряда объектов на баланс АО с целью их реализации и погашения кредиторской задолженности.
Какова все-таки перспектива разрешения данной ситуации? Это можно посмотреть по ссылке.