Поесть с помощью смартфона

Поесть с помощью смартфона

11:38 13 Июль 2016 6822

Поесть с помощью смартфона

Автор:

Асель Абдрахан

Казахстанский рынок мобильных приложений в сфере общественного питания демонстрирует рост. Уже сегодня их насчитывается больше 20. 

Объем казахстанского рынка фудлогистики, по оценке международной компании foodpanda, составляет около 100 тысяч заказов в месяц, в стоимостном выражении это 200-500 млн тенге. 10-15% (20-75 миллионов тенге в месяц) рынка приходится на фудсервисы. Казахстанский рынок мобильных приложений в сфере общественного питания демонстрирует рост. Уже сегодня их насчитывается больше 20.

Условно мобильные приложения, доступные для казахстанцев, можно разделить по их функционалу. Самая популярная функция – это заказ еды с последующей доставкой. В этой нише главными флагманами на сегодня являются представительство мировой сети foodpanda и отечественный продукт Chocofood. Следующая категория – гиды ресторанов и системы отзывов, включающие приложения Gurman, HOLA, Time to chill, RestoГид Almaty, российский проект Handy meal. Отдельной группой можно выделить индивидуальные приложения заведений, оснащенные функциями доставки и системой лояльности – это приложения алматинских "У Афанасича", "Orient Лағман&кафе", сети пекарен La Tartine и суши-маркеты.

Монетизация фудсервисов и агрегаторов происходит разными путями: комиссия с заказов, абонентская плата за размещение заведений на сайте или в мобильном приложении, проведение рекламных кампаний партнеров. В интервью abctv.kz генеральный директор foodpanda Kazakhstan Борис Каптелов рассказал, как зарабатывает глобальный агрегатор, представленный в 24 странах.

"Бизнес-модель foodpanda основана на точном соответствии цен в меню ресторана и на нашей платформе. То есть, клиент поверх стоимости еды частично оплачивает стоимость доставки, но не переплачивает за сами блюда. В свою очередь, рестораны платят нам комиссионное вознаграждение за привлечение клиентов, без абонентской платы, только процент с реально переданных в работу заказов", - делится Борис Каптелов. Комиссия варьируется в зависимости от уровня партнера – процент с заказов для крупных сетевых игроков с большими объемами ниже, чем комиссии для индивидуальных ресторанов со слабым брендом.

По оценке foodpanda, объем казахстанского рынка фудлогистики составляет около 100 тысяч заказов в месяц, включая агрегаторы, суши-маркеты и рестораны с собственной службой доставки. Эта цифра формируется в основном двумя городами – Алматы и Астаной. В зависимости от сезонности, в целом рынок доставки еды в Казахстане колеблется в диапазоне 200-500 миллионов тенге в месяц. Как объясняют это в компании foodpanda Kazakhstan, погодные условия оказывают ключевое влияние на объем продаж: чем хуже погода, тем больше желающих заказать еду на дом или в офис.

По словам Бориса Каптелова, рынок фудлогистики и принятие новых технологий в сфере питания по всему миру развивается очень активно, но Казахстан в этом плане находится в начале пути. Так, по данным компании, агрегаторы составляют только 10-15% рынка доставки еды в Казахстане, то есть, объем рынка фудсервисов - 20-75 миллионов тенге в месяц, 30% этого показателя занимает foodpanda. В России процент охвата подобными сервисами составляет около 40% и еще выше на рынке развитых стран.

"Когда мы здесь только появились, рестораторы вообще не понимали, как доставка еды может работать без использования call-центра, они не верили, что кому-то может быть интересен сайт или приложение", - говорит Борис Каптелов.

foodpanda работает на рынке Казахстана два года, и в самом начале редкие рестораторы были готовы к более продвинутым отношениям с клиентом, в основном это были крупные сети с международным опытом. Как заявляет Борис Каптелов, сегодня все партнеры foodpanda в Казахстане, а это около 400 заведений, сотрудничают с агрегатором только через мобильное приложение.

Помимо дополнительного канала взаимодействия с клиентами и обеспечения собственной службой доставки, foodpanda предоставляет партнерам аналитику ценовых предложений, рейтинга ресторанов по качеству обслуживания. "С помощью нашей обратной связи и рекомендаций,  мы очень активно и намеренно стимулируем конкуренцию на этом рынке. И многие рестораны к нам прислушиваются", - рассказывает Борис Каптелов.

