Почему южные регионы испытывают дефицит сжиженного газа

7890

Представители отрасли спихивают проблему друг на друга.

Почему южные регионы испытывают дефицит сжиженного газа

Цены на нефть, биржевые сбои и капремонты казахстанских НПЗ, специалисты назвали причины исчезновения автомобильного газа на заправках юга, передает корреспондент inbusiness.kz.

Уже две недели автолюбители Шымкента и Туркестанской области страдают от дефицита сжиженного газа на автозаправках. Там, где голубое топливо для машин все-таки можно найти, его заливают либо только по талонам, либо максимум на 1000 тенге. Водители жалуются, что заправщики наглеют настолько, что готовы залить достаточный объем газа за двойную в отличие от официального ценника сумму. Автомобилисты требуют акимат вмешаться, забрасывая гневными комментариями местные паблики.

"Наша машина стоит уже пять дней без движения. Акимат, вы куда смотрите? Может уже решите проблему с топливом для авто. Даже в 90-е не было таких проблем", – пишет пользователь Наталья Головина.

"Сейчас подождут, пока цены поднимутся, и сразу газ появится. Вчера на свинцовом уже по 90 тенге заправлялись люди. Это искусственный дефицит", – считают автолюбители.

При этом в управлении энергетики от комментария отказались сославшись на то, что лишь формируют заявки и направляют их в министерство.

А председатели ассоциаций автозаправщиков юга, в регионе их две, в один голос заявляют – причина дефицита капитальный ремонт шымкентского НПЗ. По официальным данным, он остановился по плану на месяц впервые за три последних года. Но АЗСники уверяют – стоял мол полтора месяца, от того дефицит и растущие цены, якобы оптовики не желают продавать в розницу мелким заправкам газ по социальной фиксированной государством цене.

"Завод только запустился, запасов, которые они выработали в апреле месяце на май. Уже закончился объем его, конечно, не хватило на июнь. Он запустился и постепенно начал вырабатывать объемы газа. После ШНОСа останавливается Павлодарский завод. И, естественно, тот дефицит, который будет образовываться в северном Казахстане, будет перекрываться нашим заводом и Атырауским заводом. И только к августу-сентябрю что-то нормализуется, пока все заводы наберут обороты и наработают запасы, на это все время уходит", – считает президент ассоциации заправщиков Шымкента и Туркестанской области Бахытжан Колдасов.

 Представитель по Шымкенту и Туркестанской области национальной ассоциации сжиженного природного газа Жаннат Досанова тоже называет среди причин дефицита остановку шымкентского НПЗ на капремонт. Однако и вину с владельцев АГЗС не снимает, говорит, могли прикупить запасы газа от другого Атырауского завода, но побоялись высокой стоимости.

"Такая проблема каждый год. Потом встанет Атыраукий завод. Оттуда газ дорогой, потому что оттуда транспортировка. Его везут на базы хранения. В результате, если на ПКОПе (ШНОС) газ наши ГСОшники берут по цене 45 тенге, то тот газ из Атырау будет по цене 100-102 тенге. Им то газ выделили, но они подумали, что им хватит остатков, ведь мы рядом со ШНОСом, еще перекупим. Скорее всего, такие были мысли. Что касается объемов, 500 тонн ШНОС уже выработал и распределил. На наш рынок забросили. Конечно, этого мало, потребность 12 тысяч тонн в месяц Шымкент и Туркестанская область – это минимум", – говорит представитель национальной ассоциации сжиженного природного газа по Шымкенту и Туркестанской области Жаннат Досанова.

Что касается цены на сжиженный газ, по прогнозам Досановой, она уже не вернется к 55 тенге за литр, минимум останется цена сегодняшнего дня в 90 тенге. И виной тому растущие мировые котировки на нефть и то, что газ с этого года избавляется от регулируемой государством социальной цены, выходя на биржевые торги также как нефть.

"В течение 8 лет с момента принятия закона о газе было введено понятие социальная цена. Это не рыночная цена – ее устанавливает государств, и оно ее диктует заводам. Заводы и собственники нефти недовольны, потому что они теряют прибыль. Этот подход неправильный. Решили вернуть все к рынку. Для этого постепенно, не единовременно, должны были все торги перевести в русло биржи. Это нужно было сделать еще в 2020 году, но из-за пандемии перенесли на 2021 год. Причем это делается так – растянули на целый год. Все ГСО (газо-сетевые организации) были извещены об этом. Теперь по 20% всего объем продаж на внутренний рынок будет происходить через биржу. У нас три биржи в Казахстане. Но у нас почему-то, то ли сам процесс оформления на бирже для них сложен, то ли они понадеялись на что-то, но биржевые торги не совсем ровно проходят. И вот вам три фактора: завод стоит, биржевые торги прошли не так как хотели и не в таких объемах, и плюс общая цена на нефть выросла", – пояснила Жаннат Досанова.

Получается, водителям всех переделанных под газ машин придется либо затянуть пояса, либо временно вернуться к бензину, который впрочем тоже подорожал. Стоить отметить, что на юге страны таких переделанных машин огромное количество, из-за низкой цены топлива открывалось великое множество СТО, где установить газ на авто проще простого. Первыми поменяли оборудование владельцы ГАЗелей. Теперь они резко подняли цены за свои услуги. Если еще месяц назад нанять ГАЗЕль для перевозки, к примеру, мебели стоило 4000 тенге, сейчас стоимость выросла до 8000 тенге.

Мира Бахытова, Шымкент


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться