На днях депутаты мажилиса снова подняли вопрос с простоем транспорта на Казахстанско-Китайской границе и огромных убытках, которые несет отечественный бизнес, в депутатском запросе, адресованном первому заместителю премьер-министра Алихану Смаилову, передает inbusiness.kz.
"Воз и ныне там"
"Вопросы простоя транспорта на границе и огромных убытков наша фракция, поднимала в депутатском запросе от 24 сентября 2021 года. В полученном ответе отмечено, что ситуация взята на контроль Правительством, проведены переговоры с китайской стороной. В результате принятых мер, с 21 октября грузообмен возобновился, увеличилось количество отправляемых в Казахстан вагонов. При этом, проблема с автоперевозками не разрешена, на таможенном пункте "Нур жолы" из Казахстан в Китай ожидают очереди 10 366 автотранспортных средств", - заявили депутаты.
Они утверждают, что для казахстанских перевозчиков эта проблема крайне болезненна, о 50-километровых очередях фур на китайской границе их фракция обращалась в правительство с лета прошлого года. А воз, точнее, фуры – и ныне там. Увеличение ж/д перевозок не решает проблему срыва поставок: как следует из обращения предпринимателей, объем грузов для Казахстана, накопившихся на территории Китая, составляет более 8 тысяч контейнеров, транспортировка которых даже с учетом достигнутых соглашений, растянется еще на год. И это без учёта новых объемов груза.
"В этой связи, казахстанские перевозчики предлагают, как одну из мер, снизить квоту на транзит грузов в другие страны, хотя бы в пропорции 1 к 4 (1 контейнер на Казахстан против 4-х транзитных контейнеров). Возможно, такая мера будет противоречить Соглашению об организации контейнерных поездов в сообщении "Китай-Европа" от 2017
года, но в сложившейся ситуации Казахстан вынужден отстаивать свои национальные интересы", - отметили в обращении народные избранники.
Драконовские тарифы
В своем запросе депутаты указали, что другой проблемой является рост тарифов на услуги по транспортировке, что отражается на стоимости товаров и влияет на инфляцию. Так, услуги перегруза на китайской стороне выросли до 150 000 юаней за 1 автотранспортное средство, что превышает даже саму стоимость перевозки. Для сравнения, исторически стоимость перевозки фуры на Хоргосе складывалось от 1200 до 5000 долларов, а в данный момент выросла 28 тыс. долларов. На железнодорожном транспорте из-за дефицита контейнеров стоимость покупки контейнеров выросли с 1950 долларов до 7500 долларов. Стоимость отправки груженного 40 тонного контейнера из КНР изменилось с 3100 долларов в августе 2020 года до 13000 долларов в сентябре 2021 года.
"Кроме того, из-за затяжного коллапса автоперевозок (с прошлого года) и ж/д перевозок в текущем году, многие предприятия несут прямые убытки, связанные со срывом договоров на производство или поставку связанной продукции. Это влечёт не только потерянную прибыль, но и штрафные санкции со стороны партнёров, а также банков из-за просрочки по кредитам. По информации обратившихся компаний, их убытки доходят от нескольких
десятков млн - до 1 млрд тенге. Для исполнителей госзаказа и квазигоссектора ситуация также чревата попаданием в список недобросовестных поставщиков и лишением права на участие в госзакупках в будущем, без какой-либо вины с их стороны", - подчеркнули депутаты.
Признать форс-мажор и снизить ставки
Сегодня Внешнеторговая палата НПП уже выдает пострадавшим участникам ВЭД свидетельства о форс-мажорных обстоятельствах по данной ситуации. Получение такого свидетельства связано с необходимостью сбора доказательств и документов самими предпринимателями, а также уплатой сборов. Однако, согласно ст. 374 ГК, данное признание не освобождает предприятия от финансовых и банковских обязательств, а между тем, они составляют основную проблему.
Депутаты предложили пять мер, которые хоть как то помогут снизить убытки перевозчиков. В этой связи они считают необходимым не просто выдавать свидетельство о форс-мажоре, а принять конкретные дополнительные меры поддержки бизнеса.
"На основании вышеизложенного, депутатская фракция "Ак жол" считает необходимым: первое, признать ситуацию форс-мажором, предоставить отсрочки по погашению кредитов для предприятий на срок форс-мажора с пролонгацией кредитных договоров для сохранения равномерной долговой нагрузки в период восстановления платежеспособности. Второе, учитывая проблемы, создавшиеся по перевозкам на железнодорожном транспорте, решить вопрос с Правительством КНР об увеличении пропускной способности автомобильных переходов. Третье, освободить бизнес от необходимости сбора доказательств, при предоставлении свидетельства о форс-мажоре НПП "Атамекен" по данной общеизвестной ситуации. Четвертое, снизить стоимость свидетельства о форс-мажоре НПП "Атамекен" до 15 МРП независимо от суммы просроченных обязательств. И пятое, утвердить нулевую ставку импортной пошлины при таможенной очистке клеток, применяемых для перегруза грузов на территории РК или добиться от КНР возможности применять данные клетки, как многооборотной тары по аналогии с контейнерами", - предложили депутаты.
Таисия Колевид