Компания отслеживает появление новых интернет-проектов в сфере питания, но как действительных конкурентов локальные стартапы не рассматривает.

"Реальная конкуренция для foodpanda возникнет, если кто-то из мировых, равных нам в масштабе лидеров заинтересуется рынком Казахстана", - говорит г-н Каптелов.

Однако позиция глобальных лидеров не умаляет энтузиазма стартапов. CEO проекта Restea Санжар Даныбаев объяснил, почему сфера общественного питания так интересна новым интернет-проектам: "Это ниша, на которой есть огромный спрос. Люди едят каждый день, и мы хотим сделать этот процесс еще проще. Ресторанный бизнес в Казахстане развит достаточно хорошо, что дает нам возможность развиваться в этой сфере и помогать таким заведениям осваивать новые технологии". По словам руководителя стартапа, "Restea – это Uber для еды", который обладает функционалом, выходящим за рамки уже существующих сервисов. Помимо заказа еды, в том числе предоплаты для посещения заведения или доставки блюда, бронирования столиков по предоплате, Restea оснащен фишками "Я голодный" и "Домашние повара". В первом случае пользователь указывает сумму, которую готов потратить на еду, и начинает получать предложения блюд, комплексных обедов и от ближайших заведений, соответствующие указанной цене. Как отмечает Санжар Даныбаев,  данная функция меняет модель взаимоотношения "потребитель выходит на производителя" на "производитель выходит на потребителя". "Данная функция является прорывной хотя бы потому, что ранее, лет 10 назад, было неслыханно для владельцев общепита видеть свою целевую аудиторию у себя на ладони и иметь возможность взаимодействовать с ней", - говорит г-н Даныбаев. "Домашние повара"  - это возможность зарабатывать всем, кто умеет вкусно готовить, то есть, составит конкуренцию ресторанам, кафе и столовым.

Сейчас разработчики проекта готовятся к запуску Restea с перечисленными функциями, но в дальнейшем планируют ввести возможность выбора заведения непосредственно для проведения мероприятий, а также добавлять для пользователей онлайн мастер-классы по приготовлению пищи.

Санжар Даныбаев уверен в том, что Restea, распространившись сначала в Казахстане, будет популярен и в других странах: "У нас очень много новых функций, которых нет у других проектов как на отечественном, так и на мировом рынке. Мы делаем все, чтобы пользователь сохранил свое драгоценное время на поиске любых заведений, связанных с едой, и мог выбрать самое выгодное для себя предложение".

"Мобильные приложения удобны и интересны как администраторам заведений, так и клиентам", - говорят представители сети французских пекарен La Tartine в Алматы, они активно используют свое мобильное приложение и сотрудничают с сервисом foodpanda и новым проектом Zenge. Приложение latartine, запущенное в марте 2015 года, на сегодня насчитывает 2600 скачиваний. Изначально программа предоставляла лояльным клиентам бонусы и акции, оповещала о новостях компании. Два месяца назад в приложении была введена функция собственной бесплатной доставки. Благодаря этому пекарни в среднем стали получать равное количество заказов с индивидуального приложения и с агрегатора foodpanda. Что касается стартапа Zenge, позволяющего клиентам делать предзаказ блюда и оплачивать его онлайн, по опыту La Tartine, на данном этапе все возможные попытки разработчиков улучшить сервис Zenge пока не приводят к эффективной работе.   

Несмотря на открытость компании новым технологиям, большинство клиентов La Tartine все еще предпочитают приобретать продукцию непосредственно в пекарнях или заказывать по телефону. Однако администрация алматинских заведений настроена и дальше развивать канал коммуникации с клиентами через смартфоны. "Мы планируем сфокусироваться на собственном приложении, развивая собственную логистику и предлагая больше возможностей клиентам", - говорят в компании.

Асель Абдрахан, Алматы

Материалы по теме:

organicheskaya-produkciya-prodat-podorozhe

proekt-anglijskih-arhitektorov-v-astane-vozvedut-iz-produkc

«obshestvennyj-sovet-ne-dolzhen-stat-pridatkom-kakogo-libo

neft-utekla-k-«medvedyam»

zhadnost-do-yazvy-dovela-sibirskoj

загрузка

×