По словам исполнительного директора Национальной волонтерской сети Казахстана Татьяны Миронюк, волонтерство определяет три признака: дело делают добровольно, безвозмездно и на благо общества.
Ради доверия
Российские специалисты отмечают, что в последние годы в странах потсоветского пространства все большее распространение получает корпоративное волонтерство. Этот тренд, по словам специалистов корпоративного сектора, пришел к нам из-за рубежа. Как отмечают российские эксперты, поколение молодых людей все чаще принимает решение работать именно в тех компаниях, где у сотрудников есть возможность участвовать в развитии социального блага.
"Согласно данным исследования Национального совета (РФ. – Прим. авт.) по корпоративному волонтерству, 62% потребителей считают, что доверие к бренду – это решающий фактор при покупке. Это данные опроса 30000 покупателей в 60 странах мира. Клиенты больше доверяют социально ответственным компаниям, готовы платить больше за их товары и услуги, и даже становятся их "адвокатами". Важно, что это поможет компаниям в ближайшем будущем, когда ресурсы станут дефицитными", – рассказала член Национального совета РФ по корпоративному волонтерству, старший менеджер социальных проектов YoungGroupSocial Екатерина Абрамова.
В разговоре с корреспондентом inbusiness.kz специалист отметила, что корпоративное волонтерство становится частью реализации стратегии по устойчивому развитию и начинает играть важнейшую роль в развитии всей компании. Она подчеркнула, что благодаря участию в волонтерских программах растет вовлеченность персонала в деятельность компании и сплоченность коллектива, укрепляются корпоративные ценности и личный бренд руководителя.
Исследования рынка также показывают, что руководители крупных компаний расценивают волонтерскую деятельность сотрудников как своего рода курсы повышения квалификации. На руководящие должности российских компаний все чаще приходят специалисты с опытом волонтерской работы, как умеющие реализовывать проекты, оценивать потребности сообщества, разговаривать с людьми.
"Корпоративное волонтерство – это не благотворительность, когда пожертвовали деньги и забыли, а движок внутри компании. В НR-сфере это приводит к снижению текучки кадров, повышает возможности сотрудников проявить себя, развить лидерские качества. 90% руководителей считают: те навыки, что сотрудники приобретают в волонтерстве, пригождаются им в работе. К тому же это хорошие PR-решения", – отметила Екатерина Абрамова.
Своими руками
Руководители казахстанских волонтерских организаций отмечают, что корпоративное волонтерство активно развивается и в нашей стране. Исполнительный директор Национальной волонтерской сети Татьяна Миронюк привела в пример проект "Женис", который уже пять лет позволяет оказывать помощь ветеранам Великой Отечественной войны и труженикам тыла. Финансирует проект фонд Samruk-Kazyna Trust, в который, по словам Татьяны Миронюк, стекаются средства от группы компаний АО "Самрук-Казына". Обо всех проектах можно почитать здесь.
В этом году, по данным Национальной волонтерской сети Казахстана, проект "Женис" охватил 35 городов и все 17 регионов страны. К ветеранам и труженикам тыла в рамках проекта волонтеры сходили в гости в среднем по шесть раз. Каждый визит сопровождается покупками или подарками: лекарства, продукты питания, памперсы (многие ветераны уже не могут ходить) и пр. Волонтеры также помогают ветеранам убирать дом, снег во дворе, работают на приусадебных участках.
Все визиты в рамках проекта "Женис" фиксируют, а национальная волонтерская сеть отчитывается за каждый потраченный тенге. В рамках договора к каждому ветерану волонтеры должны прийти трижды с гостинцами на сумму 6,5 тыс. тенге, плюс один раз волонтеры приносят купленное на собственные деньги. Последние два года в проекте начали принимать участие сотрудники фонда, а значит, проект стал по-настоящему корпоративным. В 2018 году в работе "Жениса" приняли участие около 3 тыс. волонтеров по всей стране.
Волонтерским проектом можно назвать и работу столичных врачей некоторых клиник, которые бесплатно оперируют тяжелобольных пациентов. При этом подобное добровольство не афишируется, а люди не считают себя волонтерами. О подобной практике рассказали участники форума казахстанско-российской молодежи, который прошел в Костанае и был посвящен именно развитию волонтерства. В России есть близкое по духу движение "Волонтеры-медики", участники которого, помимо всего прочего, ездят в поселки, где нет врачей, и бесплатно ведут прием.
