/img/1920х100.png
/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 400,36 Brent 36,55
«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

В Алматы, в Kazarian Art Center, открылась выставка современного искусства. 

08:00 11 Март 2020 8724

«Поиск истины» художницы и стюардессы Николь Карстенс

Автор:

Ольга Власенко

Фото: Ольга Власенко

Помимо полетов в небе, Николь интересовали искусство и джаз. Она увлеклась богемной атмосферой Нью-Йорка и современной живописью. Культурная жизнь огромнейшего мегаполиса в конце ХХ века была наполнена влиянием поп-арта, концептуализма и нового реализма.

В галерее представлены работы двух периодов, когда художница творила в традициях экспрессионизма, а затем стала создавать объекты контемпорари арт – ready-made. Николь хорошо чувствовала текстуру материала и умела придать обыденным изделиям промышленности эстетическое измерение.

«Пластик, колготки, садовый шланг, или раковина… Синхронно я работаю с элементами, из которых состоит моя жизнь», – говорила художница.

Она интересовалась современной философией искусства. Ее работа заключалась в поиске точки видения для создания удивленного и странного восприятия обыденного. Николь Карстенс была очарована и заинтригована отношением между внешним видом объектов общего пользования и их социальным назначением. Исследуя связь между восприятием и представлением, она обнаружила, что чаще всего эти отношения воспринимаются как должное. А чистое эстетическое восприятие объектов, незамутненное повседневным их употреблением, остается в значительной степени скрытым. Раскрытие тайных смыслов эстетики повседневности стало для нее важной творческой задачей.   

Инсталляция Circumflex изготовлена полностью из резины. Тысячи резиновых ободков сплетают пространство единой кружевной линией. Сначала зрителю оптически может показаться, что они походят на презервативы. Таким образом, ему передается усиливающееся воздействие материала как процесса аморфного размножения на клеточном уровне, пронизывающего все вокруг. Использование резиновых ободков как элементов созвездий также способно вызвать поэтичные ассоциации, отсылая воображение реципиента к призрачным абстракциям.

«Я беру материалы, с которыми работаю, из повседневной жизни: салфетки, пакетики, колготки и другие всем известные промышленные изделия. Я стараюсь деконструировать их формальное присутствие через ощущение жеста, моего собственного жеста, чтобы передать переживание опыта, который является субъективным, но социально закодированным и, следовательно, узнаваемым».

Blue Notes от Thin Air – серия фотографий, сделанных в период, когда Николь Карстенс работала стюардессой. Как и многим художникам, ей нужно было зарабатывать на жизнь, чтобы иметь возможность заниматься искусством. Тогда у нее родилось множество идей для будущих художественных проектов.

Серия уже выставлялась на персональных выставках Николь Карстенс в Роттердаме и Нью-Йорке. Выставка в Алматы организована Nicole Art Sense Foundation (NASF) и является частью проекта MPL «Наведение мостов между Востоком и Западом».

На открытии выставки присутствовал брат художницы, посол Нидерландов в Казахстане, Андре Карстенс, который прочитал трогательные стихи на русском языке в память о своей безвременно ушедшей сестре.

Ольга Власенко

https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/4ArHb4ev.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/rELDzPCq.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/b34QtP5S.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/M0hKeBwg.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/4PuJK63f.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/8Gwk9022.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/r7r6sdhN.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/Dn1RORrO.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/31/images/8TZafzV4.jpg

Красота «Стеклянного сада»

Выставка известного чешского мастера Иржи Пачинека проходит в Государственном музее искусств имени А. Кастеева.

20 Февраль 2020 13:42 10869

Красота «Стеклянного сада»

Фото: Максим Морозов

Посол Чешской Республики в Казахстане Рудолф Гикл рассказал, что выставка «Стеклянный сад» стала первым крупным культурным проектом в Казахстане. По его словам, главной целью экспозиции стало знакомство казахстанцев с творчеством чешских мастеров-стеклодувов и погружение посетителей выставки в мир магии превращения стекла в настоящие произведения искусства, способные украсить и музейные залы, и частные коллекции.

«Все свое детство я посвятил спорту, я подавал хорошие надежды как спортсмен, – рассказал Иржи Пачинек любителям искусства на открытии выставки. – Мой тренер по греко-римской борьбе уже разработал большой план по моей подготовке».

