Поддержка бизнеса: не размениваясь на слова

Алексей Банцикин Алексей Банцикин
5424

Сервисная поддержка бизнеса является одним из основных направлений Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Однако именно этот сектор работы менее всего известен населению

Поддержка бизнеса: не размениваясь на слова

Сервисная поддержка бизнеса является одним из основных направлений Национальной палаты предпринимателей "Атамекен". Однако именно этот сектор работы менее всего известен населению. Причин тому много. Здесь и нежелание бизнесменов, получивших поддержку, попадать в софиты телестудий, и непубличность самих консультантов, сторонящихся популярности.

Между тем, это одна из сфер деятельности, в которой НПП добилась наибольшей эффективности. О том, чем "Атамекен" может реально помочь малому и среднему бизнесу, мы беседуем с заместителем председателя правления НПП Тулемисом Шотановым.

-  Тулемис Садыкович, из чего складывается сервисная поддержка бизнеса и кому она оказывается?

- Хотел бы сразу оговориться: объектами этой деятельности являются представители малого и среднего бизнеса. Крупные компании, обладающие большим штатом квалифицированных консультантов, как правило, не испытывают нужды в этом виде услуг. Поэтому нашим клиентом был и остается либо уже состоявшийся предприниматель МСБ, либо еще только вступающий на эту стезю гражданин.

Начну с того, что с 2015 года Национальная палата предпринимателей, по постановлению правительства и согласно договору с заказчиком, - Министерством национальной экономики РК, - в рамках единой программы "Дорожная карта бизнеса-2020" осуществляет мероприятия по нефинансовой поддержке бизнеса. В прошлом году мы реализовывали свои функции по трем компонентам программы: сервисная поддержка бизнеса, информационное консультирование и бизнес-учеба. Все эти элементы взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.

- Признаюсь, сразу возникает вопрос: зачем учить бизнесу в стране, которая уже 25 лет существует в условиях рынка?

- Вопрос правомерен. Но мне хотелось бы сразу дистанцироваться от оценок деятельности институтов, которые ранее этим занимались. Я могу только сказать, что лишь сейчас, с появлением Национальной палаты предпринимателей эта работа приобрела системность. Зачем надо учить бизнесу? Во-первых, мы реализуем поручение Главы государства об увеличении доли предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП страны. Сегодня этот показатель уже превышает 25 процентов. Во-вторых, мы, как любая клиентоориентированная организация, реагируем на спрос. А он очень высокий и постоянно растет. Давно отмечено, что именно в кризис люди принимают решение заняться своим делом. Но ситуация такова, что даже на 25 году жизни в условиях рыночной экономики многие из них не знают с чего начать. Только что зарегистрировавшийся предприниматель испытывает сложности с бухучетом, проблемы с построением бизнес-плана, формированием конкурсной документации, с нехваткой оборотных средств, либо это проблемы юридического характера… И, к сожалению, чаще всего начинающий бизнесмен остается с этими вопросами один на один.

Именно этот комплекс проблем решает программа "ДКБ-2020", в рамках которой мы работаем. Наша цель – дать предпринимателю не заблудиться в мире информации и выбрать правильный вектор в своей дальнейшей деятельности.

- С чего вы начали?

- С подбора консультантов. Согласитесь, обучать бизнесу должен профессионал, обладающий определенными квалификационными требованиями – образованием, опытом работы в данной сфере. Конкурс был строгим и в результате мы отобрали 800 человек, которые сейчас работают в 16 регионах Казахстана.

- Где именно?

- У нас уже есть и своя инфраструктура в виде Центров поддержки предпринимательства, и в виде офисов тех структур, которые занимались этим до передачи этих функций Палате – Центров обслуживания предпринимателей. Хочу отметить, что местные исполнительные органы активно поддержали НПП. Например, в Актюбинске областной акимат передал  нам здание под  ЦОП в доверительное управление.

Механизм работы не сложен. Предприниматель, - состоявшийся или будущий, - обращается в ЦПП или ЦОП и получает консультацию и помощь по любому интересующему его вопросу. Нужно составить бизнес-план, чтобы обратиться в банк за кредитом – пожалуйста, к вашим услугам специалист по маркетингу. Нужно разработать сайт-визитку своего предприятия – просим к IT-специалисту. Восемь спецов проконсультируют вас по любому профильному направлению.

- Включая информацию о мерах господдержки?

- Совершенно верно. Вы знаете, приступив к работе мы с удивлением для себя обнаружили, что большинство бизнесменов, даже с большим опытом работы в этой сфере, не знают, на какие механизмы господдержки они могу рассчитывать. И мы восполняем этот пробел.

Отмечу такой момент. Мы строго контролируем работу консультантов. Каждый их клиент по окончанию работы заполняет специальную анкету, где указывает, удовлетворен он консультацией или у него есть нарекания. Кроме того, в НПП функционирует контакт-центр, позвонив сюда, предприниматель может изложить свою проблему.

- И насколько эффективна эта работа? Сколько новых производств введено в эксплуатацию при поддержке НПП?

- Мне сложно, что-то сказать о статистике вновь открытых предприятий. Как я уже говорил, к нам обращаются не только начинающие, но и уже действующие субъекты МСБ. Кто-то еще только открывает свое дело, а кто-то расширяет уже существующий бизнес. Но одно могу сказать точно: в 2015 году мы обслужили свыше 30 тысяч предпринимателей, оказав им 40 тысяч услуг. А при плане в 140 тысяч консультаций, мы оказали 212 тысяч. Все это подтверждается актами выполненных работ – документами финансовой отчетности, которые мы передаем заказчику. Хочу обратить ваше внимание, что это кратное перевыполнение поставленных плановых показателей. Но это цифры только по одному компоненту – сервисной поддержки. А есть и другие. Например, уже упоминавшееся здесь обучение основам бизнеса.

