Согласно статистике, в 2011-2012 года в первый класс пошли 260 074 школьника. Все они должны были стать выпускниками в мае нынешнего года. Однако цифры говорят другое. Согласно статданным, в этом году в Казахстане выпускниками 11-х классов стали 161 430 человек. Разница составляет 98 644 учащихся, из которых около 87 тысяч после девятого класса ушли из школы. Остальные 11,5 тысячи человек не пошли учиться в средне-специальные учебные заведения и не вернулись в школу, передает inbusines.kz.
О чем говорят цифры
Если смотреть в разрезе одной из областей – Мангистауской, то разница между поступившими в 1-й класс и окончившими 11-й класс – почти 2,5 раза. Так, к примеру, в 2011 учебном году в школы Мангистау пошли около 17 тысяч первоклашек, однако окончили 11-й класс в этом году только 7 562 выпускника. После девятого класса ушли 12 769 школьников. Здесь следует учесть еще и достаточно высокую миграцию в область.
Еще годом ранее (2010) в школу пошли более 16 тысяч первоклассников, а окончили 11-й класс (2020-2021 годы) 6996 школьников. Ушли из школы в девятом классе 11 804 учеников.
Число первоклассников растет с каждым годом. Если два года назад в Мангистау в первый класс пошли 18 594 ребенка, то в нынешнем – более 19 тысяч. Окончить школу в 2023 учебном году должны 7,5 тысячи выпускников, а уйти после девятого класса (опять же по прогнозам) могут 12,7 тысячи человек.
В образовательных центрах города Актау отмечают: первоклассников действительно стало больше, а тех, кто приходит на подготовку к ЕНТ – меньше.
"В последние несколько лет действительно растет число тех, кто приходит к нам в центр на подготовку к школе. Я считаю, что это связано с тем, что раньше родители вели в первый класс с семи лет, а теперь с шести, и даже младше. Поэтому, учитывая три возрастные группы, количество детей, которые идут в первый класс, растет. Причем наплыв детей у нас начинается ближе к августу. Родители почему-то спохватываются, когда остался всего месяц до школы, и требуют срочно подготовить к ней ребенка. Что касается выпускников, то есть тех, кто приходит на подготовку к ЕНТ, то их стало меньше. Возможно, это связано с тем, что каждый год проходной балл уменьшается, и многие думают, что пройдут тестирование сами, их устраивает и минимальный порог", – говорит представитель одного из образовательных центров Актау.
Учителя также отмечают: до 11-го класса доходят далеко не все школьники. Причины называют разные.
"Если в среднем в девятом классе может быть до 30 человек, то в десятом классе их остается 21-23. Кто-то уходит, так как поступают в колледж, хотят быстрее получить профессию и начать работать. Кто-то из-за нужды выпускается в девятом классе. У меня были несколько учеников, которые честно признавались – учиться дальше хотят, но боятся, что если не пройдут по ЕНТ, то их семьи не потянут платное обучение в вузе. Есть школьники, которые из-за материального положения семьи сразу после девятого класса идут работать, другие учатся в колледжах и подрабатывают. Но это единичные случаи. В основном – просто не хотят дальше учиться", – говорит учитель одной из школ Актау Кульпаш Арипова (имя и фамилия изменены).
Мнение экспертов: Gap year или очевидность выбора
Школьный психолог Бибигуль Султанова считает, что после девятого класса уходят те, кто знает, чего хотят.
"Большинство детей остаются до 11 класса, потому что никак не могут определиться с выбором профессии. Они считают, что за эти два года в школе выбор станет очевидным. Те же, кто идет в коллежи после девятого класса, рассуждают так – я окончу колледж через три года, начну работать и стану самостоятельным, тогда как мои одноклассники только будут учиться на первом курсе института. Кроме того, они говорят о том, что сейчас, по сути, диплом о высшем образовании не нужен. Дети уверены, что этот диплом сейчас ничего не решает", – говорит психолог.
У социолога Мадины Нургалиевой своя точка зрения. Специалист считает, что уход школьников после девятого класса никак не связан с социальной напряженностью или бедностью.
"Сейчас есть такой глобальный тренд – Gap year, когда дети берут для себя тайм-аут и один год думают, что им делать, куда им двигаться – идти учиться или работать. Многие выбирают колледж, потому что он бюджетный. У многих детей уровень знаний ниже среднего. Они объективно оценивают, что не смогут поступить в вуз на грант или бюджет, поэтому будут учиться на платной основе, а обучение недешевое, особенно для жителей сел и малообеспеченных слоев. Да и сама парадигма образования меняется. Сейчас нет универсальной профессии, как правило, дети выбирают несколько специальностей и ориентируются на этот выбор. Они считают, что лучше пораньше приобрести специальность, а потом уметь ее совмещать с учебой в вузе. Подростки сейчас достаточно прагматичные. Я общаюсь в этой среде, так как у самой ребенок – выпускник этого года, и я вижу, как они размышляют. Многие дети на криптовалютах зарабатывают сейчас, и они считают, что им и вовсе не нужно высшее образование", – говорит социолог.
Что же касается роста количества первоклашек в стране, то здесь нет ничего удивительного, считает социолог. В начале 90-х годов был спад рождаемости, а затем, начиная уже с середины 90-х, рождаемость начала расти быстрыми темпами. Нынешние первоклашки – это дети рожденных как раз в те годы людей. К слову, через несколько лет число поступающих в первый класс детей вырастет в разы, учитывая беби-бум в пандемию.
Любовь Семенова