Подземный пленэр на шахте АО "АрселорМиттал Темиртау"

12238

Карагандинские художники спустились на нулевой горизонт шахты "Казахстанская" АО "АрселорМиттал Темиртау" и побывали в лаве участка № 3, где добывается уголь, передает inbusiness.kz.

Подземный пленэр на шахте АО "АрселорМиттал Темиртау" Фото: AMT

Представление о шахте у обычных людей складывается из рассказов самих горняков, случайно увиденных фото и видео шахтеров. А сегодня, в век цифровых технологий, и вовсе из смоделированных изображений и компьютерной графики. 

Несколько десятилетий назад карагандинские художники спускались в шахту за истинным мотивом для картин. И вот спустя столько лет эту практику решили возобновить на одной из шахт АО "АрселорМиттал Темиртау". 

В числе тех, кто решился увидеть своими глазами нелегкий труд шахтеров, а затем изобразить увиденное на своих полотнах, были и заслуженные мастера, корифеи, и юные студенты гуманитарного колледжа.

Все было по-настоящему  спецодежда, инструктаж, трамвай и монорельс, словом, весь горняцкий путь до рабочего места. Группу встретили и сопроводили в лаву бригадира Евгения Подогова начальник участка № 3 Ринат Гафаров и начальник по хозяйственной службы Андрей Педора, подробно рассказав о современной системе мониторинга на подземном предприятии.

С первых минут в шахте люди искусства не скрывали эмоций. И привычное представление в черно-белых тонах улетучилось мгновенно.

 Впечатления потрясающие!  Ожидал увидеть одно, а увидел другое.  Как будто ушел в другой мир, фантастический мир на глубине 500 метров, – говорит скульптор, член Союза художников Казахстана, руководитель Карагандинского союза художников Айдархан Калмаханов.  Когда-то у меня сложился стереотип о шахте по старым фильмам и фотографиям: черное пространство, все черно-белое. А когда зашел – увидел новые здания, современный интерьер, мозаику. А когда спустился в глубину – первое открытие, что света здесь намного больше!  И даже люди, идущие в темноте шахты со светоотражающими полосками на одежде в лучах фонарей кажутся настоящими инопланетянами. Впечатление, что это не шахта, а какая-то сверхсекретная база!

Многие карагандинские художники выросли в шахтерских семьях. Но спустились в клети на уровень моря и вдохнули подземный воздух впервые.

 Я вырос в семье шахтера, отец проработал в шахте 33 года,  рассказывает художник, член Союза художников Казахстана, заслуженный деятель искусств РК Владимир Проценко.  А сам я впервые в шахте, хотя мечтал об этом уже давно.  И вот, наконец, мечта осуществилась, за что спасибо проекту! Впечатления, конечно, мощнейшие!  Впечатлен еще с первых шагов на поверхности, увидев систему медицинского контроля и доступа, систему безопасности. Появилась уверенность в том, что шахты развивают и вкладывают в них много, видно, что идет забота о людях, о безопасности труда.  Видно, что компания заботится о людях, виден хороший настрой людей.

Владимир Проценко, хотя и работает больше в жанре пейзажа, тем не менее, вдохновившись горняцкими образами, решил выйти за рамки привычного:

"Хочу написать характер этих мощных людей, которые нас встречали, так жизнерадостно улыбаясь. Несмотря на то, что тут такие сложные условия – пыль, тяжелый труд, немалые физические нагрузки. Это впечатляет".

Галина Коломенская  художник-живописец, член Союза художников РК, из семьи горных проектировщиков. Но, как и коллеги по цеху, в шахте оказалась впервые. 

 Очень интересно и волнительно. Уголь – это миллионы лет, и сейчас мы запросто прикасаемся к этой истории, спрессованной в огромном временном промежутке,  говорит Галина Коломенская. 

А вот Юлия Комарницкая уже не в первый раз в шахте, но признается, что острота эмоций и ощущений зашкаливает.

"Название нашей выставки  "Комир Журек"  "Угольное сердце". Действительно, уголь является сердцем Караганды. Уверена, что наши картины расскажут и покажут людям, как уголь красив эстетически и насколько важен для нашей жизни",  отмечает Юлия Комарницкая.

Большая половина группы арт-мастеров состояла из художников-авангардистов. Любовь Гуменюк – художник-исследователь, работает, опираясь на философские практики, классические учения. А Лариса Карчевская – фотограф, журналист, искусствовед, работает с нейросетевой графикой и перформативными практиками. Каждый из них по-своему увидел шахту, уголь, горняков. И такие проекты помогают ломать стереотипы о шахтерах и подземных предприятиях, открывая новые грани представлений о нелегком, но столь нужном людям горняцком труде.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться