Жалобы в Палату предпринимателей поступают со всех регионов страны. Наличие проблемы подтвердила и директор департамента таможенного администрирования НПП РК "Атамекен" Дина Мамашева. По словам эксперта, тотальный досмотр неэффективен. В регионах не нашли фактов нарушений, а сил и средств задействовали немало, сообщает inbusiness.kz.
В красной зоне
Представители нескольких крупных промышленных предприятий Костанайской области обратились в Палату предпринимателей за помощью. В начале июня начал действовать новый профиль риска в рамках системы управления рисками. Новый профиль предполагает жесткий контроль деклараций, оформленных в режиме реимпорта. Все владельцы свободных складов попали в красный коридор, что предполагает физический досмотр задекларированного товара.
Наиболее серьезные проблемы возникли у предприятий, которые работают круглосуточно. Факт в том, что сотрудников таможенного контроля недостаточно. Госслужащие не работают в ночную смену, есть сложности с выходом в выходные и праздничные дни.
В рамках подготовки к рассмотрению вопроса на заседании отраслевого совета Палаты предпринимателей Костанайской области удалось частично решить вопрос. На уровне областного департамента госдоходов разработали графики дежурств для проведения досмотров на ежедневной основе.
"Сложно оформлять готовую продукцию. Нам пришлось менять процесс отгрузки. Наши ежедневные производственные потери составили порядка 200 тонн продукции, или около 60 млн тенге. Буквально 17 июня ситуация выправилась. При оформлении начал выходить желтый коридор. Смогли вернуться в прежний режим работы", – описал ситуацию представитель ТОО "Евразкаспиансталь" (производство металлопроката) Константин Костюнин.
Однако в желтый коридор, который не предполагает физического досмотра товара, попали далеко не все. В производящем сельхозтехнику АО "АгромашХолдинг KZ" до сих пор проблемы. По данным компании, технику собирают в нескольких цехах, площадь которых огромна. Но для проведения досмотра все оборудование нужно собрать в одном месте, чтобы сотрудник таможенных органов смог за час завершить работу. Такой формат досмотра, по словам предпринимателей, создает серьезные сложности.
Сменить фокус
В защиту бизнеса высказались и железнодорожники. По их словам, происходит затоваривание площадок. Для станции Костанай это может обернуться новым коллапсом и серьезными проблемами с подачей/отправкой вагонов. Просто потому, что из-за системы управления рисками в области таможенного регулирования происходит задержка со стороны отправителя.
Об отмене профиля риска, который начал работу в начале июня, комитет госдоходов попросил и региональный департамент. Мнение чиновников поддержали и в Палате предпринимателей. Директор департамента таможенного администрирования НПП РК "Атамекен" Дина Мамашева отметила, что тотальный досмотр не имеет эффекта. Специалисты не могут визуально определить материал, из которого произведен товар. Такой формат работы эффективен лишь тогда, когда товар полностью меняют на другой.
"Мы постоянно поднимаем вопрос об эффективности и правомерности досмотров. Они должны иметь какую-то цель. Выявить нарушения при досмотре практически невозможно. Только если была полная замена товара. Даже круглосуточный досмотр не давал эффекта и не будет давать. Потому что глазками ничего определить нельзя", – отметила Мамашева.
Она также задалась вопросом о том, как можно вообще решить проблему неудобных досмотров. В прошлом на крупных предприятиях открывали так называемые пункты таможенного регулирования. Это облегчало работу. Однако сегодня часть компаний декларирует сразу несколько видов товаров в несколько смен с нескольких точек отгрузки. И здесь уже другой вопрос – будет ли у департамента госдоходов необходимое количество сотрудников?
В НПП "Атамекен" считают, что вариант решения вопроса эффективных досмотров предложить нужно. Потому что госорганы имеют на это право, пусть и при соблюдении некоторых условий. Да, тотальный досмотр стороны в принципе считают пустой тратой сил и времени. Более того, такой формат наносит серьезный урон экономике компаний.
Палата предпринимателей видит решение в изменении не только профилей рисков, но и оценки этих рисков. По мнению экспертов, стоит ориентироваться не на виды товаров, а на компании. Нужно изменять подходы к определению законопослушности предприятий и разрабатывать соответствующие формы контроля.
Изображение trackmetal с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Таможня Казахстана - стопор бизнеса: почему эффективность на нуле?