- Если можно, расскажите об этом подробнее?

- Я уже говорил о том, что бизнесмены могут рассчитывать на меры государственной поддержки. Но государство должно быть уверено, что оказывает их человеку, имеющему представление о том, чем и как он будет заниматься, знакомому с основными понятиями бизнеса, берущим на себя ответственность за результат своей деятельности. Кроме того, есть так сказать "подводные камни", сопровождающие работу любого бизнесмена.

Обучение бизнесу у нас состоит из двух этапов. Первый – программа "Бизнес-советник". На этом уровне мы даем самые элементарные и необходимые понятия маркетинга, бухгалтерского учета, действующего законодательства о предпринимательстве. Здесь предлагаются схемы работы бизнеса. Прошедшие курс "Бизнес-советник" получают специальный сертификат, который дает им право обращаться за поддержкой в госорганы.

Второй этап – "Бизнес-рост" - рассчитан на более подготовленного клиента. На этом уровне идет более углубленное обучение всем необходимым практическим навыкам и методам ведения бизнеса.

И, наконец, третий элемент – это проектное обучение, в ходе которого мы направляем группы предпринимателей на уже действующие объекты. Согласитесь, иногда мало одних только теоретических знаний. Важно, чтобы человек так сказать пощупал своими руками. Бизнесмены с опытом, закаленные в борьбе за свое место на рынке, на примере своего дела рассказывают о тонкостях и нюансах работы. Этот курс имеет свою отраслевую специфику. Скажем, будущего фермера мы направляем на уже давно работающую молочную ферму, и ее владелец рассказывает о секретах работы в этой сфере, проводит своеобразный мастер-класс.

О показателях нашей работы. При плане в 12 тысяч предпринимателей, мы обучили основам бизнеса 15 тысяч человек. То есть, и здесь мы перевыполнили план.

- Вы можете указать примеры, когда поддержка палаты привела к реализации яркого бизнес-проекта?

- Я приведу лишь одну цифру: 2880 предпринимателей получили финансирование после того, как они получили консультации и обучение в наших центрах. В основном, это, конечно, МСБ: тепличные хозяйства, животноводство, сектор услуг – бани, парикмахерские, ателье, химчистки… Мы помогаем предпринимателю оформить бизнес-план, он идет в банк и получает финансирование на реализацию своей идеи. То есть, благодаря нашей работе уже появились предприятия, отчисляющие налоги и создающие новые рабочие места. Еще раз замечу – это только вновь открывшиеся предприятия. А мы консультируем и действующий бизнес.

- Что дальше? Каким будет следующий этап развития этого направления деятельности НПП "Атамекен"?

- Сегодня наша задача повысить качество оказываемых услуг. И хотя данные нашей контакт-службы показывают, что 95 процентов обратившихся в ЦПП и ЦОПы бизнесменов в целом удовлетворены, мы хотим продолжить эту работу. Что для этого нужно? Мы намерены максимально стандартизировать все процессы, внедрить систему учета, минимизировать влияние человеческого фактора. Иными словами, наш клиент еще только формулирует свою проблему, а уже получает готовый кейс ее решений. Понятно, что всегда есть индивидуальные нюансы, но какие-то фундаментальные вещи должны быть стандартизированы. То есть, пришел человек, задал вопрос и у нас уже максимально должен быть готов ответ. Понятно, что консультант должен человека посвятить в нюансы, но фундаментальные основы должны быть стандартизированы и распространены на весь Казахстан.

В системе оценки качества мы хотим видеть конкретного человека. Насколько конкретный Иванов, Петренко, Уразбаев и Ахметов удовлетворен нашей работой? Какую именно он услугу получил? Решить это мы хотим путем создания единой автоматизированной платформы. Но это вопрос будущего, а пока мы собираемся внедрить СМС-рассылку по опыту того, что делают наши телекоммуникационные компании. Клиент может дать оценку работе ЦПП путем отсылки СМС-сообщения.

Кроме того, мы провели исследование, и установили, что именно ждут от нас наши клиенты-бизнесмены. Выяснилось, что самым большим спросом пользуются услуги по сопровождению проектов и информация по государственно-частному партнерству. Сегодня мы уже обсудили этот вопрос с нашим заказчиком, Министерство национальной экономики РК, и договорились, что в последующем внедрим два этих элемента, два вида услуг.

В каком направлении мы будем двигаться дальше? Очевидно мы замкнем на Палату весь комплекс услуг для бизнесменов. Важно, чтобы наши ЦПП и ЦОПы работали по методу "одного окна". Обратившись к нам, бизнесмен сможет и зарегистрировать свое предприятие, и получить помощь в оформлении всех разрешительных документов, и даже – выбрать направление своей деятельности, свой проект. В этом, безусловно, ему поможет уникальный инструмент, разработанный НПП "Атамекен" - Карта регионального развития. В ней аккумулирована уникальная информация. При помощи Карты предприниматель найдет свою нишу в конкурентном рынке, инвестора, сырье, заключит договор с энергоснабжающей организацией и с покупателями свой продукции. Ведь, не для кого не секрет, что поиск рынков сбыта сегодня выходит на первый план в бизнесе.

И мы надеемся, что наша поддержка бизнеса приобретет еще более конкретные формы.

 

Алексей Банцикин 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться