В пятую волну пандемии по стране нет ажиотажа с лекарственными средствами, но уже с начала января в некоторых аптеках повысились цены на определенные группы препаратов, сообщает inbusiness.kz.
В одной из аптек Усть-Каменогорска корреспонденту inbusiness.kz рассказали, что цены на лекарства, медицинские изделия незначительно повысили некоторые оптовые поставщики, соответственно, они подорожали в цене и в розничной аптечной сети.
Скачка нет
"Как такового скачка цен на лекарства мы не заметили, но есть повышение стоимости некоторых психотропных препаратов – примерно на 3%, подорожали ингаляторы, назальные капли и спреи – на 5%, нестероидные противовоспалительные средства и витамины – приблизительно на 2,5%. На некоторые лекарства произошло удорожание на 100-150 тенге. Не считаем это сильно заметным, – сообщили в аптеке. – Раньше было хлеще. Ежегодно происходит повышение цен на лекарства, но в этом году оно незначительное. А препараты от высокого давления, наоборот, подешевели. Или, например, "Прегабалин" был по цене 6200 тенге, а сейчас 5935 тенге".
Журналист из Восточного Казахстана Айна Бакимбаева посетовала, что на днях все аптеки, где она раньше покупала лекарства со скидкой в 10%, убрали ее без объяснения причин. Пенсионерка Ида Харламова просто констатирует, что даже недорогие лекарства уже не столь дешевы.
"Купила на днях в аптеке "Энап" 20 таблеток, "Бисопролол", который кардиолог мне назначил, два пузырька "Корвалола", "Глицин", "Панкреатин", два пузырька этилового спирта – и за все отдала 3200 тенге. Это для меня не дешево. Раньше почти все эти препараты стоили копейки".
Как рассказали в департаменте комитета медицинского и фармацевтического контроля по ВКО, сейчас их ведомство не занимается мониторингом цен в аптеках. Даже если в аптечной сети дорожают лекарства, главное, чтобы они не превысили утвержденные приказом министра здравоохранения от 29 декабря 2021 года предельные цены на торговое наименование лекарственного средства для оптовой и розничной сети. Производители, в свою очередь, также не имеют права превышать установленные минздравом цены. К слову, этот приказ охватывает 7256 позиций – это лекарства, которые могут быть с одним и тем же торговым наименованием, но от разных, отечественных или зарубежных производителей.
"Мы работаем по обращениям граждан. Если к нам поступает обращение о том, что в той или другой аптеке завышены цены на лекарства, то мы действуем в соответствии с этим приказом, проверяем, есть ли превышение предельных цен. Обращений к нам по поводу завышенных цен поступает немного – за последние полгода их было всего два, и они не подтвердились", – объяснили в департаменте.
Подножка для производителя
Исполнительный директор ассоциации "ФармМедИндустрия" Казахстана Гулдария Манакпаева объясняет, что предельно допустимые цены на торговое наименование лекарственных средств у производителей, а также в розничной и оптовой сети утверждаются минздравом каждые полгода согласно Кодексу РК о здоровье населения. Выше этого установленного уровня лекарства продавать нельзя. Но дело в том, что это правило действует только в отношении зарегистрированных препаратов.
"Если есть повышение цены сверх предела, скажем, на парацетамол или другой препарат, то, скорее всего, они завезены, но не зарегистрированы в Казахстане. На них не утверждаются предельные цены. Но в таком случае не регулируются не только цена, но и качество препарата", – говорит Гулдария Манакпаева.
По ее словам, ассоциация делала запрос в агентство по защите конкуренции РК, минздрав, сколько у нас продается лекарств, не зарегистрированных в РК, но полного и достоверного ответа так и не получила.
Здесь следует уточнить, что в Казахстане запрещен ввоз медицинских изделий, лекарственных средств и медицинской техники, не получивших регистрационное удостоверение. Но в экстренных случаях, когда нет времени получить такой документ, например, для устранения чрезвычайных ситуаций, как это было в 2020 году в связи с пандемией, то тогда предусмотрено получение разрешения на их разовый ввоз.
"В прошлом году, когда была пандемия и остро не хватало ряда лекарств, появилась возможность ввозить в страну в рамках устранения режима ЧП незарегистрированные лекарства. Но это должен быть какой-то определенный период – на месяц, на три месяца, а у нас получилось надолго. В своем обращении мы интересовались, в каких объемах в Казахстан были ввезены те или иные лекарства без регистрации, насколько внутри страны их производство может уменьшиться", – говорит Гульдария Манакпаева.
По ее словам, с такими поставщиками не могут конкурировать добросовестные производители, которые зарегистрировали свои препараты, потратили на это средства, заплатили за оценку безопасности и качества, сертификацию, ценообразование, ежегодно платят за фармаконадзор, чтобы знать, как повел себя препарат на рынке, выявлены ли побочные действия. Гульдария Манакпаева уверена, что такой серый импорт породил недобросовестную конкуренцию, а в антимонопольном ведомстве и минздраве должны быть информационные базы по разовому ввозу лекарств. Даже у такого распространенного препарата, как парацетамол, очень много разных производителей, которые не зарегистрированы в РК, говорит общественница.
