Почему техосмотр перестал быть честным

7595

Техосмотр перестал быть средством контроля и давно превратился в коррупционную кормушку. Необходимо менять систему, считают эксперты.

Почему техосмотр перестал быть честным Фото: Максим Морозов

Главной целью прохождения технического осмотра автомобилей всегда была безопасность транспортных средств, выезжающих на дороги нашей страны. Но почему-то за 10 лет, с того момента, когда система прохождения обязательного техосмотра была передана в комитет транспорта министерства индустрии и инфраструктурного развития, техосмотр из процедуры контроля превратился в кормушку для нечистых на руку чиновников и бизнесменов, считают автомобильные эксперты, экоактивисты и общественники.

Как рассказал на пресс-конференции главный редактор журнала "За рулем" в Казахстане Алексей Алексеев, существующая процедура проведения технического осмотра полностью дискредитировала себя и нуждается не в отмене, а в реформировании.

А директор общественного объединения Kaz Eco Patrol Тимур Елеусизов напрямую связывает качество алматинского воздуха с качеством контроля при прохождении техосмотра. При этом особое внимание, как он считает, необходимо обратить на транспорт, принадлежащий юридическим лицам, в том числе и государственным органам.

"Мы не раз замечали, что эти автомобили находятся в гораздо худшем состоянии, при этом к ответственности за несоответствие нормам привлекают водителя автомобиля, а не юридическое лицо. Получается, реальные владельцы автотранспорта не несут никакой ответственности перед гражданами страны", – отметил Тимур Елеусизов.

Отдельного обсуждения стоит и сама процедура прохождения осмотра. По регламентам, утвержденным комитетом транспорта, процедура должна занимать не более 30 минут, но, по словам Андрея Тимофеева, представителя Международной академии транспорта, качественные визуальные и инструментальные проверки автомобиля за это время просто невозможно провести. При этом конкурентная среда между станциями технического осмотра превратилась в ценовой демпинг и мошенничество с процедурой ТО. 

Об этом говорят и сами владельцы пунктов техосмотра в Алматы. Как рассказал в комментариях inbusiness.kz один из предпринимателей, так называемые фотошоперы стали огромной проблемой для тех станций и пунктов техосмотра, которые ведут свой бизнес по правилам. Мошенники уже не стесняясь рекламируют свои "услуги" в соцсетях и мессенджерах, предлагая оформить техосмотр за 1500-2000 тенге, не выходя из дома – достаточно прислать фото автомобиля им в мессенджер. 

О какой безопасности может идти речь в таком случае, и это не считая того, что таким "пунктам" техосмотра нет нужды окупать дорогостоящее оборудование, тормозные стенды и газоанализаторы, необходимые для проведения настоящего техосмотра. По словам владельца небольшого пункта, только на закуп необходимого оборудования в 2018 году было потрачено свыше 6 000 000 тенге, и это не считая его монтажа и аренды помещения в городе. Долгое время стоимость прохождения осмотра легкового автомобиля здесь составляла 3000 тенге, с января расценки подняли до 3500 тенге.   

Президент ассоциации "Общая дорога" Арсен Шакуов считает, что техосмотр должен остаться как мера по обеспечению безопасности, но при этом необходимо реформирование системы и уточнение методов контроля.

"Здесь надо совершенствовать саму стандартизацию и немного обновить ее в условиях современной автомобилизации, когда не надо проверять часть систем автомобиля, сделав упор на узлы, отвечающие за безопасность", – говорит Шакуов.

По итогам пресс-конференции было подписано обращение к президенту страны Касым-Жомарту Токаеву, где были предложены меры по реформированию системы технического осмотра. В обращении говорится о необходимости передачи функций государственного надзора межведомственным комиссиям, а аккредитации центров техосмотра – в комитет технического регулирования и метрологии министерства торговли и интеграции.

Предложено внедрить пилотные проекты по проведению техосмотра по новым регламентам, которые будут приняты с учетом мнения общества и представителей отрасли, и рассмотреть возможности предоставления бизнесу льготных кредитов, грантов или субсидий для технического переоснащения пунктов и станций технического осмотра.

Есть и предложения, направленные на поддержку автомобилистов. В частности, президента просят рассмотреть вопрос о создании государственной программы льготного кредитования на покупку новых автомобилей отечественного производства, что позволит не только серьезно обновить существующий автомобильный парк страны, но и простимулирует машиностроительную отрасль Республики Казахстан.

Несомненно, большинство автовладельцев страны ратуют за отмену обязательного прохождения техосмотра, но многие из них даже не задумываются о том, какие последствия с большой долей вероятности могут наступить, если контроль за техническим состоянием транспорта будут вести сами автовладельцы.

Максим Морозов