«Но в 15 лет я посмотрел чешский сериал о мастерах-стеклодувах и стал грезить мечтой об этой профессии, – продолжал мастер свою историю. – Кто-то из друзей рассказал об экскурсии на стекольный завод, и я, конечно, воспользовался этой возможностью. Я был поражен, увидев, как мастера у печи управляются с горячим тягучим стеклом. Придя домой, я тут же попытался создать свой первый шедевр, но у меня ничего не вышло».

«Моя мама не стала противиться моему выбору, но вот тренер… После того как я огорчил его новостью о том, что стану стеклодувом, в сердцах пообещал убить меня, – смеется Иржи. – Но, несмотря на это, теперь тренер сам признается, что ему нравятся мои произведения и что он – мой самый большой поклонник».    

А экспонаты выставки действительно поражают своей красотой. Произведения Иржи Пачинека известны далеко за пределами его родной страны. Вот и алматинская публика высоко оценила его творчество, написав множество благодарных отзывов работам художника по стеклу.

Первая мысль при взгляде на это произведение ассоциируется с известным логотипом программы «Модернизация сознания». Уже потом, прочитав название работы – «Сокол», понимаешь, что перед тобой просто сокол, но некие ассоциации возникают)

«Аратинги». Попугай из стекла сидит на листьях пальмы. Буйство красок и узоров в работах мастеров – сложный технологический процесс, секретами которого мастера не хотят делиться. Разные цвета получают добавлением в расплавленное стекло оксидов разных металлов, каждый из которых дает определенный цвет.

На выставке «Стеклянный сад» представлено много работ на тему обитателей подводного царства. Акулы, осьминоги, ракушки, крабы, еще пара-тройка неведомых обитателей морей в разных формах и цветах, есть, где разгуляться любителям морепродуктов.

«Хайратус». Орел в цветах государственного флага Чешской Республики путешествует по выставкам мастера с 2018 года.

Еще один обитатель морей – «Мугил». Кефаль с красными глазами. Кстати, как рассказал мастер, красный цвет в стеклянных узорах самый трудоемкий и дорогой.

Написано: «Тунец», значит, тунец! Но уж очень он смахивает на акулу. Замаскировался)

А вот здесь все ясно. Смотришь на самый большой экспонат выставки – фламинго. На подписи к экспонату тоже «Фламинго». Никакого диссонанса.

Неизвестно, специально ли Иржи подбирал экспонаты для экспозиции в Казахстане или нет, но лошадей здесь почти столько же, как и обитателей морей. Несколько прекрасных статуэток гарцующих жеребцов и несколько стеклянных скульптур в виде голов, в тренде современного искусства.

Каждая работа мастера из Чехии уникальна. По словам Иржи Пачинека, сделать точную копию его работы не сможет никто, даже он сам. Побывав в нашей стране, стеклодув воодушевился новыми образами. В его планах создание стеклянной юрты и обучение казахстанских мастеров работе со стеклом.

Выставка расположилась на третьем этаже Государственного музея искусств им. А. Кастеева и продлится до 1 марта 2020 года.

Максим Морозов

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

06 Февраль 2020 17:52 10731

В Кастеевке открылась выставка художественного стекла из Чехии

Фото: Ольга Власенко

Автор «Стеклянного сада», чешский художник Иржи Пачинек отметил, что потребовалось немало усилий и изобретательности, чтобы транспортировать большие и хрупкие работы для путешествия в другую страну. Средний вес объектов варьируется от тридцати килограммов и выше.

Немалого мастерства требует и сам процесс создания стеклянных произведений. Художник должен обладать не только творческим воображением, но и физической силой, чтобы удержать на двухметровой трубке солидную массу стекла. Поэтому мастер работает с командой помощников из двенадцати человек, в которую в том числе входят архитекторы, дизайнеры и продюсеры.

Процесс рождения стеклянного произведения на свет запечатлен на видео, демонстрируемом в экспозиции. Куратор выставки, искусствовед Екатерина Резникова, советует посмотреть его внимательно.

