Под Алматы создадут "конопляный кластер"

Юлия Кузнецова Юлия Кузнецова
15868

Казахстанские предприниматели планируют развивать производство целлюлозно-бумажной продукции на основе технической конопли. 

Под Алматы создадут "конопляный кластер"

О том, какую роль в экономике страны планируется в скором времени отвести конопле, корреспонденту abctv.kz рассказал один из инициаторов проекта, генеральный директор компании KazHemp Максим Скрынник.

Стоит отметить, что применение конопли в качестве ценного источника сырья имеет богатую историю. Посконная ткань известна еще со времен древней Руси, пеньковое волокно использовалось в судостроении, конопляное масло и семена находили применение в производстве лекарств и в пищевой промышленности. В середине 1950-х Советский Союз занимал первое место в мире по посадкам промышленной конопли, но в начале 1960-х СССР вместе с другими странами – членами ООН подписал международную конвенцию, которая предписывала установить строгий контроль над выращиванием наркосодержащих растений, в том числе каннабиса. В последние годы интерес к промышленной конопле как к экологичной, универсальной и прибыльной сельскохозяйственной культуре, применяемой для производства продукции в самых разных отраслях, заметно вырос.

Все начиналось с интереса и в казахстанском проекте. "Оценивая перспективы развития в РК бумажного производства, мы понимали, что необходим доступный источник сырья, который мог бы перерабатываться на различные виды продукции. В процессе исследований, которыми наша компания занималась на протяжении последних трех лет, в качестве источников сырья мы рассматривали камыш, произрастающий в районе Балхаша, лен, солому и пшеницу. Но лабораторные исследования показали, что ни одно из этих растений не подходит для того, чтобы на его базе можно было запустить ряд производств в Казахстане и выйти со своим продуктом на мировой рынок", - рассказывает Максим Скрынник.

Изучение свойств сортов технической конопли, к немалому удивлению предпринимателей, показало, что из данного растения, не содержащего наркотических веществ, можно наладить выпуск сырья для предприятий целлюлозно-бумажного направления, продукция которых будет конкурентоспособна на мировом рынке. Впрочем, производство бумаги – это лишь одна промышленная отрасль, для которой техническая конопля идеально подходит в качестве сырьевой базы. По словам Максима Скрынника, даже навскидку можно говорить о перспективах применения растения как минимум в трех отраслях. В пищевой промышленности это в первую очередь производство конопляного масла и протеинов.

"Конопля содержит большее количество протеина, чем соя, но сою выращивают на поливных землях, которые в Казахстане в дефиците, а конопля произрастает и на неполивных. Полученный протеин можно применять и для примесей в кормовой промышленности, и для производства спортивного питания", - рассказывает Максим Скрынник. При выпуске суровых тканей конопляное сырье, как известно, использовали с давних лет, а что касается целлюлозно-бумажной отрасли, то здесь сферы применения могут быть абсолютно разными, от производства картона, пищевой упаковки и кареток для яиц до книжной и офисной бумаги. А ведь в современной промышленности еще есть такие области применения промышленной конопли, как производство канатов, строительных блоков и композитных материалов. 

Рынки и эксперименты
Следует отметить, что инициаторы проекта по развитию конопляного кластера рассматривают ориентир на экспортные рынки в качестве одной из главных установок. Давно прошли времена, когда за счет государственной поддержки можно было ориентироваться только на внутренний рынок, считает Максим Скрынник. Современный предприниматель должен стремиться выпускать лучшую в мире продукцию, а для этого уровень организации производства должен быть как минимум не ниже, чем у конкурентов из соседних стран, и вся линейка продукции из конопли, производство которой планируется наладить в Казахстане, должна быть представлена на мировом рынке.

Представление изделий из казахстанской конопли на мировой арене – пока дело перспективы, а для начала авторам проекта пришлось не только составить бизнес-план, но и отстоять свою идею перед МВД. Конопля априори запрещена к возделыванию в стране с той лишь оговоркой, что в том случае, если растение не содержит и сотой доли процента наркотического вещества под названием тетрагидроканнабиол, оно переводится в разряд сельскохозяйственных культур.