Уникальным корпоративным проектом можно назвать казахстанский "Клуб "28 петель", в рамках которого для недоношенных детей вяжут вещи. Инициаторами стали сами врачи, хотя сегодня для деток вяжут все, у кого есть такое желание. Есть и спонсоры. Единственное требование – нитки должны быть шерстяными, а перед сдачей вещей в перинатальные центры их стирают. Проекту шесть лет и сегодня движение уже распространилось на восемь стран мира, включая Россию, где идеологию клуба продвигают в 80 городах. Вице-президент клуба Латиф Парпиев, сам врач-реабилитолог, рассказал, что за шесть лет работы проекта волонтеры связали более 350 тыс. вещей.
В национальной волонтерской сети РК отметили, что сегодня в волонтерстве все больше людей, которые используют для помощи нуждающимся свои профессиональные навыки. Нередко это региональные проекты, которые реализуют небольшие общественные организации, либо инициативные группы, или частные компании.
Оживить сообщество
Одним из новых направлений профессионального (корпоративного) волонтерства могут стать движения, целью которых станет улучшение городской среды. Всероссийский проект "Городские реновации" объединил архитекторов, дизайнеров, социологов и многих представителей других профессий.
"К нам бизнес обращается: создайте сообщество, которое будет оживлять город. Мы берем активную молодежь: архитекторов, дизайнеров и других, у кого есть желание развивать свои города, прокачивать свои профессиональные компетенции. Перед ними ставим задачу – по пространственному и территориальному развитию своих городов.
Самое важное здесь не само благоустройство, а взаимодействие с населением, для которого ведем всю работу. Сначала проводим опросы, воркшопы, чтобы узнать, что нужно людям. Также важно не только обустроить пространство, но и наполнить его смыслом. То есть парк отремонтировали, а там по-прежнему пьют. Наши ребята наполняют культурную часть. Так мы меняем содержание", – рассказал руководитель федеральной дирекции Всероссийского проекта "Городские реновации" Олег Зоря.
В Национальном совете РФ по корпоративному волонтерству подчеркивают, что региональные проекты действительно развивают территории присутствия компаний и помогают создать общее информационное поле вне зависимости от географии. Одним из таких проектов можно назвать "Мечтай со мной". Его суть в помощи тяжелобольным детям и пожилым. Волонтеры при поддержке многочисленных партнеров исполняют мечты. Руководитель проекта "Мечтай со мной" рассказал, что за 4,5 года работы перечень потенциальных и проверенных партнеров растет. Сегодня проект раз в два дня исполняет чью-то мечту.
"У нас работает психолог, который помогает точно понять, о чем мечтает человек. Это обязательно нематериальные желания. Кто-то хочет возложить цветы на Красную площадь, а кто-то – потренироваться с профессиональными футболистами. Одна бабушка прожила всю жизнь в Иркутске и ни разу не видела Байкала. Она уже была в хосписе для престарелых. Мы ее оттуда забрали и показали Байкал. Она была счастлива", – рассказал руководитель проекта Тимур Сафин.
В рамках этого проекта корпоративное волонтерство развивается по пути неспопротивления: компании-перевозчики предоставляют билеты, отели – номера.
"Для предпринимателя это проще. Если он продает конфеты, то ему проще дать конфету, чем вытащить из кассы деньги. Есть IT-компании, которые готовы разработать сайт, а не дать деньги на его разработку. У нас очень много постоянных партнеров. Как правило, они ничего взамен не просят, но мы понимаем, что это важно – как минимум быть упомянутым. И мы стараемся подсвечивать наших партнеров", – рассказал Тимур Сафин.
В Казахстане, как и в России сложно подсчитать число компаний, которые уже сегодня активно развивают корпоративное волонтерство. Исполнительный директор Национальной волонтерской сети РК Татьяна Миронюк отметила, что мифы о том, что волонтеры – это массовка на каких-либо мероприятиях, приводят к тому, что многие добровольцы себя таковыми не считают, хотя помогают по собственному желанию и совершенно бесплатно.
Татьяна Шестакова