От этой проблемы, рассказывает она, страдают не только отечественные производители, но и так называемые оригинаторы – компании, которые выпускают оригинальные лекарственные препараты.
"Много оригинальных препаратов с рынка уходит из-за такого регулирования цен. Недавно были случаи, когда исчезли с рынка "Кардиомагнил", "Кликсан", и тоже по этой причине. Это же оригинальные препараты. Из-за того что на 30% сбили цену, им просто стало невыгодно привозить и продавать свои лекарства в Казахстане. Сейчас такая же проблема по простым препаратам. Вроде производитель зарегистрировал тот же парацетамол, но продавать не может. Потому что ему цену уменьшили. Сейчас проблема с натрия хлоридом, которого тоже не хватает из-за непрозрачного регулирования цены", – привела примеры общественница.
По ее словам, отечественным компаниям все чаще приходится сталкиваться с демпингом. И эта проблема касается не только цен в аптеках, но и производителей, всех жителей Казахстана. К слову, у аптек в Казахстане существует множество поставщиков, дистрибьютеров лекарственных препаратов. Поставками лекарств и медицинских изделий в стационары, хроническим больным, стоящим на амбулаторном учете в рамках ГОБМП – ОСМС, занимается ТОО "СК-Фармация", которое является единым дистрибьютером.
Проблему решат разовым ввозом?
"Вот яркий пример, почему невозможно обеспечить онкобольных в 2022 году зарегистрированными лекарственными препаратами. Если в 2016-2017 годах единым дистрибьютером ТОО "СК-Фармация" закупался импортный противоопухолевый препарат "Пеметрексед 100 мг" по предельной цене до 148 898,2 тенге, то после локализации казахстанский производитель поставлял с 2018 года данный препарат на 26% дешевле – по 109 812,42 тенге", – говорит общественница.
Минздрав утвердил новые предельные цены на 2022 год, где цена закупа этого препарата указана в 25 061,8 тенге – это в 4 раза ниже, чем было ранее. То есть сравняли с ценой индийского производителя, который заявил такую низкую цену на противоопухолевый препарат еще в 2017 году, но ни разу с момента регистрации его в Казахстан не поставлял.
"Мы спрашиваем, почему индийский производитель по заявленной цене не поставляет препарат? Он не хочет или не может. Все это привело к тому, что не только казахстанский производитель, но и зарубежные поставщики не могут осуществить поставку противоопухолевого препарата по данной цене, хотя на рынке зарегистрированы поставщики из восьми стран. В итоге возникла ситуация, когда онкобольные в Казахстане просто не могут получить зарегистрированный препарат в рамках ГОБМП. И теперь хотят решить вопрос разовым ввозом. Разовый ввоз – это будет фактически незарегистрированный препарат. При этом препараты, доставленные разовым ввозом, несут угрозу для граждан республики – они не проходят процедуру лабораторных экспертиз, оценку безопасности и качества, фармаконадзора. И вот такая ситуация у нас по ряду препаратов", – утверждает Гулдария Манакпаева.
Цена зависит от многих факторов
По ее словам, цена на лекарства зависит от многих причин. В пример она опять же приводит парацетамол, для производства которого производители во всем мире 80% субстанции покупают в Китае или Индии.
"Китайцы из-за ковида и ужесточения экологических требований закрыли некоторые заводы. Когда повысилась потребность в определенных лекарственных субстанциях, то они фактически начали повышать цену. Плюс у нас в Казахстане логистика поменялась, когда в прошлом году закрывались границы. Один наш производитель смог получить флаконы под лекарства только через год, он их из Китая через Владивосток привез. Даже флаконы поднялись в цене! В итоге производитель повышает цену, потому что у него все подорожало, – говорит Гульдария Манакпаева. – Прежде чем утвердить цену, он идет в экспертный орган – Национальный центр экспертизы, оплачивает и предоставляет все документы, подтверждающие именно эту цену. Например, в прошлом году РФ подняла цену своим производителям парацетамола, потому что субстанция подорожала в Индии и Китае. По некоторым позициям наши отечественные товаропроизводители жалуются, что цены на субстанции поднялась от 30%, а где-то в несколько раз".
Но, по ее словам, во время пандемии и вспышки заболеваемости никто из отечественных производителей лекарств не поднимал свои цены. Они бесперебойно производили и поставляли в больницы запланированные объемы этих препаратов, а также дополнительные объемы – в связи с ростом заболеваемости. И это несмотря на карантинные условия и связанные с ними ограничения.
Вместо постскриптума
А ждать ли скачка цен на жаропонижающие, противовоспалительные, антивирусные средства в аптеках в связи с тем, что коронавирус опять наступает? Судя по сообщениям представителей исполнительных органов, такой проблемы, какая была в самом начале пандемии, уже не будет. Из регионов приходят бодрые сообщения о пополнении лекарствами стабфондов, наличии средств для лечения симптомов простуды и ОРВИ в аптеках, на оптовых складах, запасе препаратов в поликлиниках и стационарах.
Ольга Ушакова