Помимо полетов в небе, Николь интересовали искусство и джаз. Она увлеклась богемной атмосферой Нью-Йорка и современной живописью. Культурная жизнь огромнейшего мегаполиса в конце ХХ века была наполнена влиянием поп-арта, концептуализма и нового реализма.
В галерее представлены работы двух периодов, когда художница творила в традициях экспрессионизма, а затем стала создавать объекты контемпорари арт – ready-made. Николь хорошо чувствовала текстуру материала и умела придать обыденным изделиям промышленности эстетическое измерение.
«Пластик, колготки, садовый шланг, или раковина… Синхронно я работаю с элементами, из которых состоит моя жизнь», – говорила художница.
Она интересовалась современной философией искусства. Ее работа заключалась в поиске точки видения для создания удивленного и странного восприятия обыденного. Николь Карстенс была очарована и заинтригована отношением между внешним видом объектов общего пользования и их социальным назначением. Исследуя связь между восприятием и представлением, она обнаружила, что чаще всего эти отношения воспринимаются как должное. А чистое эстетическое восприятие объектов, незамутненное повседневным их употреблением, остается в значительной степени скрытым. Раскрытие тайных смыслов эстетики повседневности стало для нее важной творческой задачей.
Инсталляция Circumflex изготовлена полностью из резины. Тысячи резиновых ободков сплетают пространство единой кружевной линией. Сначала зрителю оптически может показаться, что они походят на презервативы. Таким образом, ему передается усиливающееся воздействие материала как процесса аморфного размножения на клеточном уровне, пронизывающего все вокруг. Использование резиновых ободков как элементов созвездий также способно вызвать поэтичные ассоциации, отсылая воображение реципиента к призрачным абстракциям.
«Я беру материалы, с которыми работаю, из повседневной жизни: салфетки, пакетики, колготки и другие всем известные промышленные изделия. Я стараюсь деконструировать их формальное присутствие через ощущение жеста, моего собственного жеста, чтобы передать переживание опыта, который является субъективным, но социально закодированным и, следовательно, узнаваемым».
Blue Notes от Thin Air – серия фотографий, сделанных в период, когда Николь Карстенс работала стюардессой. Как и многим художникам, ей нужно было зарабатывать на жизнь, чтобы иметь возможность заниматься искусством. Тогда у нее родилось множество идей для будущих художественных проектов.
Серия уже выставлялась на персональных выставках Николь Карстенс в Роттердаме и Нью-Йорке. Выставка в Алматы организована Nicole Art Sense Foundation (NASF) и является частью проекта MPL «Наведение мостов между Востоком и Западом».
На открытии выставки присутствовал брат художницы, посол Нидерландов в Казахстане, Андре Карстенс, который прочитал трогательные стихи на русском языке в память о своей безвременно ушедшей сестре.
Ольга Власенко