«Все трансформации, которые проходит материал в виде песка и других мелких частиц, – это абсолютное волшебство и магия. Все они подчиняются идее мастера. У художника, работающего со стеклом, есть короткий промежуток времени, чтобы придать объекту финальный облик. Стекло очень быстро остывает, его средняя рабочая температура колеблется от 1900 до 1400 градусов. Сам Иржи Пачинек говорит, что материал в процессе выдувания напоминает густой мед. Текстура подвижная и трансформирующаяся. И нужно поймать момент, чтобы зафиксировать конечный образ. Требуется много мастерства и силы, чтобы удержать массу стекла, постоянно вращая и ловя нужный момент. После того как объект получил хрупкую светоносную форму, его трансформация невозможна. Его можно только разбить на множество осколков. Объект становится очень чувствительным к внешним воздействиям», – рассказала Екатерина в эксклюзивном интервью нашим читателям.

Художник основал собственный бренд, востребованный в международном пространстве производства стеклянных изделий. Компания даже открыла выставку своей стеклянной скульптуры под открытым небом. Ее особенность в том, что в арт-объектах невозможно наличие отверстий, куда может проникнуть вода. При минусовой температуре, расширившись, она может разорвать скульптуры.

Стеклянная скульптура – прежде всего пространственный объект, восприятие которого меняется с разных ракурсов. Цветовое зонирование зала оказалось эффектным ходом для размещения фигур в композиции. Более светлые скульптуры расположили на более темном, бардовом фоне, а более темные – на светло-сером, графитовом.

Если говорить о стилистике произведений, то в их создании автор опирается на натуру, всматриваясь в объекты. Он не вдохновляется абстрактными формами (хотя и может это делать), предпочитая творить в стиле анимализма. 

«Чаще всего встречаются птицы и морские обитатели. Также художника привлекают головы животных – зебр и лошадей. Голова лошади из синего непрозрачного стекла – один из самых сложных в техническом исполнении арт-объектов. Художник обращается к натуральным формам, но при этом производит их магическую художественную трансформацию. Это и диковинные туканы. Медузы и осьминоги с их плавными, гибкими конечностями. И бабочка – один из самых ярких объектов, созданных природой и богом. Поэтому в создании этого образа художник использует прием гиперболы, преувеличения. Художник стремится раскрыть особенности, присущие тому или иному живому существу как художественному объекту. Если это бабочка – то это раскрытые навстречу взгляду цветные крылья. Если акула – обтекаемое тело-торпеда, преодолевающее морскую стихию. Это и бесконечная в своем вращении улитка. А также медуза и осьминог, с подвижными, закручивающимися в спираль щупальцами. Стекло – материал, который по сути не ограничивает художника в своих выразительных возможностях», – подчеркивает искусствовед.

Между Чехией и Венецией (островом Мурано, родиной знаменитого муранского стекла) длительное время шла конкуренция. Венецианское стекло было придумано в XIII веке. Технологии чешского стекла оформились в XIV веке. Художник совершенствует древние традиции, привнося в них свои оригинальные авторские приемы.

Композицию из трех лошадей мастер специально создал для Алматы. Наши зрители смогут первыми увидеть эту динамичную, полную энергии скульптуру. Основная часть выставки повторяет экспозицию, которая была представлена в Нур-Султане в прошлом году. Для казахстанского зрителя выставка предоставляет уникальную возможность познакомиться с таким не характерным для нашего региона материалом, как стекло.

Иржи Пачинек – один из самых известных современных производителей художественного стекла не только в Чешской Республике, но и на международном уровне. Он создает шедевры на своих стекольных заводах в Линдаве и Кунратице у Цвикова, где используют традиционные чешские методы выдувания стекла по металлическому свисту, в сочетании с ручной формой и горячими украшениями, для создания художественных предметов. Также на стекольном заводе обучаются молодые стеклодувы из разных стран, в том числе студенты из Казахстана.

Как отметил посол Чешской Республики Рудолф Гикл: «Выставка является первым крупным культурным проектом посольства Чехии в Казахстане, целью которой было желание представить ценные и красивые произведения искусства из Чешской Республики, что способствует укреплению восприятия казахстанцами чешского стекольного мастерства, которое ранее уже было им известно».

Выставка продлится до 1 марта.   

Ольга Власенко