Департамент госдоходов по городу Рудному, по подсчётам специалистов Департамента гоисмущества и недвижимости, занимает лишние 473,4 м2. Расчёты вели согласно приказу министра финансов, датируемому 2015 годом. В документе сказано, что на каждого сотрудника госорганов положено 7,5 м2.
"Кабинет руководителя управления превышен на 32 м2. Имеется комната отдыха 14,5 м2, умывальник 2,3 м2, душевая 1,4 м2 и персональный туалет 1,3 м2. Данные помещения не предусмотрены нормами. Также есть отдельный вход и выход для руководителя. По площадям на сотрудников превышение составляет 81,3 м2. Есть комната для приёма пищи – площадь 23,6 м2, что не предусмотрено нормами", – рассказал руководитель Департамента госимущества и недвижимости Костанайской области Айбек Галымжанов.
По словам г-на Галымжанова, о необходимости ужаться в площадях налоговикам Рудного сообщили письмом ещё в июле текущего года. Однако до сих пор все кабинеты не освобождены. А ведь само здание находится на балансе не Управления госдоходов, а Департамента госимущества. Проблему поднимают ещё по одной причине: в освободившиеся кабинеты должны были заехать работники Управления казначейства по городу Рудному. Сегодня они занимают отдельное здание, содержание которого обходится республиканскому бюджету в 338 тысяч тенге ежемесячно.
При этом нежелание налоговиков освобождать помещения, по словам г-на Галымжанова, доставляет трудности не только самому Департаменту госимущества. В освободившихся помещениях ведёт ремонт подрядчик: готовят кабинеты к переезду казначейства. Часть работ он выполнил, но завершить проект не может.
В Департаменте госдоходов Костанайской области поддерживают рудненских коллег и настаивают на том, что имеющиеся площади им понадобятся в ближайшее время. Заместитель руководителя областного департамента Куанышбек Бекшин подчеркнул, что к 2020 году будет введено всеобщее декларирование, а значит, появится и необходимость в новых помещениях. По его словам, подразделениям в регионах нужно создавать условия для комфортного приёма граждан. В Департаменте госимущества апеллируют тем, что на всеобщее декларирование уже предусмотрели помещения общей площадью 200 м2.
Впрочем, у Департамента госимущества и недвижимости есть претензии к управлениям госдоходов и в других городах и районах области. Главным образом речь идёт о комнатах отдыха руководителей ведомств, которые, согласно приказу министра финансов, не предусмотрены. Такие нашли у главы департамента области, а также в управлениях госдоходов Лисаковска, Житикары, Тарановского и Костанайского районов.
Под одним начальником
Аналогичные споры идут у Департамента госимущества с Департаментом юстиции. И это притом, что подчиняются госорганы одному министерству – юстиции. Областное ведомство занимает лишние 406,5 квадратного метра. У заместителя руководителя есть собственная комната отдыха, а общее превышение норм по занимаемой площади составляет 65,6 квадратного метра. Письмо с просьбой освободить помещение в Департаменте юстиции оставили без ответа.
Чтобы переселить двух госслужащих Управления юстиции Джангельдинского района, Департаменту госимущества пришлось идти в суд. Пока доказать свою правоту они не смогли. 28 ноября 2018 года Специализированный межрайонный экономический суд Костанайской области отклонил иск Департамента госимущества о выселении Управления юстиции Джангельдинского района. Айбек Галымжанов же настаивает на том, что размещать двух госслужащих на площади 181,1 квадратного метра нерационально.
В областном Департаменте юстиции на претензии отвечают, что сотрудников не двое, а пятеро: два госслужащих, два делопроизводителя и архивариус. Не устраивают и предлагаемые площади: они меньше, чем предусмотрено нормами. Руководитель областного Департамента юстиции Мейржан Тулепов отметил, что кабинет начальника 11 вместо 20 квадратных метров, да и кабинеты сотрудников поделены пластиковыми перегородками.
Средняя жилплощадь
Эти нарушения выявили в ходе инвентаризации, в рамках которой были проверены условия размещения 160 территориальных подразделений центральных государственных органов. Айбек Галымжанов отметил, что сегодня эти госорганы занимают 37,2 тыс. м2 полезной площади при численности госслужащих 1920 человек. На одного работника терподразделений фактически приходится 19,3 м2, что превышает допустимую норму размещения в 2,5 раза. В ведомстве подчёркивают, что под оптимизацию должны попасть 3,1 тыс. м2.
Причём мало кто сопротивляется переезду. К примеру, в Костанайском районе уже переселили Управление казначейства. В освободившиеся кабинеты площадью 168,6 м2 заехали сразу несколько госорганов: Костанайская районная теринспекция Минсельхоза, ветинспекция, районное статуправление, фитосанитария. Есть аналогичные примеры по Костанаю и другим районам области.
Как отметили в Департаменте госимущества, освобождающиеся здания и помещения предлагают акиматам районов и городов. Если необходимости в дополнительных площадях у местных исполнительных органов нет, то имущество идёт в конкурентную среду. Помещения предлагают сначала в аренду, после в доверительное управление, а если нет желающих, то выставляют на продажу в рамках приватизации.
Татьяна Шестакова