Подростковый суицид. Учимся договариваться

5667

Статистика ВОЗ показывает, что число суицидов в Казахстане растет. Страна занимает третье место в мире и первое в Центральной Азии по числу самоубийств. 

Подростковый суицид. Учимся договариваться

В эфире Instagram-аккаунта @atameken.business журналист и телеведущая Atameken Business Алина Грей говорила с психологом и коучем Вахтангом Джапаридзе о том, как уберечь подростка от попытки суицида.

Ужасающая официальная статистика показывает рост самоубийств среди подростков. Алина Грей в рамках эфира также озвучила, что 70% покончивших жизнь самоубийством казахстанцев – мужского пола. Причем данные исследований ВОЗ показывают, что речь идет о детях и взрослых, которые чаще всего не являются представителями социально уязвимых слоев населения. Речь не идет о неблагополучных семьях. Портрет самоубийцы изменился. И такая динамика в Казахстане наблюдается уже не первый год. 

"Если гвоздить о склонности человека, то это доминирующий эпилептоидный психотип, для которого характерно восприятие реальности: я победил или проиграл. Этот психотип не мыслит на равный. Только "я начальник – ты дурак" или наоборот. У нас самые популярные виды спорта в Казахстане – единоборства. И этим все сказано. Это особенность коммуникаций в процессе воспитания. Предъявление высоких стандартов к мужчине, ребенку, подростку", – отметил в самом начале разговора Вахтанг Джапаридзе.

Специалист также подчеркнул, что есть еще один фактор – категоричность. Люди (подростки) привыкают видеть себя лишь на двух позициях: победитель или неудачник.

"Группа, общество, иногда семья наказывают за подобные промахи молчанием, презрением, а иногда физическим наказанием. За личные неудачи. И личной неудачей может восприниматься четыре с плюсом. И ты уже недостаточно хорошо, чтобы получать одобрение. Таким образом формируется зависимость от социального одобрения, от мнения и оценок окружающих. Позитивных и критических", – отметил Джапаридзе.

При этом он отметил, что привычка мужчин замалчивать проблемы и переживать их один на один типична не только для казахстанского менталитета. Так дела обстоят во всем мире: женщины ищут общения и сопереживания, а мужчины пытаются решить проблему самостоятельно.

Одной из ключевых проблем специалист назвал отсутствие видения будущего: куда вкладывать деньги, как развиваться, чему учить детей. По мнению психолога, сегодня многие казахстанцы, в том числе мужчины и подростки, не имеют чувства перспективы.

Именно высокие требования со стороны окружающих, категоричность в оценках и отсутствие перспектив и далеко идущих планов в комплексе могут привести к суициду. При этом одним из возможных факторов, повышающих риск появления суицидальных наклонностей, психолог назвал состояние ребенка в период от начала беременности и до полутора лет. Он отметил, что во многом отношение и мысли матери и родителей в целом влияют на желание человека жить.

"Достаточно во время беременности некоторое время просто думать, нужен этот ребенок или нет, вести на эту тему разговоры, и уже оттуда может сформироваться желание не жить. Человек может родиться с этой установкой. Дети быстро считывают реальное содержание ваших эмоций. Но важно понимать, что одной главной причины не существует. Нужен комплекс причин, чтобы самоубийство случилось. Но если уже в раннем детстве появилась первая трещинка, когда ребенок считает мир опасным, недружелюбным местом, уже оттуда может вектор склониться. Понятно, что со многими это происходит, но не все совершают суицид", – отметил психолог.

При этом практика показывает, что агрессивная среда, напротив, чаще вынуждает бороться за жизнь. Здесь желание выжить выходит на первый план. Когда же человек уже думает о собственном развитии, комфорте, своем месте в этом мире, ему важно понимать собственную важность и ценность. Специалисты допускают, что чаще случаи самоубийств в благополучных семьях стали происходить по причине смены ценностей со стабильности в материальном и душевном плане на постоянную успешность и статусность каждого члена семьи. Для таких детей проигрыш на соревнованиях тоже может стать триггером, не говоря уже о несчастной любви, разводе родителей или других негативных ситуациях.

"Если в жизни вашей семьи или ребенка наступает такая ситуация, ему нужно в 2-3 раза больше внимания. Внимание нужно обращать на любое изменение в поведении: замкнулся, пропадает где-то или, наоборот, находится в состоянии эйфории или возбуждения. Адекватные родители отреагируют. Адекватность – умение сохранять взаимоотношение, доверительные отношения с ребенком", – отметил Вахтанг Джапаридзе.

При этом психолог в рамках эфира очень жестко высказался в адрес тех, кто жалуется на то, что дети ему не доверяют и не рассказывают о своих бедах и проблемах. Он назвал это отсутствием эмоциональной связи и формальным статусом близких людей.

"Родные люди вколотили в них такое количество негатива, что при одном соприкосновении больно. Например, ребенок вам рассказывает, что он что-то натворил. Он еще не понял, что плохо сделал, а вы его стукнули. После он не будет доверять. С живым существом нужно общаться с помощью внушения и ласки. Нельзя его бить, наказывать, насиловать, истязать.

То, что он пришел и сказал, по сути, призыв о помощи. Помогите ему разобраться. В общении, диалогах вы вместе приходите к пониманию, почему это неправильно и как может навредить. Если вместо такого диалога он получает агрессию, то закроется. Будет искать сопереживание и сочувствие на всяких интернет-сайтах, пропагандирующих суицид", – резюмировал Джапаридзе.

При этом психолог настаивает на том, чтобы родители учились договариваться со своими детьми на равных, прекращали давить авторитетом и возрастом. Также рекомендовал регулярно задаваться вопросом о собственной адекватности и психическом состоянии. По мнению специалиста, каждый ребенок имеет право на отношение как к уважаемой личности. Ведь, чтобы довести человека до серьезного расстройства, достаточно лишь много критики, отсутствие любви и поддержки.

"Если у вас крепкая эмоциональная связь с вашими членами семьи и если есть человек, с которым вы в диалоге, резко снижается риск, что вы останетесь один на один с болью, опустошением, и возникнет иллюзия, что вы никому не нужны и не хотите жить", – отметил психолог.

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться