Почему, казалось бы, перспективные IT-компании оказались на грани банкротства во время пандемии, а также о том, как сложно объяснить заказчикам новинки IT-технологий, рассказал читателям inbusiness.kz руководитель уральского ТОО TORUS.KZ Даурен Габдуллаев.
– Даурен Гарипович, пандемия, казалось бы, не страшна для IT-технологий. В конце концов, IT-специалистам можно работать и дома. Почему же и здесь грянул кризис?
– В начале пандемии, действительно, прогнозы были оптимистичные, но, когда начали закрываться другие организации, все оказалось значительно хуже. Дело в специализации IT-компаний, у них разная сфера услуг. К примеру, есть онлайн-обслуживание или техническое обслуживание. И, когда начали терять доход другие предприятия, зависимые от них IT-компании тоже остались без заработка. Есть и те, кто обанкротился – в сфере обслуживания, разработки программного обеспечения. Мы тоже были на грани банкротства, думал уже распустить коллектив. Ведь самая большая статья расходов на предприятии – это зарплата.
– От IT-компаний ждут инноваций.
– В IT-компаниях инновации находятся где-то на пограничной зоне условного дохода. Многие проекты, которые, казалось бы, должны масштабироваться, умирают. Хорошо монетизируются рабочие проекты, и они совсем не инновационные.
– То есть инновации более уязвимы?
– Конечно. Помимо следования современным трендам, надо смотреть, как сработают проекты на практике. Почему из тысячи стартапов выживают один-два? Это не значит, что они нежизнеспособны, возможно, общество не готово еще их понять. Вспомните, как заходили на рынок смартфоны. Тогда мы думали, что это игрушка для элиты, а сейчас смартфон есть почти у каждого ребенка.
– Часто приходится объяснять заказчикам, что они хотят?
– Очень часто. Например, о технологии 3D-mapping мы знали еще пять лет назад. Я ездил по разным регионам, рассказывал об этой технологии на разных уровнях, но понимания не было. И когда, наконец, нашли заказчика, что такое 3d-mapping он понял только к концу исполнения проекта. Переделывать проект под понимание заказчика пришлось более десяти раз. Так всегда, наверное, происходит с инновациями. Так начинали и с 3D-турами. Первый опыт по созданию 3D-туров у нас был еще в 2011 году, тогда мы его создавали вручную, снимая множество кадров с разных ракурсов. Сейчас это очень быстро делает панорамная камера. Съемка одной точки занимала пять-шесть часов, а теперь всего несколько секунд. И тогда в 2011 году нас не поняли. Первый 3D-проект сделали намного позже в Западно-Казахстанском областном краеведческом музее.
Что курили древние казахи?
– Вы много работаете с музеями. Это действительно интересно?
– Конечно, именно в музеях мы показали наглядно, как работают новые технологии. Один из примеров – долго объяснял на разных уровнях, что такое голографический комплекс. В итоге первую голограмму сделали в Каратобинском музее – в одном из районов ЗКО. Она представляет собой некое облако, в котором появляются разные 3D-предметы. Это такой своеобразный оптический обман для зрителя. Показал этот проект сотрудникам Актюбинского музея "Олкетану", там заинтересовались. Мы сделали для музея трехсекционный голографический комплекс с целью, чтобы зритель не сразу понял, где реальный объект, а где голограмма. На первой ступени находится 3D-объект, который меняют в зависимости от тематики мероприятия, проводимого в музее. Например, самовар или кувшин. Во второй секции сочетаем реальный объект с 3D и анимацией. И кажется, к примеру, что на реальной свече 3D-огонь колышется из-за ветерка. Один из посетителей музея в Актобе даже испугался, что может случиться пожар, и начал дуть на свечу. Его действия совпали с анимацией, позже он очень удивился, что огонь не настоящий. Но точный подгон голограммы – это тонкая кропотливая работа. Предлагал также оригинальный голографический проект для ресторана, но для Уральска это дорого. А в других городах еще не предлагали.
– Как подобрали предметы в музее?
– Нам сначала предложили кувшин, но на нем наложение 3D было бы нереалистично. Нашли два предмета – свечу и... средневековый кальян, которым, кстати, пользовались древние казахи. Из двух отверстий кальяна в голографическом комплексе идет виртуальный дым. Смотрится вроде просто, но разбирали мы эти технические детали долго и в итоге сделали.
– Где берете новые идеи?
– Многие технологии увидели на выставке Экспо в Астане. Ходил, внимательно рассматривал IT-технологии. Насчитал свыше 300 проекторов Panasoniс, каждый из которых стоит около 12 млн тенге. Там впервые увидел простой 3D-mapping с проекцией на небольшую стену. Эта задача тоже была сложной для нас, когда решили реализовать такой проект в Уральске. Ребята мои сказали: "Там в офисах работают по 500 программистов, а что мы – 15 человек можем сделать?" Тем не менее снова разобрали техническую задачу на элементы и реализовали проекцию 3D-mapping в музее Героя Советского Союза Маншук Маметовой. С помощью этой технологии оживили панораму последнего боя нашей землячки, погибшей на фронте под городом Невелем.
– Для вашей команды нет неразрешимых задач?
– Когда идешь постепенно маленькими шагами, в конце все равно увидишь правильное решение. Главное, не забыть о цели, к которой идешь. Ведь в жизни так часто бывает.
Не трогай, пока все работает
– Почему программисты нервничают, когда просишь что-то изменить?
– У программистов есть четкое правило: "Не трогай, пока все работает". Работа и жизнь показали, что так и есть, и применимо это в любых сферах. К примеру, был период, когда в Уральске объединили три вуза в один. Поняли, что получилось неэффективно, и снова разъединили.
Иногда хочется ввести новшество на своем предприятии. Подумывал нанять экономиста, когда будет возможность. Но прочитал книгу Генри Форда, а он настоятельно не рекомендует ставить руководителем именно экономиста. Потому что после экономии и оптимизации расходов все предприятие может остановиться.
Вот, к примеру, ввели новшество – электронный документооборот, в том числе для экономии бумаги. В итоге документов стало больше, бумажные теперь еще сверяют с электронным вариантом, работы с бумагами и документами стало больше.
– Что еще интересного вы можете создавать?
– Мы можем создать дополненную реальность с синхронизацией датчиков – симулятор. Из соседних областей за этой технологией ездили в Москву (РФ), и там им выдвигали очень дорогое коммерческое предложение. Готовы реализовать любую фантазию, если заказчик четко представляет, что именно он хочет.
Оксана Дементиевская, Уральск
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!