"С учетом нулевой терпимости нашего законодательства мы, можно сказать, пошли на риск и познакомились с украинскими учеными, которые обеспечили научное сопровождение проекта и пообещали, что семена конопли, которые мы будем выращивать, на 100% не содержат наркотической составляющей. Дело в том, что никто не знал, какой результат даст выращивание семян в климатических условиях, отличных от украинских. В начале года совместно с Министерством индустрии и развития мы разработали дорожную карту, заручились поддержкой Минсельхоза и даже МВД. Решили так: под контролем силового ведомства организуем опытные посевы в нескольких областях, проведем экспертизу, и если содержание наркотического вещества окажется нулевым, значит, будет признано, что мы имеем дело с сельхозкультурой, которую можно культивировать в больших масштабах. Ну а если анализ зафиксирует хотя бы минимальное отклонение от нулевого показателя, сочтем эксперимент неудачным, а тему – закрытой", - рассказывает Максим Скрынник.

В рамках эксперимента предприниматели засеяли около 50 гектаров в разных регионах республики. Вердикт экспертов гласил, что во всех регионах содержание наркотического вещества равнялось нулю, а вот потребительские свойства растения значительно отличались в зависимости от региона. Климат Южно-Казахстанской области оказался для конопли слишком жарким, в Карагандинской области эксперимент не удался по причине нарушения агротехнологии. В СКО, отмечает инициатор проекта, удалось получить растение с прекрасными техническими характеристиками, но суровый климат заставляет считаться с природными рисками и ограничивает сроки выращивания культуры. В результате самые лучшие результаты эксперимента оказались в Алматинской области, где посевы на опытных полях набрали ровно такую кондицию, которая требуется для использования в промышленном производстве.

"В Алматинской области мы уже подготовили 1700 гектаров земель под будущие посевы. Это первая ласточка, и есть намерение расширить масштабы посевов. Но, даже располагая такими площадями, мы можем перейти к промышленной обработке, которую планируем запустить осенью будущего года", - рассказывает предприниматель. Инициаторы проекта рассчитывают, что с этого самого первого шага начнется развитие отрасли и формирование кластера предприятия по выпуску продукции из технической конопли. При этом уровень освоения земель в течение следующих трех-четырех лет должен достичь 50 тыс. гектаров.

В пятилетней перспективе, надеются авторы проекта, можно будет говорить о получении с одного гектара 2 тонн волокна с различными характеристиками и для производства разных видов продукции, а в целом о 100 тыс. тонн сырья для текстильной промышленности. Что касается целлюлозно-бумажной промышленности, то примерный объем производства за указанный период может составить 200 тыс. тонн материала, из которого можно получить 100 тыс. тонн целлюлозы. По словам Максима Скрынника, предстоит выстроить с нуля цикл первичной переработки, на котором происходит очистка семян, разделение волокнистой и древесной части растения. Речь идет о строительстве примерно 12 новых предприятий по выпуску полуфабрикатного материала.

Для создания более высоких переделов, например, производства конопляного масла, вполне можно загружать мощности действующих предприятий. "В текстильной промышленности можно скорректировать технологический цикл на уже имеющихся предприятиях, изменить порядок линий и тогда войти в имеющуюся технологическую схему с нашим новым сырьем, чтобы загрузить мощности предприятий. Перспективы работы на целлюлозно-бумажный сектор неоднозначны. С одной стороны, если мы создадим мощности по производству целлюлозы, ее можно направлять на строительные предприятия, использовать при выпуске красок и строительных смесей. С другой стороны, мы вполне можем сотрудничать, например, с производителями картона. Но все же в качестве приоритетной мы рассматриваем задачу по созданию современного гибкого предприятия, "заточенного" на выпуск различных форм бумаги - с нуля, на лучших машинах, которые есть на рынке", - делится планами Максим Скрынник.

Очевидно, что реализация инициативы обойдется недешево и потребует времени. По оценкам инициаторов проекта, речь идет о сумме порядка 300-400 млн долларов и примерно о семи годах, которые потребуются на то, чтобы "конопляный" кластер заработал в полную силу. Отвечая на вопрос abctv.kz, рассчитывают ли предприниматели на получение мер поддержки со стороны государства, руководитель KazHemp выразил мнение, что нужно создавать такой кластер, который сможет работать даже при отсутствии мер поддержки, хотя любой проект только выиграет, если государство создаст благоприятные условия для бизнеса. "Если в процессе реализации проекта он все же получит поддержку, это хорошо; но он должен приносить прибыль сам по себе в стандартных рыночных условиях", -  такой позиции придерживаются авторы амбициозного и нового для рынка проекта.   

Юлия Кузнецова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться