У казахстанских пассажиров такси не выработалась культура требовать чеки за оплаченную поездку. Объяснить это можно тем, что законодательно обязательство по выдаче фискального документа перед частными извозчиками в стране закреплено сравнительно недавно. Требование заработало с 1 апреля 2019 года, а с начала этого года предприниматели должны использовать контрольно-кассовые машины (ККМ). В связи с этим в управлении государственных доходов рекомендуют пользователям услуг такси реализовывать свое право и просить фискальный документ у водителя. Он может стать доказательной базой при ДТП или других спорных случаях. Также чек часто нужен командировочным сотрудникам, который будет свидетельствовать о тратах для получения компенсации. Выдача чеков означает и фискализацию оборотов таксиста и компании, в которой он работает, то есть их выход из серой зоны в правовое поле.
"С 1 января 2020 года предприниматели должны использовать контрольно-кассовые машины (ККМ), которые включены в наш реестр. В нашем реестре ККМ имеются офлайн и онлайн модели, порядка 96 моделей онлайн-ККМ. Чеки, выданные в электронном виде, имеют фискальную силу, они легальные. Офлайн-кассы налогоплательщики могут использовать в основном в местах, где нет Сети", – комментирует руководитель управления государственных услуг комитета государственных доходов министерства финансов РК Зангар Шындали.
Иными словами, сегодня для легальной работы таксопарки должны регистрироваться в качестве налогоплательщиков в органах государственных доходов, а за оказанную услугу они должны предоставлять чеки пассажирам вне зависимости от формы оплаты, которую выбрал клиент.
Но пока сфера такси не стремится выходить из тени. ККМ пользуются извозчики далеко не всех таксопарков и мобильных приложений такси. Так, например, получить фискальный чек не представляется возможным, пользуясь услугами крупного сервиса InDriver и диспетчерской службы такси "Регион", которая работает в Нур-Султане, Алматы, Павлодаре, Шымкенте и Караганде. Сервис Bolt, который доступен пока только в Нур-Султане, чеков также не выдает. После поездки отправляется на почту только отчет без указания обязательных регистрационных деталей. Из международных агрегаторов пассажирских перевозок электронный чек выдают в "Яндекс.Такси", найти его можно в самом приложении.
"И сейчас на рынке у нас есть мобильные сервисы по заказу такси, которые предоставляют через свое приложение чеки. С теми сервисами, которые еще не внедрили такую функцию, мы сейчас ведем работу", – пояснил Зангар Шындали.
Если таксист не выдал чек, то потребителю можно оставить жалобу в мобильном приложении "Народный контроль", отметил руководитель управления госуслуг КГД. Для этого необходимо установить приложение, зафиксировать нарушение, указать адрес и номер машины. При первом случае нарушителям предъявляется предупреждение, при повторном – выписывается штраф.
Саян Абаев
Подпишитесь на наш канал Telegram!